ГлавнаяНовостиСомнение стало трендом на Московской биеннале молодого искусства
Опубликовано 12.07.2016, новости
автор: mk.ru
Показов: 56

Сомнение стало трендом на Московской биеннале молодого искусства

В ГЦСИ открылась выставка стратегического проекта V Московской международной биеннале молодого искусства «Время обоснованных сомнений». Проект со столь привлекательным для скептиков названием курируется итальянскими исследовательницами – Сильвией Франческини и Валерией Манчинелли.

Сомнение стало трендом на Московской биеннале молодого искусства
Фото: Ольга Ковальке

Если раньше некоторые считали, что сомневаться некультурно, то теперь они могут быть уверены, что делать это необходимо. Современные деятели искусства из Швеции, Кувейта, Великобритании, Перу, Турции считают, что сомнение – главный компонент, объединяющий их работы, позиционируют его как метод художественного исследования.

Выставка выглядит строго и минималистично. Скажем, selfie и снимки на фоне таких видео- и фоторабот впишутся далеко не в каждый Инстаграм. В центре зала находится серия пейзажных фотогравюр «Линия фронта» Михаила Толмачева, живущего в Германии. В работе используются фотографии российских и украинских агентств, соединяющие линию фронта в Донбассе. Чуть дальше, на столах, представлена инсталляция Даниэлы Ортис «Мы посмотрели видео, и оно было полно ксенофобии», посвящённая актуальным темам европоцентризма, и, что очевидно из названия работы, ксенофобии. Эта серия рисунков наглядно иллюстрирует, насколько мощное воздействие транслируемые в современных СМИ образы оказывают на аудиторию, вводя её в заблуждение и заражая общество ненавистью к иностранцам и мигрантам.

В дальнем углу располагается небольшая комната — инсталляция «История молока и мёда» Басмы Альшарифа, совмещающая в себе кино, рисунок и фотографию. В самой комнате лишь табурет, темнота и выплывающие из неё строчки, повествующие о неудавшейся попытке некого автора написать историю любви, свободной от политического контекста. Но несмотря на неудачу, концовка рассказа остаётся жизнеутверждающей. Инсталляция, в отличии от многих других работ на выставке, оставляет светлое впечатление, ведь «история любви была лишь поводом для истории о молоке и мёде».

Фото: Ольга Ковальке

Сильное эмоциональные переживания у посетителей биеннале вызвал проект Эммануэля Альмборга «Говорящие руки». Фильм о слепоглухих детях, найденный художником в Московских архивах, демонстрирует, как люди с такими особенностями развития познавали мир и обучались в Загорской школе, основанной Эвальдом Ильенковым и Александром Мещеряковым. Ученикам школы удалось сформировать в сознании образы, картину мира и получить высшее образование, используя только руки и анализируя тактильные ощущения. Они рассказали им все, став единственным методом восприятия действительности.

Все инсталляции и видеоработы отражают проблемы общечеловеческого масштаба, пропуская через каждую мотив сомнения, который подводит к давно известной истине: репрезентация «истины» не может быть объективной. Отсюда вытекают все вопросы и проблемы, обозначенные на «Времени обоснованных сомнений». Напоминание об этом не может не натолкнуть человека на меланхоличные настроения.

— После выставки у меня осталось подавленное состояние, потому что тяжело осознавать, что в современном мире до сих пор существует проблема ксенофобии, люди не слышат друг друга, вешают ярлыки, натравливают друг на друга — делится впечатлениями одна из посетительниц биеннале Дарья. — Необходимо помнить, что все мы люди. Мы больше похожи, чем отличаемся друг от друга. Думаю, что всем нам нужно быть человечными и терпимыми. Конечно, это наивные советы, но мне кажется, что других не существует. Выставка уникальна своей ужасающей натуралистичностью, ведь использовано много документальных материалов, а значит, интерпретации оставили не так много места. Но художникам я хочу выразить только благодарность, так как мысли и идеи, которые они вкладывали в работы действительно актуальны.

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: