ГлавнаяНовостиГений. Гигантский мальчик на огромной земле
Опубликовано 05.08.2016, новости
автор: godliteratury.ru
Показов: 210

Гений. Гигантский мальчик на огромной земле

Фильм о великом писателе Томасе Вулфе и его великом редакторе Максе Перкинсе — интересная попытка воспроизвести кинематографическими средствами изнанку писательского труда

Текст: Наталья Курчатова

You road I enter upon and look around, I believe you are not all
that is here,
I believe that much unseen is also here.
Walt Whitman “Song of the Open Road”

Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

«Гений». Реж. Майкл Грандаж. 2016, Великобритания, США. Слоган «Max Perkins discovered Ernest Hemingway and F. Scott Fitzgerald. But he never met anyone like Thomas Wolfe»

В российском прокате идет фильм «Гений», который, вероятно, уже посмотрели все те, кто неравнодушен к американской литературе и/или британским актерам. Что до меня, то я удовлетворяю обоим требованиям, тем не менее, должна сказать, что более странного и при этом с помпой реализованного байопика я не встречала давно.

Под «Гением» в картине режиссера-дебютанта Майкла Грандаджа подразумевается Томас Клейтон Вулф, писатель-громада, которого привычно относят к так называемому «потерянному поколению» между двумя мировыми войнами, хотя с собратьями и современниками общего у него не так уж много. Вулф является автором четырех «толстовских» по объему и замаху романов (два из которых увидели свет посмертно) и ряда более убористых прозаических произведений, но, по сути, все его наследие — ни что иное, как одно огромное послание, хроника освоения себя и мира в разных его проявлениях — от зримого и чувственного до метафизического.
При этом собственно в жизни Вулфа не происходило, во-первых, практически ничего, что бы он не описал в своей прозе, а во-вторых, — вообще ничего особенного с точки зрения яркого сюжета и завлекательной картинки. В отличие от того же Хэмингуэя, распространявшего свое любопытство на страны, континенты, горячие точки и экзотические сообщества, Томас Вулф жил скорее вглубь, чем вширь. Это к тому, что выбор героя для зрительской картины довольно странный.
Более того.

Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

«William Maxwell Evarts «Max» Perkins (1884 — 1947), was the editor for Ernest Hemingway, F. Scott Fitzgerald and Thomas Wolfe. He has been described as the most famous literary editor/en.wikipedia.org

Создатели сознательно отсекли почти все то, что Вулф сам рассказал о себе — а наговорил он, будучи по складу яростно-лирическим эгоцентриком, порядочно.
В центре картины — отношения Томаса Вулфа и редактора/издателя Макса Перкинса, который открыл Вулфа читающему миру и на несколько лет стал его ближайшим другом, проводником, а отчасти и наставником. Сюжет этот не то чтобы неинтересен, но — как знает каждый пишущий — совершенно камерный и не зрелищный, ведь основные линии напряжения лежат в поле интеллекта и воображения.
Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

Томас Клэйтон Вулф (англ. Thomas Clayton Wolfe, 1900-1938)Томас Вулф, 1937. Фото Карла Ван Вехтена/ru.wikipedia.org


Вообще-то, возможности кинематографа позволяют задействовать и эти эшелоны, но в «Гении» решительно отказались от мысли, например, визуализировать впечатления Перкинса от прозы Вулфа — хотя там есть на что посмотреть: начало дебютного романа «Взгляни на дом свой, ангел» с путешествием из Пенсильвании к южным отрогам Аппалачей врезается своей зримостью. Вместо этого зрителю начитывают цитаты из книги, в то время как Макс Перкинс едет из Нью-Йорка в свой уютный пригород, а за окном проносятся унылые осенние пейзажи предместья большого города в неопределенно средней полосе. Основной же смысл сложного взаимодействия между автором и редактором сводится примерно к тому, как сложно работать с талантливыми людьми.
Не оставляет мысль, что подобная линия — издательская судьба гениального писателя — выбрана с расчетом на какой-то британский или американский «год литературы»: через руки Перкинса, помимо Вулфа, прошли и Хэмингуэй, и Френсис Скотт Фицджеральд, и для каждого из них в «Гении» заготовлена своя интермедия. Давайте, значит, посмотрим на живые портреты классиков.
Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

Гай Пирс — Фрэнсис Скотт Фицджеральд


Портреты, кстати, вышли довольно характерными — хотя за достоверность сейчас, без малого столетие спустя, вряд ли кто может ручаться. Нервический Фицджеральд в исполнении Гая Пирса довольно далек от своих опереточно-милых фото, но, весьма вероятно, близок к реальному Френсису Скотту; особенно пронзительно вышла сцена посещения Фицджеральда Вулфом уже во времена работы первого в Голливуде, где он вскоре и закончит свои дни, на пару лет пережив младшего собрата по перу. Следуя
Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

Фрэнсис Скотт Фицджеральд (англ. Francis Scott Key Fitzgerald; 1896—1940)


самоопределению Ф. С. того периода («разбитая тарелка»), Пирс дает человека с высоким самоотчетом и долей жестокости к себе. Молодого Хэмингуэя играет Доминик Уэст, поднаторевший в ролях приличных на вид негодяев, и с первым его появлением на экране к нему липнет определение «жовиальный». Хороша Николь Кидман в роли любовницы и соратницы Вулфа — Элин Бернстайн.
Что касается тандема Вулф — Перкинс, то здесь, несмотря на громокипящую энергию Джуда Лоу в роли Вулфа, лидером выступает Перкинс (Колин Ферт). Он притягивает своим тихим внимательным взглядом, на него хочется смотреть. Что касается Лоу-Вулфа, то здесь, похоже, произошла ошибка ложного подобия — выдающийся актер, звезда, Джуд Лоу действительно немного похож
внешне на Томаса Вулфа — и это сходство было дополнительно усилено гримерами. При этом самым важным в природе Томаса Вулфа безусловно являются не черты, но масштаб и связанный с ним род харизмы. Вулф был очень крупным человеком, два метра ростом, для своего времени — просто гигантом. Его самоощущение во многом определялось именно этим. Что в сочетании с явным дарованием и бурлящей витальностью и создало натуру, способную, при отсутствии опыта войн и странствий «надышать» эти чувства — открытия, крайнего напряжения, неостановимого движения и бесконечного плодородия — в свои книги. Изящный артист около среднего роста, Джуд Лоу выглядит в хорошие моменты — восторженным мальчишкой, в плохие — вертлявым самовлюбленным невротиком. Как-то мелковато для одного из десятка писателей, которые придумали Америку.
Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе Доминик Уэст — Эрнест Хемингуэй

Доминик Уэст — Эрнест Хемингуэй


Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе Эрнест Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй (англ. Ernest Miller Hemingway; 1899 -1961)


Между тем реальный Томас Вулф был именно таков. Недаром его особенно ценил Уильям Фолкнер, создатель классического оттиска американского Юга в мировой литературе: он-то понимал величину ставок.


Соседи по издательству «Скрибнерз» — Фицджеральд и Хэмингуэй — мужчины, а не гигантские мальчики, в отличие от Вулфа, те, пожалуй, не замахнулись на столь влюбленное, дерзновенное и жестокое описание своей страны.


С ее полями, лесами, горами, фермами и землей, родящей скрипучий салат, тугие лозы винограда, тяжелые тыквы, ямс, хлопок, табак; краснолицых парней и девушек с яблочным румянцем. А также — с ее скаредностью, подсчетом каждого цента, набитыми кубышками, земельным крохоборством и больными детьми, которые ст?ят куда дешевле негритянской прислуги.
Гений Гигантский мальчик на огромной земле Фильм о Томасе Вулфе и его редакторе Максе Перкинсе

Джуд Лоу — Томас Вулф


Пожалуй, во многих моментах Томас Вулф родствен не только Фолкнеру, но и Уолту Уитмену, процитированному во первых строках этого письма —


мало кому присуще столь многоцветное, ветхозаветное, а то и языческое чувство великолепия земли и, одновременно, столь резкое ощущение нелепости мелочного человеческого обычая.


Возможно, Томас Вулф во плоти действительно был мелким нервическим себялюбцем, изводившим свою женщину и редактора, которому не хватало ссылки в Сибирь, чтобы усвоить чувство пропорции. Но он точно был куда масштабнее рассказанной о нем истории. Гением без кавычек.

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: