ГлавнаяСтатьиДиалоги: Евгений Анисимов и журнал об искусстве "Введенская сторона"
Опубликовано 24.01.2017 в 08:51, статья, раздел Искусство, рубрика Введенская сторона
автор: Елена Жирова
Показов: 862

Диалоги: Евгений Анисимов и журнал об искусстве "Введенская сторона"

Анисимов Евгений Викторович — доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Института истории РАН, Европейского университета в Санкт-Петербурге и Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, научный руководитель исторического факультета НИУ-Высшей школы экономики (Санкт-Петербургский филиал) и Института Петра Великого, приглашённый профессор в различных университетах Англии, США, Италии, России и др. стран. Автор более 40 книг, хорошо известен в России и за её пределами как крупный учёный-историк и прекрасный популяризатор исторических знаний, а также как автор увлекательных книг по истории России. Автор и ведущий телепрограмм «Дворцовые тайны», «Пленницы судьбы» и «Кабинет истории» на телеканале «Культура». Является Лауреатом премии митрополита Макария, Анциферовской премии, Всероссийской литературной премии им. Александра Невского.

ВС — Евгений Викторович, Ваша публичная лекция, которая прошла 12 января в Областной универсальной научной библиотеке, называлась «Куда пошёл Иван Сусанин? ». Вы рассказывали новгородцам о Вашей интерпретации широко известных современному зрителю полотен русских художников, в творчестве которых были отражены события русской истории с древнейших времён до наших дней. Ваши научные исследования русской исторической живописи — это более 700 страниц печатного текста, опубликованного в двух книгах: «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка» и «Русское искусство глазами историка, или Куда ведёт Сусанин». Мне особо приятно отметить, что четыре сюжета из этих, ещё не вышедших в свет книг, были впервые напечатаны в новгородском журнале об искусстве «Введенская сторона». Аудитория журнала это, прежде всего, школьники и поэтому мой первый вопрос к Вам: — Как научить юных художников создавать образы исторических персонажей и как помочь учителям художественных школ в решении этого вопроса?

Е.А. — Как научить? — Читая исторические книги и источники, нужно все время думать о людях прошлого как о наших современниках: они также любили, страдали, болели, испытывали те же чувства, что и мы. То, что у нас компьютеры и пр. не делает нас умнее и тоньше их. Мне кажется, что образцом, учебником для того, чтобы развить фантазию, служит фильм Тарковского «Андрей Рублёв». А потом, нужно хорошо знать образ жизни прошлого, привычки, вживаться в прошлое, изучать артефакты, дошедшие до нас (см. А. Рябушкина или К. Лебедева), в профессии нужно учиться тому, как создавать композицию и прочим премудростям, и тогда сюжет и картина как бы сами всплывут в вашем сознании.

ВС — Продолжая разговор о наших детях, я не могу не спросить Вас о чудесной, увлекательной, полной подробных иллюстраций книге «От мачты до киля», которую Вы написали в соавторстве с художником Никитой Андреевым. Я понимаю, что Ваши герои — это Пётр Первый, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Великая, Багратион...а здесь — корабли петровского времени?

Е.А. — Эта книжка — осуществление детской мечты — понять, как устроен парусный корабль. Как он может, такой хрупкий, деревянный, пересекать океаны, идти против ветра. Это — чудо человеческого гения. Я в детстве бредил морем и кораблями, зачитывался книгами о кораблях и строил модели, которые пускал плавать в пруду, а потом в большой реке. И один из них — самый лучший корвет, вдруг наполнил ветром паруса и ... ушёл от меня навсегда. Я долго бежал за ним по берегу, потом начались буераки, канавы и он уплыл от меня навсегда. И много лет спустя мне предложили написать книгу о паруснике. И я испытал счастье, будто тот корвет вернулся ко мне из прошлого.

ВС — Мне глубоко созвучно Ваше убеждение, что " нужно заниматься тем, что нравится, и плевать, что думают другие!" и Ваша жизнь — достойный этому пример. Как рано Вы стали понимать, что Вы хотите и какой дорогой Вам более всего нужно пройти?

Е.А. — Это получилось естественно — просто нужно очень любить своё дело, думать о нём всегда. Пусть другим это кажется неперспективно, даже глупо, но надо упорствовать в достижении своей мечты и дело будет всегда греть душу, отвлекать от мелкого, пошлого. И всегда надо знать — не отчаиваться перед трудностями, учиться, а главное — любить. А любовь всегда побеждает!

ВС — Я знаю, что Вы являетесь членом редколлегии таких серьёзных журналов, как «Звезда», «Всемирная литература», «Нестор», «История Петербурга», «Russian Studies in History» (США) и я думаю, что Вы хорошо понимаете, что сегодня издание научных, культурологических, исторических журналов — большая проблема. Как Вы считаете, стоит ли обращаться за помощью к Правительству и как можно доступно объяснить чиновнику от власти, что «без культур — нет мультур» (на одном из языков малых народов России, слово «мультур» означает «прогресс, развитие»)?

Е.А. — Думаю, что надо всегда просить, если это не для себя, а для других, для людей. Знаете, известно, что император Александр очень любил гулять по парку с историком Н.М. Карамзиным. И однажды, царь спросил историка: «Николай Михайлович, а что же вы ничего у меня не просите — ведь я царь, все могу?» Карамзин сказал, что ему ничего не надо. «А может быть другим что-то нужно?» — ответил царь. И с тех пор Карамзин стал обращаться с просьбами других людей. Как объяснить чиновнику? — Примерно так: «У вас есть дети или внуки? Есть, да. Да неужели вот этот замечательный журнал им будет неинтересен, неужели он погибнет и тысячи детей так и не узнают о великом творении человечества — искусстве, неужели вам наплевать на то, что ваши внуки будут невеждами? »

ВС — Вы — частый гость нашего города, за что мы, новгородцы, Вам очень благодарны и признательны. Одно из Ваших профессиональных исследований можно определить темой «Пётр Великий — Великий Новгород». Ваш статья «Погружение в провинциальность: Великий Новгород при Петре Великом» была опубликована в сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Новгородика — 2010». Как Вы считаете «погружение в провинциальность» и сегодня является одной из культурных характеристик города в целом? И в чём сила провинциальности?

Е.А. — Великий Новгород — это только кажется, что провинция. На самом деле, у него такая феноменальная история, что она его возвышает над многими столицами. Дело в том, что Петербург своим столичным блеском когда-то затмил Новгород, оставил его в тени. Он был построен как антитеза Новгороду и древней Руси. Но сейчас — другое время: средства связи таковы, что людям во всех концах страны доступны все ценности культуры и жизни и развитие Великого Новгорода — в богатстве его прошлого. А мне кажется, что ваши власти этого не понимают и город не развивается, как выдающийся туристский центр, что, кстати, принесло бы больше денег, чем экономика или сельское хозяйство.

ВС — Уже несколько лет в нашем городе работает интернет-журнал «Область культуры». Сегодня это самый посещаемый, востребованный и наиболее полный портал о культурной жизни Великого Новгорода. Наше с Вами интервью состоялось благодаря инициативе генерального директора портала, заслуженного артиста Российской Федерации Даниила Донченко. И я с удовольствием передаю Вам его вопрос: каково Ваше отношение к новой хронологии Носова и Фоменко и как Вы считаете — это чистый бизнес на псевдосенсации или отчаянное заблуждение?

Е.А. О, это в чистом виде шарлатанство. Когда-то В.Л. Янин ответил им касательно Великого Новгорода. Ладно, они могут подвергать сомнениям рукописи, эпиграфику, но культурные слои Великого Новгорода — самый веский аргумент против их построений. Ведь современная археология — очень точная наука и сфальсифицировать современные находки невозможно. К тому же, они заведомо предполагают, что историки, как прошлого, так и настоящего — жулики. А на самом деле — они жулики, этакие портные нового платья короля из сказки Андерсона.

ВС — Евгений Викторович, читая Ваши книги, слушая Ваши передачи и посещая Ваши лекции, невольно, интуитивно осознаешь, что веришь Вам безгранично, что те знания, которыми Вы так щедро делитесь с аудиторией, это не только огромный, ежедневный труд историка, но, прежде всего, это труд человека талантливого, мудрого и счастливого. Поэтому, в заключении нашей беседы, можно мне спросить у Вас — чтобы Вам хотелось пожелать читателям журнала об искусстве «Введенская сторона»? Спасибо!

Е.А. — Ой, спасибо, за незаслуженную похвалу. Я люблю ваш журнал и с радостью смотрю на запечатлённые на его страницах детские лица. Почти все из ваших юных авторов и читателей улыбаются. Как светятся эти лица от счастья после того, как удался оттиск в вашей «Новгородской печатне». Ваш журнал несёт мир и счастье всем, кто берет в руки это изящное, столичное, яркое и умное издание! Огромное спасибо всем, кто работает с журналом, за их огромнейший труд! А читателям журнала по всей стране я желаю, чтобы они сплотились и не позволили исчезнуть вашему журналу, чтобы они помогли ему. Иначе, наша жизнь станет беднее, из неё исчезнет то счастье, которое дарит всем ваш журнал.

Диалог вела Елена Жирова,
арт-директор журнала «Введенская сторона»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: