ГлавнаяСтатьиРоторный тупик: как Mazda построила автомобиль группы B и почему из этого ничего не вышло
Опубликовано 16.12.2017 в 12:30, статья, раздел Своё дело
автор: ОК-журнал (TrunkMonkeys)
Показов: 660

Роторный тупик: как Mazda построила автомобиль группы B и почему из этого ничего не вышло

Каждый раз, когда речь заходит о раллийных монстрах группы B, правивших бал в чемпионате мира в упоительно сладкие, но столь короткие сезоны 1983-1986 годов, в голове сами собой появляются голограммы стремительных Audi Quattro S1, Peugeot 205 Turbo 16 или Lancia Delta S4. 

MazdaЛогично — история любит и помнит победителей, гораздо меньше внимания уделяя середнякам той славной эпохи (MG Metro 6R4, Ford RS200, Porsche 959) и практически полностью игнорируя неудачников, к числу которых относятся Citroen BX 4TC, Nissan 240 RS и, конечно же, Mazda RX-7 — между прочим, первый и единственный раллийный автомобиль группы B c роторно-поршневым двигателем.Mazda

История фирмы из Хиросимы, название которой сами японцы произносят не как привычное русскому слуху «Мазда», а скорее как нечто напоминающее «Мацда» или даже «Мацуда», последние полвека неразрывно связана с двигателями Ванкеля. Надо сказать, в роторно-поршневую тему японцы в общей сложности зарыли такие деньжищи, которых хватило бы человечеству на колонизацию не только Луны, но и Марса. Однако, несмотря на все усилия и на все траты почти всегда что-то шло не так. С раллийной программой «Мацуды» приключилась примерно такая же петрушка.Вообще же раллийная карьера Mazda в Европе начиналась с этой заднеприводной 626 Capella, подготовленной британским филиалом фирмы. Надо ли говорить, что она не выиграла вообще ничего?!

До поры Mazda так вообще игнорила ралли. Долгое время собственные спортивные амбиции фирма из Хиросимы удовлетворяла кольцевыми гонками. Собственно и сам интерес к классическому ралли в Стране Восходящего солнца начал активно расти во второй половине 70-х. Тогда-то Mazda и пошла по уже проторенной другими японскими брендами дорожке — заручилась технической поддержкой и опытом европейских раллийных гуру. В случае, скажем, с Toyota таким стал швед Уве Андерссон, ну а первые шаги Mazda в ралли высокого уровня связаны с именем немца Ахима Вармбольда.

Будущий шеф Mazda Rallye Team Europe Ахим Вармбольд (с бутылкой) в годы боевой молодости. В штурмане Ахима не сложно признать будущего экс-босса Peugeot Sport и Scuderia Ferrari, а ныне президента FIA Жана Тодта
Двукратный чемпион Германии и неоднократный победитель этапов мирового и европейского чемпионата начал на широкую ногу. В 1983 году в окрестностях Брюсселя была организованы штаб-квартира и мастерские команды Mazda Rallye Team Europe (MRTE). И работа над созданием нового автомобиля закипела безотлагательно. Причем, автомобиля не абы какого, а сразу топовой на тот момент группы B! Прототипом для «бешки» стала, пожалуй, самая яркая на тот момент модель производственной программы Mazda — элегантное, быстрое и недешевое купе RX-7 c роторно-поршневым двигателем.Поскольку у Mazda RX-7 уже была действующая омологация по группам 1, 2 и 4, то согласно регламенту группы B японцам было необходимо выпустить лишь 20 так называемых 'эволюционных' экземпляров модели для получения разрешения выходить на старт. Причем в техническом плане ''эволюция' могла весьма значительно отличаться от изначальной версии

Решение, которое сегодня можно смело назвать спорным, тогда наоборот представлялось весьма дальновидным, как с маркетинговой точки зрения — красивая машина на трассах чемпионата мира по определению нравится зрителям, так и с технической тоже. Ведь мощностной потенциал роторного мотора значительно превосходит безнаддувные бензиновые моторы, работающие по циклу Отто, и вполне сравним с показателями капризных особенно в ту пору турбодвигателей.

Эй, алло, а где здесь мотор-то?
Первый вариант Mazda RX-7 группы B получил омологационные документы 1 февраля 1984 года, а еще через три месяца команда Ахима Вармбольда представила и эволюционную версию, которой, собственно говоря, и предстояло стартовать в чемпионате мира. Конструкция получалась быть может не самой революционной, но все же довольно интересной. Во-первых, знаменитый роторно-поршневой двигатель серии 13B, выдававший в стоке 135 л. с. здесь разогнали аж до 300 «лошадей»! Это был не просто самый мощный атмосферный мотор в группе B, но и результат не уступавший некоторым турбомоторам конкурентов — например, Lancia 037 Rally E1. Другим плюсом раллийной RX-7 стала крайне невысокая масса и компактные размеры силового агрегата — двухкамерный «Ванкель» под капотом элегантного купе с первого взгляда вообще можно было не заметить. Для лучшей развесовки двигатель еще сместили на 10 см назад, а применение стеклопластиковых (широкое) и композитных материалов (не столь широкое) для кузовных элементов позволило снизить снаряженную массу до 960 кг. Добавляем модернизированную заднюю подвеску с усиленными параллельными рычагами, систему смазки с сухим картером всегда актуальную для гоночной машины и получаем готовый портрет первого и единственного автомобиля группы B с двигателем Ванкеля.Одно из немногих действительно оригинальных решений раллийной RX-7 группы B — масляный радиатор двигателя, встроенный в антикрыло. Такая же схема использовалась на Audi Quattro.


Вот только в этом ладной картинке явно чего-то не хватает, не так ли? И не просто чего-то, а возможно самого главного — полного привода. В то время как Audi уже выигрывала этапы чемпионата мира на Quattro, а Peugeot и Lancia уже включились в гонку полноприводных вооружений, Ахим Вармбольд и Mazda решили сделать ставку на старый добрый классический привод. Получилось предсказуемо никак...Считается, что из 20 омологационных экземпляров RX-7 группы B только семь представляли собой полноценные боевые машины. Остальные это полуфабрикаты, задуманные как доноры органов, то есть запчастей

На дебютном «Акрополисе-84» Mazda RX-7 опытного Ингвара Карлссона сошла из-за проблем с дифференциалом, в то время как второй экипаж, места пилота в котором занял сам босс Mazda Rallye Team Europe, финишировал 9-м в абсолюте. Для первой гонки вроде как и не плохо, вот только победителю Стигу Бломквисту на Audi Quattro Ахим Вармбольд проиграл почти полтора часа! Не слишком впечатляющий темп, чего уж там... Да и с надежностью все было не тип-топ — на RAC-ралли проблемы с дифференциалом вновь попортили пилотам Mazda много крови.Mazda

Сезон 1985 года с точки зрения спортивных результатов начался для MRTE более удачно: Карлссон финишировал восьмым в «Швеции» и даже умудрился запрыгнуть на пьедестал в «Акрополисе». Однако, 48 минут проигрыша Тимо Салонену и его Peugeot 205 Turbo 16 безапелляционно свидетельствовали — ни о какой реальной конкурентоспособности речи нет. О чем вообще говорить если великолепная француженка легче, мощнее, эффективней с точки зрения развесовки, а главное могла похвастать полным приводом?Ингвар Карлссон на пути к 8-му месту на ралли 'Швеция' 1985 года. Красиво идет!

К тому времени и в Мazda Rallye Team Europe уже поняли — без 4×4 в чемпионате мира ловить нечего. Более того, экспериментальный полноприводный вариант RX-7 появился на свет и даже успел принять старт в американском ралли «Олимпус», но было уже поздно. Дни самой группы B стремительно клонились к закату, да и в Хиросиме решили, что в коммерческих интересах ставку нужно делать на недорогую массовую модель. В дальнейшем свои усилия MRTE сконцентрирует на разработке раллийной версии хэтчбека 323 с трансмиссией 4WD и турбомотором. Это будет уже другая многообещающая история... так и не сбывшихся надежд.Люди, которые пытались вывести Mazda на раллийный Олимп. Ахим Вармбольд в центре, слева — Ингвар Карлссон, шведский гонщик и инженер, в честь которого, к слову, названа немецкая тюнинг-контора Carlsson Autotechnik. Справа — финский пилот Ханну Микколла

Но и поныне болельщики со стажем с ностальгией вспоминают характерный голос роторно-поршневых «семерок», отчаянно метущих хвостом в затяжных виражах «Швеции» или продирающихся сквозь непробиваемую стену пыли на «Акрополисе». Пусть победы так и не пришли, но круто было все равно!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: