ГлавнаяНовостиОна с величием, он - с разумом в очах
Опубликовано 17.09.2016, новости
автор: ОК-журнал
Показов: 232

Она с величием, он - с разумом в очах

В ГМИИ им. Пушкина открылась первая в России выставка Рафаэля. 

В Москву привезли восемь живописных вещей и три рисунка из собрания флорентийской Уффици и других итальянских музеев.

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка живописи и графики Рафаэля.

В Москву работы этого художника в таком количестве привезли впервые. Несмотря на то, что в русском сознании Рафаэль занимает особое место, его имя исторически произносят как синоним понятия искусства как такового.

Его любили русские классики: копии картин Рафаэля висели в кабинетах Достоевского и Толстого, даже православная церковь относилась к нему с пиететом — ватиканскую фреску «Преображение» воспроизводили в убранстве нескольких православных храмов, в частности такого значимого, как Спасо-Преображенский собор Углича.

 

Особое место в истории русской рафаэлианы занимает Сикстинская мадонна. Как утверждают знатоки, в России эта картина гораздо более популярна, чем в Италии, где была написана, и в Германии, где хранится в Дрезденской галерее. Почему-то русские копиисты с начала XIX века именно ее любили изображать для столовых и гостиных. И как известно, Пушкин жаловался, что не может купить такую копию, потому что стоит она 40 тыс. руб.

Наконец в 1955 году на выставке в том же ГМИИ среди трофеев Дрезденской галереи ее увидело едва ли не полтора миллиона соотечественников.

Есть у нас и свой Рафаэль: в Эрмитаже хранятся две живописные вещи — «Мадонна Констабиле» и «Святое семейство», а также некоторое количество рисунков. Как известно, были в Эрмитаже и еще два полотна — «Мадонна Альба» и «Святой Георгий». Они в пору варварских сталинских распродаж музейных ценностей переместились в Вашингтонскую национальную галерею.

Сегодняшняя экспозиция в ГМИИ, впрочем, событие само по себе, вне зависимости от исторического контекста. Восемь картин и три рисунка проведут в Москве четыре месяца. Среди них крайне редко покидавшая пределы Италии вещь «Экстаз святой Цецилии» из Пинакотеки Болоньи. С нее мы и начнем краткий обзор экспонатов.

Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной

Картина написана для капеллы семейства даль Олио в церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье. По новейшим данным датируется 1515–1516 годами. Джорджо Вазари в своих прославленных «Жизнеописаниях живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что «это произведение принесло Рафаэлю хвалебные отзывы и приумножило его славу, в его честь было сочинено множество латинских и итальянских стихов. Например: 
«Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии,
А Рафаэль нам явил также и душу ее».
Святая Цецилия — римлянка, язычница, уверовавшая в Христа и обратившая в христианство 500 язычников. С ней связана очень красивая и очень замысловатая история миссионерства, которую Рафаэль воплотил с какой-то ни на что не похожей легкостью. Крайне запутанный сюжет у него предстает совершенно прозрачным и доступным.

Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука). Флоренция. Галерея Уффици. Палатинская галерея

Название объясняется просто: картиной владел Фердинанд III Лотарингский. История создания вещи неизвестна. Авторство долгое время подвергалось сомнению, пока в середине XIX века не устоялось в умах искусствоведов. От большинства Рафаэлевых мадонн отличается глухим черным фоном, обычно у него фигуры предстают на фоне пейзажа. Последние рентгенографические исследования, впрочем, говорят о том, что пейзаж таки был. Почему и кто его закрасил — загадка.

По-видимому, первоначально изображение планировалось заключить в овал. Вторая загадка касается того, почему этого не произошло. В нынешней экспозиции, кстати, есть рисунок, очень напоминающий композицию картины, он выполнен в форме тондо.

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: