ГлавнаяНовостиВ квартире Блока "временно прописали" Розанова
Опубликовано 03.08.2016, новости
автор: godliteratury.ru
Показов: 65

В квартире Блока "временно прописали" Розанова

В петербургском музее-квартире Блока в рамках экспозиции «Блок и его окружение» открылась выставка «Василий Васильевич Розанов»

Текст: Ольга Штраус/РГ
Фото: Анатолий Медведь/РГ

На 2016 год пришлось 160-летие Розанова, самого противоречивого литератора Серебряного века. А 7 августа исполнится 95 лет со дня смерти Блока.


Что общего у Блока с Розановым? Общая у них была — странная «дружба-вражда».


С одной стороны, Блок отмечал, что его ближайший приятель Евгений Иванов «безраздельно пылает Розановым», а двухтомник Розанова «Опавшие листья» сам поэт называл «удивительной книгой» и не раз перечитывал. А с другой стороны — Блок с Розановым жестоко ссорились на страницах печати.


Некрасивый, желчный, с вкрадчивой повадкой, Розанов умудрился войти в историю литературы как специалист по «половому вопросу».


Быть может, причиной тому — его редкая искренность? Розанов откровенно писал о том, о чем многие много думают, но стесняются вслух говорить.

На выставке — одно из первых изданий капитального труда Розанова «Семейный вопрос в России» (1903 год). Судя даже по одному оглавлению, это была весьма животрепещущая книга для своего времени: «развод и понятие незаконнорожденности», «холостой быт и проституция»…


Женившийся на 41-летней Аполлинарии Сусловой (бывшей возлюбленной Достоевского), 24-летний Розанов словно сам оказался связанным с персонажами романов Федора Михайловича.


В Сусловой видели прототип Настасьи Филипповны из «Идиота», Катерины Ивановны из «Братьев Карамазовых», да и в реальной жизни она была весьма экстравагантна. Василий Васильевич развелся с ней, жил в другом, многодетном и счастливом браке, но она еще двадцать лет не давала ему официального развода.

Здесь же, в музее-квартире Блока, представлена та самая злополучная статья Розанова «Автор «Балаганчика» о петербургских религиозно-философских собраниях», которая положила начало их затяжному публичному конфликту (газета «Русское слово» от 25 января 1908 года). Уже первый абзац этого фельетона цеплял поэта: «На вопрос, кто истинно счастливый человек, Карамзин отвечал довольно неопределенно: «патриот среднего возраста». На вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов ответил, что «никому». Но если бы в минувшую зиму задать эти два вопроса, ответ был бы ясен: истинно счастливый человек на Руси — Александр Блок…»

Розанов, признанный философ и религиозный мыслитель, вообще умел наживать себе врагов. Причем в самых противоположных станах. Из того же религиозно-философского общества, за которое он так ратовал, его вскоре с треском выгнали. Коллеги-литераторы считали его то черносотенцем, то либералом, упрекали одновременно в юдофобстве и юдофильстве. Основания давал частенько он сам: с равным жаром писал нередко вещи, диаметрально противоположные. Почему?

Розанову было важно зафиксировать движение мысли, миг ее рождения. Дальнейшая ее траектория могла быть какой угодно: дух свободен. Отсюда — бесконечные парадоксы Розанова. «Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали». Хотя именно религиозно-этические проблемы и составляли стержень его творчества.

В сущности, Розанов изобрел новый жанр литературы — сборники краткой эссеистики, складывающиеся в единое «лоскутное одеяло». И именно


из-за парадоксального мышления Розанова, его удивительного остроумия, читаются непростые тексты увлекательно, как триллер. А сам жанр получит впоследствии огромную популярность — вплоть до нашего времени.


Любопытна рукопись недописанных мемуаров Евгения Иванова о Розанове. Озаглавлены две тонкие тетрадочки «Летящие листья», более чем прозрачно напоминая о розановских «Опавших листьях». Есть на выставке и личные письма Розанова, есть рукописные воспоминания его дочери Татьяны. Иллюстрации к стихам Блока другой его дочери, Надежды Васильевны Розановой-Верещагиной, были опубликованы в прижизненных сборниках Блока, — но некоторые выставлены впервые.

Жемчужиной экспозиции куратор Марина Ковалева называет скромный сборник на серой бумаге «Апокалипсис нашего времени». Очень редкое полное собрание брошюр, составивших последнюю книгу Розанова. В ней автор собрал свои горькие размышления о судьбах России и русской культуры в революции. Блок в это же время работал над поэмой «Двенадцать» и революцию принял иначе. Однако розановский «Апокалипсис» читал с карандашом в руках, оставив на полях многочисленные пометки. Ковалева уверена, что такие пометки могут открыть множество секретов поэтической кухни самого Блока…

КСТАТИ
На этой неделе, 7 августа, Музей-квартира Александра Блока приглашает всех почтить 95 лет со дня смерти поэта. Автобусно-пешеходная экскурсия «Город мой неуловимый…» позволит увидеть все блоковские места Петербурга: сфинксов, ректорский флигель университета, где родился поэт, «пять изгибов сокровенных» Васильевского острова, Литераторские мостки Волкова кладбища, куда в 1944 году была перенесена могила Блока… Завершится этот день чтением стихов в последней квартире поэта.

Ссылки по теме:
Отечественный насмешник, 27.01.2016
Блоковское варенье сварят из «духов и туманов», 02.08.2016
Итальянские писатели и литературное варенье, 22.09.2015
Строки дня. Александр Блок, 21.07.2015
Итальянцы путешествуют по литературной России, 14.09.2015

Оригинал статьи:
Дневник вражды и дружбы — «Российская газета», 01.08.2016

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: