ГлавнаяСтатьиТрудно, но эффективно! Создаём развивающую среду для младенца
Опубликовано 4.12.2016 в 10:17, статья, раздел Жизнь, рубрика Детская психология

Трудно, но эффективно! Создаём развивающую среду для младенца

Как родителям самостоятельно и эффективно организовать развивающую среду для своего малыша?

Мы поговорим о самом первом годе жизни ребенка. Этот год единогласно всеми специалистами признается самым важным, самым главным в развитии человека. Именно в первый год жизни развитие идет самым интенсивным образом. За год ребенок приобретает столько изменений, сколько и за десяток лет не накопит в зрелости. Приемные родители хорошо знают, что один месяц проведенный «ребенком — отказником» в условиях госпитализма, влечет за собой годы психологической коррекции все последующее детство. К сожалению, обратный эффект столь же наглядно доказать труднее. Объясняется это тем, что причину благополучного развития ребенка не ищут, приписывая его, например, наследственности.

Специалисты по раннему развитию утверждают, что в младенчестве закладывается фундамент для дальнейшего развития человека, и чем раньше мы начинаем осознанно создавать развивающую среду для ребенка, тем большую пользу мы приносим своему малышу.

Итак, начнем разговор с описания развивающей среды, которая встречает малыша дома сразу после его появления на свет.

Спокойная обстановка и отсутствие принуждения — это основной компонент развивающей среды.

Сразу после рождения в организме ребенка включаются природные механизмы, направленные на познание мира. И самое лучшее, что могут сделать взрослые — это помочь этим природным механизмам работать максимально эффективно. Другими словами взрослые могут вглядываться в желания, возможности ребенка и создавать среду, позволяющую ему эти желания реализовать. Трудно — но очень эффективно!

У новорожденного ребенка зрение только развивается, поэтому ведущими его каналами ощущения будут тактильные, обонятельные, вкусовые и слуховые. В первые две недели жизни наибольшее внимание стоит уделить тому, что бы держать ребенка на руках, кормить, покачивать и ласкать его с взаимным удовольствием. Обонятельные и вкусовые пристрастия его вполне консервативны, обычно он нуждается в запахе мамы и вкусе ее молока. И это очень важный фактор развивающей среды. Стабильно получая эти стимулы из вне, он развивается эмоционально уравновешенным, любящим и здоровым ребенком. Что касается слуховых впечатлений, то дети предпочитают звуки маминого голоса. Нежные слова, обращенные к нему, колыбельные или просто убаюкивающие звуки — очень ему необходимы. Новорожденные не любят громких звуков, посторонних теле-радио шумов. С музыкой тоже не все однозначно. Чудесно, если родители могут что то сыграть для ребенка. Но не каждая семья может погрузить младенца в атмосферу живой музыки, ведь не все родители умеют пользоваться музыкальными инструментами. Поэтому мы включаем им записи. И тут надо следить за реакцией малыша. Звук должен нравиться ему, быть гармоничным, не громким и чистым. Кстати, профессиональные музыканты очень неоднозначно относятся к специальным адаптациям знаменитых классических мелодий для младенцев (такие диски легко найти в продаже). Считается, что в таких адаптациях сильно, порой до неузнаваемости, искажается замысел композитора, а значит их польза — сомнительна.

Первые месяцы жизни ребенок проводит очень много времени в кроватке. Многие специалисты рекомендуют низкие кровати. Это ее свойство станет актуальным тогда, когда малыш сам захочет с нее встать. Поверьте, это произойдет уже в первый год его жизни. Часто дети перелезают через перила высоких кроваток и получают травмы. Альтернативой низкой кроватке может быть внимательное отношение к инициативам малыша и вовремя убранные высокие ограничительные перила. Если родители боятся того, что ребенок в этом случае может упасть, то на ночь возле кровати можно класть диванные подушки или детский мат.

В первые месяцы жизни у ребенка активно развивается зрение. В первые два месяца кроха лучше всего видит на близком расстоянии (до 90 см). Угол зрения малыша тоже ограничен. Поэтому все, что Вы хотите ему показать, должно располагаться таким образом, чтобы он мог видеть это, не поворачивая головы.

До 2 месяцев ребенок лучше реагирует не на цветные, а на контрастные черно-белые изображения. Это связано с особенностями его зрения. Развесьте игрушки или картинки на бортиках кроватки и на подвеске — мобиле, таким образом, чтобы они попадали в поле зрения малыша и были не дальше 30 см от его глаз. На таком расстоянии ему лучше всего удается сфокусироваться на предмете. Не вешайте сразу много! Достаточно 2–3. Лучше периодически заменяйте старые новыми.

Примерно с 2 месяцев ребенок начинает различать цвета, причем красный и желтый — лучше остальных. Начиная с этого возраста, можно подбирать игрушки и картинки с преобладанием оттенков желтого, красного, оранжевого. Выбирайте крупные объекты, лучше однотонные.

Для того, чтобы увеличить ребенку обзор очень полезно чаще брать его на руки.

Хорошо укрепить зеркало на уровне пола в комнате малыша. Ребенок довольно быстро научиться замечать свое отражение.

Звуковую среду тоже можно обогащать новыми стимулами. Ребенок проявляет интерес к голосам людей. Уже не только мамин голос, но и папин и других членов семьи привлекают его внимание. Можно петь и читать длинные стихи. Родители часто выбирают взрослую классику, например стихи Пушкина или Есенина, поют русские романсы и народные песни. Если это любимые стихи и песни, то тогда это очень полезно и для ребенка. Он развивается в культуре и мелодике родного языка близкого его семье. Иногда кто-то из родственников поет или говорит на иностранном языке. Это создает условия для билингвальности ребенка.

Среди игрушек уже появляются погремушки, но пользуется ими пока взрослый, привлекающий внимание ребенка. Погремушку лучше выбрать красного или желтого цвета.

С 2-месячного возраста малыши уже могут задевать висящие игрушки руками. Они быстро понимают, что способны сами вызывать их движение и звук. И начинают тянуться к игрушкам осознанно. Поэтому подвешивайте звенящие и шуршащие игрушки. Но необходимо помнить, что после игры с ребенком близко расположенные игрушки стоит снять, чтобы не навредить его зрению.

Продолжение читайте на следующей неделе.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: