ГлавнаяНовостиДама с собачкой поедет в Сочи
Опубликовано 13.09.2016, новости
автор: godliteratury.ru
Показов: 77

Дама с собачкой поедет в Сочи

На торжественной церемонии в Доме-музее А. П. Чехова в Москве объявили победителей литературного конкурса «Дама с собачкой» на лучший рассказ о «курортном романе»

Текст: Павел Басинский/РГ
Фото: Михаил Синицын/РГ
На фото: Обладатель «Гран-при» конкурса «Дама с собачкой» Кирилл Пашкин

Идея конкурса принадлежит заместителю главного редактора «Российской газеты» Ядвиге Юферовой. Условия конкурса были объявлены в начале лета на портале «Год литературы», где он и проводился. Победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место, получат призы от Creative Writing School: бесплатное обучение по одному из выбранных ими направлений Литературных мастерских для москвичей или прохождение курса онлайн для немосквичей. Гран-при — 7-дневное проживание на двоих в одной из гостиниц круглогодичного курорта «Роза Хутор» (Сочи) в период с 1 октября до 15 ноября 2016 года, а также грант от Creative Writing School в размере 50 000 руб.

Боже, как только не изгалялась русская критика, когда в 1899 году в декабрьском номере журнала «Русская мысль» вышел рассказ Чехова «Дама с собачкой»! И «безыдейным» его называли. И это в то время, понимаешь, когда общественные мозги кипели, как раскаленное на сковороде масло: что делать? кто виноват? куда развиваться России? И, разумеется, все критики обратили гневное внимание на то, что у рассказа нет конца. Ведь непонятно, что будет дальше с Дмитрием Дмитриевичем Гуровым и Анной Сергеевной Дидериц. И фамилию-то ей автор какую придумал нелепую — это нарочно, чтобы посмеяться над серьезнейшей проблемой равноправия женщин! Критик Буренин назвал «Даму с собачкой» водевилем с «ялтинскими любовниками», который «г. Чехов ошибочно принимает за драму». А Скабичевский (тот самый, что обещал Чехову пьяную смерть под забором и тем прославился на века, даже став своеобразным героем романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — на входе в ресторан в «Доме Грибоедова» Коровьев называет себя «Панаевым», а кот Бегемот — «Скабичевским», «почему-то указывая на свой примус»), трактовал чеховский рассказ как «безвыходную позорно-мучительную драму маленьких людишек». Ну хотя бы договорились между собой — драма или водевиль?!

Конечно, были современники, которые оценили рассказ. Например, Горький и Левитан. Из этого рассказа во многом выросли «Темные аллеи» Бунина. Набоков в одной из своих лекций сказал, что «рассказ в самом деле не кончается, поскольку до тех пор, пока люди живы, нет для них возможных и определенных разрешений несчастий, надежд или мечтаний».

Вот и над конкурсом «Дама с собачкой» поначалу смеялись. Я помню, как потешались (впрочем, беззлобно) ребята на «Эхе Москвы» в «Утреннем развороте», когда в «Российской газете» была напечатана информация о конкурсе. Ну, правда же смешно — правительственная газета и какая-то «Дама с собачкой», да еще и непрофессиональный конкурс, да еще и на «курортный роман», да еще и с поездкой в Сочи на двоих. И я, войдя в жюри конкурса, тоже смеялся, пока… Пока не понял простую вещь. Литература, хотя и с некоторым запозданием, вливается в очень популярный ныне тренд, когда к конкурсам среди непрофессионалов начинают относится достаточно серьезно, и они имеют куда больший публичный успех, нежели профессиональные конкурсы. Вспомните шоу «Голос». Конечно, там было все не так, как в конкурсе «Дама с собачкой», — громко, роскошно, «постановочно» и проч.


Но литература вообще самое скромное и незатратное из всех искусств, потому что нуждается в малом: таланте и умении расставить буквы на бумаге или на мониторе. А стихи можно и в голове сочинять и даже хранить.


В литературе вообще непонятно, где начинается профессионализм, на каком уровне. Молодой Достоевский показал писателю Григоровичу свой первый роман «Бедные люди», тот познакомил с ним Некрасова, Некрасов помчался к Белинскому с криком «Новый Гоголь явился!» (легенда, но очень красивая). Федор Михайлович в этот момент стал «профессионалом»? Или еще оставался «любителем»? Когда солдат Лев Толстой с Кавказа отправлял в журнал «Современник» повесть «Детство», он был кем — солдатом или писателем?

На конкурс «Дама с собачкой» пришло более тысячи рукописей в электронном виде. В состав жюри входили известные писатели, критики и журналисты — Михаил Визель, Игорь Вирабов, Майя Кучерская, Марина Степнова. Рассказы 26 финалистов лично я с удовольствием прочитал бы не только на портале «Год литературы», но и в каком-нибудь «толстом» журнале или газете, если бы сегодня газеты печатали рассказы, как в добрые старые времена. Победитель читательского голосования уже известен — это Наталья Салтанова с рассказом «Етишкин богомышь». Очень рекомендую прочитать этот рассказ, не пожалеете! Он такой смешной, трогательный и написан изящно, лаконично, с такими «вкусными» деталями: «Кругленькая, важно вышагивающая по аллее, похожая на голубя, она водила на поводке кривоногую, лупоглазую собачку. «Чьи вы?» — наклонив по-птичьи голову набок, спросила она нас. Мы с сестрой хором ответили: «Папины». Вскоре за нашими спинами мы услышали: «Эти девочки — Нина и Лена Папины». Великолепный рассказ о подростковой любви, с очень грустным, но светлым финалом. Знаете, я почти уверен, что он понравился бы Антону Павловичу.

Да и все 26 финалистов хороши! Каждый рассказ — это прежде всего интересная «история», а нынче в литературе дефицит «историй» (как и в кино). За «историями» будущее, их на самом деле хотят издатели, а не тонкого «плетения словес» и так называемого «самовыражения». Так что непрофессиональный конкурс неожиданно проявляет вполне себе «профессиональные» тенденции.

Но главное — в доме Чехова кто-то почувствовал себя чуточку знаменитым. Ой, как же это приятно!

Ссылки по теме:
Оригинал статьи на сайте «РГ»
Счастье по Чехову
«Дама с собачкой» подводит итоги
«Дама с собачкой»: выбор читателей

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: