ГлавнаяНовостиЧернышевский - писатель XXI века
Опубликовано 24.07.2016, новости
автор: godliteratury.ru
Показов: 126

Чернышевский - писатель XXI века

Родившийся 12 (24) июня 1828 года автор «Что делать?» остается интересен и тогда, когда его «утопический социализм» окончательно сдан в архив

Текст: Анна Арутюнян, авторизованный перевод с английского Михаила Визеля
Фото: ru.wikipedia.org

То, что появившийся в первые пореформенные годы пухлый роман «Что делать?» стал одной из самых влиятельных, по-настоящему культовых книг XIX века, не спорят ни горячие поклонники Чернышевского, ни его яростные хулители. Но в XXI веке описанные Николаем Гавриловичем свободные трудовые и семейные отношения, само последовательное выстраивание параллельной жизни, свободной как от «традиционных ценностей», так и от внимания государства, не только не утратило актуальности, но и наоборот, стало еще актуальнее.
Почему — объясняет московский англоязычный журналист и писатель Анна Арутюнян.

24 июля день рождения Чернышевского. Гражданская казнь«Что делать?» Николая Чернышевского всегда трудно было оценивать как роман. Его вязкая, порою невнятная проза, бесконечное морализаторство персонажей, — все это выводит его за пределы художественного. Только романы Айн Рэнд, написанные в следующем веке, можно сравнить с самым известным произведением Чернышевского, благодаря сочетанию полного отсутствия художественных достоинств и чрезвычайной насыщенности идей, касающихся новой социальной парадигмы, — неслыханного и в то время еще утопического способа человеческим существам выстраивать отношения друг с другом.
Но если мы откажемся от взгляда на «Что делать» как на философский трактат или на политический манифест, и сосредоточимся на отношениях между персонажами в повествовательной части произведения,


мы увидим тип сообщества с горизонтальными связями, последовательно лишенными какого бы то ни было принуждения.

Такие сообщества, естественно, могли возникнуть лишь в XXI веке.


Причем, что особенно интересно, возникнуть не благодаря утопическим идеологиям, вдохновлённым Чернышевским, а вопреки им.
Каким-то образом, невероятным усилием воли, которое, опять-таки, сравнимо лишь с «разумным эгоизмом» художественно беспомощных персонажей Айн Рэнд, героиня Чернышевского Вера Павловна сумела выстроить в середине XIX века «хипстерский рай», основанный исключительно на свободных связях и альтернативной экономике. 24 июля день рождения Чернышевского. Дом ЧернышевскогоПостроение этого образцово-показательного сообщества начинается с устройства собственного «брака по расчету», в котором, по ею же предложенному «альтернативному протоколу»,


ни один из супругов не вправе требовать чего-либо от другого — вплоть до того, что входить в комнаты друг друга они могут лишь с формально полученного разрешения.


Эта формализация доходит до смешного. Даже возникший любовный треугольник преподносится как манифест социальной теории, не имеющей ничего общего с тем, как в действительности устроены человеческие отношения. Но действенная экономика микро-сообщества, созданного Верой Павловной, если не смотреть на идеологию, далеко опередила свое время, и, вне зависимости от намерений самого Чернышевского, не имеет ничего общего с социализмом.
24 июля день рождения Чернышевского. В Вилюйске в ссылке


Главное, что позволило Вере Павловне создать свой автономный мир — умелая расстановка приоритетов.


Вынося за скобки великое дело революции, ради которой, согласно Чернышевскому, герои и добиваются экономической самостоятельности, самый интересный аспект этой экономической модели — то, что Вера Павловна трезво осознаёт, что именно из банальных бытовых удобств для нее важно, вне зависимости от того, чт? принято в ее социальном классе или положено ей по статусу. И даже не сообразуясь с, прости Господи, высшей революционной необходимостью.


Если ей нужна горячая ванна каждое утро и свежие сливки в чай — она думает о том, как монетизировать свои способности.


Чтобы соответствовать своим потребностям, она начинает работать частной портнихой, быстро создавая сеть клиентов и поставщиков, разделяющих подобные принципы — не столько принципы революционной борьбы, сколько прагматичного коллективного решения возникающих проблем. При этом обходятся не только навязчивые требования семейных и классовых традиций, законов и религии, — этот принцип «надо просто делать вещи» распространяется и на идеологический контекст, который Чернышевский навязывает своим героям.
24 июля день рождения Чернышевского. Гражданская казнь


Эти экономические принципы добровольного сообщества способствуют развитию плюрализма, что очень хорошо заметно в наши дни.


Десятилетие назад регулярное использование такси было роскошью, указывающей на определённый уровень дохода. Но развитие Убер-такси (в точности такая же альтернативная экономическая структура, упрощающая инфраструктуру и оптимизирующая затраты, как та, которую создала Вера Павловна в своей швейной мастерской) привело к тому, что постоянные поездки на такси стали повседневной чертой представителей «креативного класса», в том числе тех, чей доход не превышает дохода рабочего класса, но с точки зрения потребительских моделей они оказываются уже ближе к верхушке среднего класса.


«Выброшенные» (благодаря кризису или собственной усталости) за пределы традиционной экономики, городские адепты «местной еды» создают маленькие сырные цеха, с собственной упрощенной сетью поставщиков и клиентов, часто основанной просто на фейсбуке.


Или, на более глобальном уровне, возникает биткойн — альтернативная цифровая валюта.
24 июля день рождения Чернышевского. Музей-усадьба, СаратовОбъединяет все эти экономические сообщества — и делает их похожими на то, что сумела выстроить Вера Павловна — то, что они не социалистические и не капиталистические. И вообще лишены какой бы то ни было идеологии. Если уж как-то их называть, то ближайшим определяющим принципом, связывающим людей в подобные сообщества, — можно считать горизонтальные связи в противоположность вертикальным и, пожалуй, анархический принцип в противоположность какому-либо еще.
24 июля день рождения Чернышевского. Либертарианцы могут провозгласить, что подобные сообщества вообще не нуждаются в государстве (и поэтому своеобразный либертарианец, Айн Рэнд, парадоксальным образом вдохновлялась Чернышевским) — но это не совсем так. Такие сообщества сосуществуют с государством, но не могут заменить его, по одной простой причине:


сама идея необязательных горизонтальных связей, в деловой или в личной сфере, создает высокий уровень уязвимости.


С одной стороны, там, где нет принуждения, ничто не связывает людей кроме — общих интересов. Но ничто при этом и не гарантирует от тотальной изоляции тех, кто не сумел вписаться в подобную парадигму, особенно людей старшего возраста и социально незащищённых. Вот почему, в первую очередь, подобные сообщества никогда не бывают связаны идеологией и, что особенно важно, не могут создаваться как часть государственной политики. Их естественная среда обитания — свобода и спонтанность; но эти качества никогда не подходят для всех. Потому что в таких обществах отсутствуют привычные связывающие ориентиры. «Как положено», что «нормально» — все это теряет значение, остается только «что работает», а это крайне изменчивый и непредсказуемый критерий.


И перед самыми продвинутыми «альтерглобалистами», владельцами маленьких «фермерских лавок» и модераторами дизайнерских пабликов «вконтакте», по-прежнему встает огорошивающий вопрос: «Что делать»?


24 июля день рождения Чернышевского.

Ссылки по теме:
Письмовник. Чернышевский из ссылки — жене, 19.04.2016

Чернышевский и Вяземский открылись по-новому, 28.07.2015
В Москве покажут аксессуары писателей, 08.03.2016
Добролюбов in rock, 05.02.2016

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: