ГлавнаяСтатьиРассказ о том, как сын мельника стал другом короля. Часть 2
Опубликовано 24.12.2017 в 15:41, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 501

Рассказ о том, как сын мельника стал другом короля. Часть 2

ЛюллиЧитайте 1 часть рассказа о Ж. Б. Люлли.

В 1655 году Люлли возглавил ансамбль «Малых скрипок короля», а затем знаменитый оркестр «24 скрипки короля». Позже он создаст свой оркестр «16 скрипок короля».

Его влияние при дворе неуклонно растёт. В 1661 году он принял французское подданство, именуя при этом своего отца «флорентийским дворянином», и получил должность «композитора камерной музыки».

В 1661 году Людовик XIV основал Королевскую Академию Танца, которая располагалась в одном из залов Лувра. Это была первая в мире балетная школа, прославившаяся позже как «Балет Парижской оперы». Люлли, служивший при французском дворе, железной рукой руководил Королевской Академией Танца. король Людовик XIVОн сыграл важную роль в определении общего направления развития балета на следующее столетие.

Людовик XIV потакал композитору во всём, кроме его многочисленных любовных приключений. Заботясь о его репутации и желая прекратить слухи о его свободном нраве, король потребовал, чтобы Люлли женился. В 1662 году Люлли так и сделал — он обвенчался с дочерью композитора Мишеля Ламбера Мадлен. Свадебный контракт скрепили своими подписями Людовик XIV (портрет справа) и королева-мать Анна Австрийская. Брак был счастливым. Мадлен очень любила своего мужа и родила ему трёх дочек и трёх сыновей.

Помимо музыкального дарования, Люлли продемонстрировал способности царедворца. Амбициозный и деятельный, обладающий при этом тяжёлым характером, он стал секретарём, другом и советчиком Людовика XIV, который пожаловал ему дворянство и обеспечил многомиллионным состоянием, позволившем композитору с семьёй не только жить на широчайшую ногу, но и приобретать во Франции земли буквально областями! 

Портрет ЛюллиВ 1661 году Люлли был назначен суперинтендантом музыки и композитором камерной музыки, а затем Маэстро королевской фамилии, в обязанности которого входили музыкальные занятия с членами королевской семьи. (справа ниже — портрет Люлли. Вокруг изображения надпись о том, что он является секретарём короля)

В 1658 году в Париже дебютировал Жан Батист Мольер. Через 5 лет, в 1663 году Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где сам хочет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и композитор Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. (портрет справа — Ж. Б. Мольер) С 1664 по 1671 год вместе они сочиняют семь комедий с музыкой. Мольер14 октября 1670 года в замке Шамбор впервые была представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве». 28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия. Объём материала, принадлежащего в комедии перу Люлли сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе «турецкой церемонии») и завершающего пьесу большого «Балета наций».

История «турецкой церемонии» курьёзна. В ноябре 1669 г. Париж посетила делегация послов султана Османской империи (Оттоманской Порты) Мехмеда IV. Желая произвести впечатление на послов, Людовик XIV принял их во всём своём величии. Но блеск бриллиантов, золота и серебра, роскошь дорогих тканей оставили турецкую делегацию равнодушной. Досада короля была тем сильнее, что, как оказалось, глава делегации Солиман-ага оказался обманщиком, а не послом турецкого султана. Людовик заказывает Мольеру и Люлли «смешной турецкий балет», в котором была бы высмеяна турецкая делегация, для чего назначает им консультанта, шевалье д’Арвье, недавно вернувшегося из Турции и знакомого с турецким языком и традициями этой страны. В течение 10 дней репетиций было создано импровизированное представление, включённое в комедию «Мещанин во дворянстве» и показанное королю и королевскому двору 14 октября 1670 года. 

В 1672 году Людовик XIV передал Люлли патент на основание и развитие в Париже Королевской Академии музыки. Этот патент король немного раньше, в 1669 году, выдал поэту Пьеру Перрену и композитору Роберу Камберу, которые были авторами музыкально — сценических произведений, понравившихся Людовику, и инициаторами создания во Франции национального музыкального театра. Так возникла Королевская Академия музыки — театр, основоположники которого вскоре разорились, а патент был передан Люлли. Кроме того, Люлли получил от короля пожизненный патент, закрепляющий за ним монополию на исполнение опер в Париже и передаваемый потомкам композитора по наследству. Благодаря стараниям Люлли, Академия стала главным театром оперы и балета во Франции, который с конца XIX века во всём мире известен, как Парижский театр Grand Opera  Grand Opera 4 Grand Opera


Умер Люлли в расцвете сил и славы от нелепой случайности. В те времена ещё не было дирижёрских палочек, которые появятся примерно через 100 лет. Дирижёр отбивал такт батуттой (от итальянского слова batutta — ударять) — массивной тростью из металла или дерева. В январе 1687 года, во время исполнения хорового произведения «Te Deum» (христианский гимн «Тебя, Бога, хвалим»), сочинённого им по случаю выздоровления Людовика XIV, Люлли в ударил себя батуттой по большому пальцу ноги. Возникшая опухоль переросла в гангрену, но композитор отказался от ампутации, и в результате скончался 22 марта 1687 года, успев, однако, завещать перед смертью всё своё огромное состояние жене и детям. 

В соответствии с желанием Люлли, его похоронили в Париже в базилике Нотр-Дам — де Виктуар (базилика Богоматери Побеждающей), которую он очень любил и часто в ней молился. (фото — базилика Нотр — Дам — де Виктуар)базилика Нотр-Дам де Виктуар По заказу его жены Мадлен, скульптором Коттоном была построена гробница-мавзолей, в которой был погребён не только композитор, но, впоследствии, и члены его семьи (жена, дети и внук). Гробница выполнена из чёрного мрамора. Её украшают две женские фигуры, олицетворяющие лёгкую и драматическую музыку и бронзовый бюст Люлли работы скульптора Койсевокса, по бокам которого расположены две фигуры ангелов, символизирующих светскую и духовную музыку.

Гробница ЛюллиГробница Люлли
В 1796 году захоронение было осквернено революционерами, а гробница перенесена в Музей французских памятников и лишь в 1817 году возвращена на место. В 1870 году гробница снова была разграблена коммунарами, которые искали в ней сокровища храма, спрятанные священником. Сейчас гробница пуста и является печальным памятником великому композитору, которого при жизни называли абсолютным монархом французской музыки, и искусство которого стало одним из национальных символов и гордостью Франции.
Завершая рассказ о Жане Батисте Люлли, предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, два фильма, рассказывающие о композиторе и эпохе, в которую он жил. Один фильм — документальный, из телевизионного цикла канала «Культура» «Гении и злодеи», другой — художественный. 

Он называется «Король танцует» и снят в 2000 году кинокомпаниями Франции, Бельгии и Германии. 

И в том и в другом фильме вы услышите много музыки, написанной Люлли. Приятного просмотра.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: