ГлавнаяСтатьиЗдание театра имени Достоевского: История новгородского космического корабля
история строения
Опубликовано 8.04.2018 в 12:15, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Петрушихина Анастасия)
Показов: 652

Здание театра имени Достоевского: История новгородского космического корабля

Здание Новгородского драматического театра им. Ф. М. Достоевского в целом достаточно необычно, а для Великого Новгорода особенно. Замечательный образец советского модернизма сразу привлекает внимание. Первое, что бросается в глаза, - это явное несоответствие масштаба театра масштабу самого города. 

По российским меркам город совсем небольшой, а его исторический облик представляет собой множество памятников преимущественно церковной архитектуры периода XI-XIV веков. Современный Новгород, за исключением исторического центра, похож на все провинциальные города России. Это серые здания заводов, однотипные жилые застройки панельными домами и чуть более яркие кварталы новостроек.Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание (11).jpg

Среди этих двух противоположных миров появился образец поздней советской архитектуры. Отношение новгородцев к нему крайне неоднозначное: от ярого неприятия до искреннего восхищения необычностью архитектурного решения. Стоит отметить, что в целом в городе очень мало образцов яркой, выдающейся советской архитектуры. Возможно, театр является единственным таким зданием.   И поскольку Новгородский драмтеатр уже давно построен и успешно функционирует, стоит воспринимать его как полноценного архитектурного игрока, формирующего современный образ Великого Новгорода.

Окружающее пространство

Театр расположен на Софийской стороне города на берегу реки Волхов, недалеко от стен древнего Кремля. Главный фасад обращен к воде, при этом чаще посетитель театра подходит с его тыльной стороны. Здание настолько большое, что, находясь рядом, его трудно полностью охватить взглядом. Во времена советской командно-административной экономики и планового развития театр был запроектирован такой величины с расчётом, что к дате постройки (1987 г.) постоянное население Новгорода должно было достигнуть 300 тыс. человек без учёта туристов. С момента постройки прошло 30 лет, население города достигло лишь 220 тыс. человек, а многочисленные туристы до театра не доходят.Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

Увидеть его целиком можно с противоположного берега реки с набережной Александра Невского. Неотрывность от воды в этом случае способствует возникновению ассоциаций с кораблем, порой даже космическим.

Архитектурный ансамбль театра помимо самого здания изначально включал в себя фонтаны с собственными водонапорными башнями, которые, будучи водохранилищами, в случае пожара способны спасти театр (две цилиндрические башни по сторонам здания с полуарками). Фонтаны, к сожалению, так ни разу и не были запущены. На их месте были разбиты клумбы, которые сейчас представляют собой скорее заросли травы.

Предполагалось, что здание станет не только местом постановки театральных спектаклей, но и главным культурно-общественным центром города для проведения праздников, фестивалей и даже партийных съездов. Для этих же целей рядом с театром была построена летняя эстрада, менявшая свой окрас с триколора до белого цвета. Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского зданиеИспользуется она редко. Местоположение площадки чуть в стороне от основных городских маршрутов сделало ее не самой привлекательной для организации массовых городских мероприятий. Главное место проведения всех праздников - Кремлевский парк. Площадка перед театром используется во время предвыборных кампаний, либо для соревнований гонщиков. Новгородская молодежь на скейтбордах, роликах, велосипедах также любит проводить здесь время. Спортсменов привлекает свободное пространство, качество асфальта и немноголюдность.

История создания и строительства

Можно сказать, что создание Новгородского театра - плод сотрудничества архитектора, конструктора, чиновника и рабочих. Инициатором строительства театра был первый секретарь Новгородского областного комитета КПСС Николай Афанасьевич Антонов, который и выбрал для города проект архитектора Владимира Сомова[1]. Так в 70-е и 80-е годы, в самый период застоя, всем городом (на строительство театра, как было принято в те времена, посылали и жителей Новгорода) был построен этот «космический корабль».Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

Владимир Сомов окончил Московский архитектурный институт и с 1954 по 1992 годы работал в проектном институте «Гипротеатр» Министерства культуры России. По своим проектам построил драматические театры в Новгороде и Благовещенске, а также и другие общественно-культурные здания. Новгородский театр строился под непосредственным руководством Сомова в сотрудничестве с конструктором О. Г. Смирновым.

Несмотря на то, что архитектор задумывал театр совсем не как автономное здание, жители Великого Новгорода в большинстве своем этого не видят и не понимают. Он хотел вписать сооружение и в природный северный ландшафт, и в храмовую среду Новгорода, прочувствовав дух и особенности города.

В одном из интервью он говорит следующее: «Для меня было важно соединить современность с архитектурными традициями. Ведь что в Новгороде: там церквушки маленькие, Новгородская София та же. Все формы новгородской архитектуры — мягкие, круглые, пластичные; их я брал за основу. В новгородской традиции нет колонн, только своды и арки. Именно они стали основными формообразующими и декоративными элементами здания. Я разрезал арки, тем самым убив их конструктивную сущность, превратил эти изрезанные куски в декорации — это было важно для создания образа современного театра. Моё здание состоит из этих арок по всему периметру. Они стоят по всему кругу здания, ни на что не опираются, сверху на них лежит стекло. Это очень важный приём — превращение конструктива в декорацию, ведь человек видит их на подходе к зданию, он уже погружается в театральную атмосферу»[2].Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

Такой замысел и подход к своему делу внушает уважение к архитектору. Чуткая работа с наследием города, учета его особенностей поражает. Увидеть замысел автора непросто, но постигнув его, изучать здание хочется все больше и больше. Между прочими объектами, напротив театра, на противоположном берегу Волхова стоит церковь XIV века святых благоверных князей Бориса и Глеба. Здание театра - это новое прочтение новгородской архитектуры в XX веке, попытка перекинуть мост через столетия. Кроме этого концепция архитектора состояла в следующем, он говорил: «В Новгороде театр строился как храм культуры: строгий и симметричный с ориентацией на восток-запад, как новгородские церкви»[3]

Ансамбль, представляющий собой здание театра, две водонапорные башни по бокам и колонну, образует треугольник. Фасад, выходящий на сторону реки, а точнее главный угол театра, выполнен в интересной форме. Это выступающие два полуциркульных окна. Встреча этих двух частей усиливает направленность, обращение театра к определенной стороне, к воде. В целом здание не имеет четкой геометрической фигуры в плане, что, как мне кажется, придает ему пластичность, текучесть, подвижность.

Здание, будучи не очень простым для восприятия из-за своего размаха, спроектировано так, что практически все его элементы взаимосвязаны. В здании театра можно выделить два основных объема, верхний и нижний ярусы. Нижний относительно верхнего проще. Он представляет собой чередование плоских стен с окнами и с полуцилиндрическими объемами. Эти объемы, однако, связаны со сравнительно плоскими поверхностями, так как вторые оформлены элементами, напоминающими разрезанные столбы, образующие в парах подобие арки. Так, если проходить по крытому пространству между стеной и вышеупомянутыми столбами, переходящими в декоративный элемент, здесь снова присутствует основной мотив здания. Столбы с верхней поверхностью соединены плавным переходом. Потолок этого пространства изрезан разными фигурами, кругами, формами, напоминающими листья. Конечно, создатели театра, наверное, видели это не как лист, а как нечто чисто геометрическое. Так как органическое, природное для этого здания скорее не характерно.Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

Водонапорные башни объединены с театром благодаря наклонным спускам от служебных дверей. На эти спуски можно подняться по слегка закрученной лестнице у его начала, либо в его конце. Эти пандусы поддерживают полусферы, помимо этого спуск перекрещивается с арочным мотивом, конструкцией, которая словно поддерживает водонапорную башню, которая в этом не нуждается. Это сплетение кажется мне достаточно завораживающим. Удивительно и то, насколько неустойчивой воспринимается полусфера. Это снова создает некое движение в формах театра. Нижняя часть спуска, которую человек видит, проходя под ним, представляет собой поверхность с полусферическими углублениями. На плоской стороне полусферы присутствует декоративный элемент в виде двух кругов. Поверхность земли покрывает не просто асфальт, а почти повторение вписанных в круг круглых элементов, как на поверхности полусферы. Подобный рельеф поверхности необычен и не слишком удобен. Эти углубления на поверхности для поддержания их в адекватном состоянии требуют постоянного ухода. Сейчас от большинства из них не осталось и следа, всю площадь закатали асфальтом.

Верхняя часть сложна по форме, можно даже сказать вычурна. Она представляет собой перепады уровней и высот элементов. Она в той же мере плавна и вносит еще больше круглых элементов, нежели полусферы. Над главным углом здания возвышается круглое окно. Так и по всему периметру повторяются круглые окна и элементы, напоминающие глухие иллюминаторы либо сопла ракеты, что ближе к правде. Во всех подробностях эту часть здания с уровня земли видна плохо, даже с противоположного берега часть ее скрыта. Из существующих сравнений с космическим кораблем или же с морским судном, второе кажется мне более подходящим, так как театр все же не создает впечатление легкости, ансамбль скорее горизонтален, нежели устремлен ввысь. Эта метафора, конечно, очень условна, так как это здание все же самостоятельно, уникально и самодостаточно.

Обратите внимание на новые статьи рубрики «Наследие»

Внимательно рассмотрев внешние поверхности театра, высказывание архитектора о том, что он руководствовался характерными для новгородской архитектуры элементами, становится действительно понятным. Однако, погружение таким образом в театральную атмосферу вызывает сомнения. Внешне здание выглядит достаточно суровым, давящим своим объемом и серостью, хотя для драматического театра, возможно, это то, что нужно. Но скорее дело в том, что первоначальный замысел расходится с тем, что было построено в итоге. По плану архитектора он должен был быть красным, что действительно создавало бы атмосферу праздника. Но для реализации такого проекта не было нужного материала, а используемый английский цемент окрашивать очень дорого и от этой идеи отказались в пользу белого цвета[4].

Интерьер

Перейдём к особенностям интерьера. По площади здание достаточно большое. Заходя внутрь, посетитель театра попадает в просторный гардероб. Пол оформлен знакомым с внешнего облика узором. Интерьер более теплый по цвету, хотя впечатление уюта не создает. Помимо бетона в интерьере появляется дерево. Материалы, как мне кажется, не слишком сочетающиеся, да и непривычные в паре, в отличие от бетона и стекла. Вследствие чего театр снаружи выглядит более цельным и единым, нежели внутри. Не только гардероб просторен, но и фойе второго этажа, где располагается выставка, посвященная актерам театра и чуть выше буфет. Как мне кажется, эта масштабность создает атмосферу достаточно величественную и торжественную. Мне приходилось бывать в этом театре не только в качестве зрителя, но и познакомиться с подсобными помещениями, гримерными и закулисьем. Было это давно, и, по моим воспоминаниям, все те проходы от одного места к другому представляли собой сложную, запутанную систему, так как театр действительно большой и зритель видит лишь малую часть.Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

В оформлении зала используется темное дерево в сочетании со строгими красными креслами. Подобное сочетание цветов, не характерное для остальных помещений театра, делает зрительный зал местом особенным, которое сочетает в себе атмосферу торжественности и таинственности. В первоначальном варианте проекта, который не был утвержден, сцена была задумана трехчастной, что давало возможность по-разному организовывать театральное действие. Половина зрителей сидела бы фактически на сцене, что делало их участниками представления. Архитектор придумал 16 вариантов трансформации сцены. Помимо этого, упомянутые выше пандусы по бокам от здания театра, позволяли бы транспорту заезжать на сцену с улицы и задействовать в постановках кареты, автомобили, коней и даже танк. Потенциал был велик, но не был оценен и воплощен, появился более простой вариант. Изначальный проект воплощал бы принципы «тотального театра», который заключался в максимальном сближении зрителя с актером. Для этого бы служило устройство сцены, кроме того предполагался вариант встречи зрителя с актерами уже в фойе для погружения в театральную среду[5].

В интерьере присутствуют знакомые арочные элементы из бетона, но интереснее обратить внимание на потолок в некоторых местах. Например, в гардеробе, в фойе и в зале театра частично это не плоская поверхность. В каждом случае это имеющие свои особенности по форме конструкции, в основе которых два пересекающихся полукруглых элемента с вырезанными в них кругами. Все они напоминают элементы, из которых состояла ныне несуществующая стела.

Судьба колонны Макаревича

Музыкант «Машины времени» Андрей Макаревич, архитектор по образованию, после завершения учебы в МАРХИ какое-то время работал в «Гипротеатре». Работая с Сомовым, он создавал макеты театра, делал зарисовки и проектировал окна[6]. Однако его именем была названа колонна, входившая в архитектурный ансамбль театра. Её высота составляла 42-метра. Это была конструкция из бетонных блоков, форма которой напоминала то ли переплетение спиралей, то ли бумажную гармошку. Это был чисто декоративный элемент ансамбля. В первоначальном, более сложном проекте стелу окружала эстрада, что делало ее менее оторванной и автономной.Новгородский Академический театр драмы имени Достоевского здание

Кроме наименования ее колонной Макаревича существовал еще один вариант - «колонна самоубийц». Её конструкция позволяла при желании относительно легко взобраться наверх. В 2009 году в рамках подготовки к празднованию 1150-летия Великого Новгорода колонну демонтировали по причине ее аварийного состояния. Заниматься ее реконструкцией или реставрацией не стали, так как помимо основной причины - опасности разрушения, было еще несколько. Одна из них - самоубийства, немногочисленные, но все же случившиеся, и кроме этого она являлась «нецелесообразным архитектурным излишеством» по мнению администрации театра. Андрей Макаревич.Поддержание такого грандиозного здания в хорошем состоянии, несомненно, задача нелегкая и дорогостоящая, и экономические соображения перевесили культурное значение колонны как элемента ансамбля здания. Архитектор по этому поводу сказал следующее: «Эта стела — часть театра. И как нельзя от человека отрезать руку и сказать, что он нормальный человек, ведь он инвалид уже. Так и отрезать эту стелу значит сделать театр инвалидом»[7].

Фильм о театре

Здание театра вдохновило режиссера и фотохудожника Андрея Розена, живущего и работающего в Нью-Йорке, на создание документального фильма «Новгородский космический корабль» (2016 г.).Новгородский Академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского

Авторы описывают сюжет киноленты так: «История выживания театра, его хроническая неспособность интегрироваться в новгородское окружение и плачевное будущее, находящееся в руках лицемерных чиновников, становятся метафорой сегодняшнего российского общества»[8]. На первый взгляд такое высказывание кажется пафосным и крайне преувеличенным. Однако доля правды в этом есть. Начиная с неиспользования всего потенциала проекта и заканчивая разрушением его элементов и замысла, эта ситуация не сулит положительных надежд на его будущее. «Архитектурный изгой, здание не любимое и не ухоженное, парит высоко над комфортной провинциальностью Великого Новгорода», – характеризуют ситуацию вокруг театра создатели фильма. Случилось так, что драматический театр стал носителем драматической судьбы.

 

 




[1]             Rozen A. The Novgorod Spaceship, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.blurb.com/books/311525-the-novgorod-spaceship (дата обращения: 3.11.17).


[2]             Григорян А. Тотальный театр — театр без архитектуры. [Электронный ресурс] URL: http://strelka.com/ru/magazine/2017/01/31/interview-somov?f (дата обращения: 21.10.17).


[3]             Там же.


[4]             Там же.


[5]             Там же.


[6]             Rozen A. The Novgorod Spaceship, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.blurb.com/books/311525-the-novgorod-spaceship (дата обращения: 3.11.17).


[7]          Булкин Н. Великий Новгород избавят от «стелы самоубийц» [Электронный ресурс] URL: http://www.ntv.ru/video/119886/ (дата обращения: 21.10.17).


[8]             «Новгородский космический корабль»: здание театра стало героем документального фильма. [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/news/70168/novgorodskii-kosmicheskii-korabl-zdanie-teatra-stalo-geroem-dokumentalnogo-filma (дата обращения: 21.10.17).



Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: