ГлавнаяСтатьиОлег Борисов — гений с трудным характером
Опубликовано 8.11.2017 в 16:53, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Геннадий Орешкин)
Показов: 1072

Олег Борисов — гений с трудным характером

Судьба с ним играла, начиная с рождения


Когда мама Борисова выписалась из роддома, вместо мальчика ей по недосмотру вручили девочку. Дома путаницу обнаружили, исправили с трудом. И имя ему пришлось исправить — Альберт позднее стал Олегом. Олег (Альберт) Иванович Борисов родился 8 ноября 1929 года в городе Приволжске Ивановской области.

В 1951 году окончил Школу-студию МХАТ и в 1964 году стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. 

В театре, конечно же, завидовали огромному киноуспеху юного актера в фильме «За двумя зайцами». И придрались к первой накладке. Олег Борисов якобы без разрешения уехал в составе творческой делегации в Польшу (на самом деле было распоряжение Министерства культуры), подвел театр и был за это уволен. 


Из Киева в те годы уезжали лучшие: Павел Луспекаев, Кирилл Лавров, Олег Борисов. Украине было все равно. А вот уехавшим... Когда в Ленинграде к Борисову пришел прощаться отправлявшийся в эмиграцию писатель Виктор Некрасов, они выпили за Киев. Правда, добавили — «только за флору!». 


Но Киев не отпускал Борисова всю жизнь. Артист вспоминал квартиру на бульваре Шевченко, театр, в котором проработал 13 лет, несравненную Бессарабку, Андреевский спуск и пирожки с мясом, от которых не то что пахло — чадило. Вспоминать это было и сладко, и горько одновременно. В 1964 году Олега Борисова взяли в труппу Ленинградского БДТ имени Горького.


В Ленинграде складывалось не легче. И вроде бы в лучший театр попал, к самому знаменитому режиссеру Георгию Товстоногову. Что и говорить, характер у Борисова был весьма непростой.  Вдова Алла Романовна так говорила о муже: «О его характере я слышу до сих пор очень много нелестных отзывов, но мне было очень легко с ним, я была счастлива — со мной рядом был талантливый человек, увлеченный своим делом. Олег Иванович никогда не пресмыкался и не гнул спину ни перед каким режиссером, даже перед таким, как Георгий Товстоногов, которого любил и очень уважал. Олег не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку!».


В Олеге Борисове с годами стал проступать горький ум, желчный сарказм и неосознанное, но такое понятное актерское желание — быть в центре вселенной. Но в Ленинградском БДТ такой вариант вряд ли был возможен — там свои законы. Борисов играл немного и не всегда то, что должен был играть. 


Товстоногов вызвал из Киева Олега Борисова. У него была такая примета: если в труппе не хватает какой-то краски, ищи в киевском русском театре, и найдешь там своего актера — из Киевского театра в БДТ приехал Кирилл Лавров, оттуда Товстоногов «выписал» Павла Луспекаева, оттуда потом пришел и Валерий Ивченко. Помните Олега Борисова в кино до БДТ? «Балтийское небо», «За двумя зайцами». 


Амплуа «характерный актер» принесло ему успех, и, возможно, останься он тогда в Киеве, так и был бы выдающимся комиком... А в БДТ его брали как трагического актера! И вот Товстоногов его «мариновал». Хотя Борисов блистательно сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте»! Но после нее — ничего, только вводы.


 Актер собрался уходить из театра, уже и заявление написал. В это время Товстоногов готовил спектакль «Генрих IV», главную роль репетировал хороший, интеллигентный, умный актер, у которого вообще ничего не получалось. 


Товстоногов его снял с роли принца Гарри, и назначил на роль молодого Олега Борисова. И все сразу же встало на места. Когда в спектакле появился этот язвительный, с неприятным дробным смешком наглый парень, и все партнеры его в спектакле зажили по-другому. Актеры ведь похожи на спички в коробке: одна загорелась — и все вспыхнули.


Актёры уходили от Товстоногова в хорошие театры к хорошим режиссерам. Но ни у одного из них в театре больше таких свершений, как с Товстоноговым, не было. Доронина, Юрский, Тенякова... Достаточно сопоставить то, что было у этих актеров, и то, что стало, чтобы понять, на чем держалась товстоноговская «диктатура». Исключением из этого правила был только Олег Борисов. Но и его театральная судьба, несмотря на блистательные работы у Ефремова, Додина, Хейфеца, сложилась далеко не так, как могла бы. Так написала тонкий знаток БДТ критик Ирина Павлова.


Почему Борисов и Товстоногов так и не нашли точки соприкосновения?

 Георгий Александрович, как и всякий режиссер, не любил актеров, которые были умнее него и даже не пытались притворяться, дабы убедить в обратном. Периодически он «выдергивал» Борисова на главные роли, даже народным артистом СССР сделал его «с барского плеча». 

Ничего, по сути, не изменилось, когда Олег Борисов проделал путь из Петербурга в Москву в 1983 году. Олег Ефремов поманил его МХАТом, пообещал новые яркие роли. Обещание сдержал частично. Да и вообще во МХАТе раздражала разболтанная обстановка, запойные периоды худрука, который без сожаления расставался даже с такими артистами, как Евстигнеев, который был не только актером Ефремова, но и его вернейшим соратником на протяжении десятилетий. 

МХАТ встретил Борисова с подозрением, восприняв как очередного заезжего гастролера. Но и это не помешало ему филигранно сыграть чеховского Астрова. Полы его развевающегося плаща и жгучий эротизм коротких реплик и страстных, смеющихся монологов воспринимались Еленой Андреевной на откровенно постельном уровне. Перед гастролями во Франции Борисов узнал, что Олег Ефремов сам собирается играть «борисовскую» роль доктора Астрова в «Дяде Ване» перед парижской публикой. Пропасть стала непреодолимой. 


Его приход к Мефистофелю в картине сына Юрия «Мне скучно, бес» вполне оправдан. Юрий ушел из жизни в 2007 году. Олег Иванович так до конца и не открыл сию тайну, чего в нем было больше — бога или дьявола. Он и сам пытался это исследовать, играя и того и другого одновременно. И видимо, подозревал, что в нем что-то не так. Гарин, Рафферти, Джон Сильвер, театральные классические герои — все они пылали бешеным огнем. 


Темперамент и звериное желание жизни не вмещались в физической оболочке кожи, извергаясь наружу оглушительным потоком. Попробовал уйти в Театр Советской Армии — Павла I успел сыграть, а вот Арбенина в «Маскараде» — нет.
Кино и телевидение тоже не радовали. Успех фильма «За двумя зайцами» не удавалось повторить. Был эффектный инженер Гарин, роли в картинах Вадима Абдрашитова, выразительный многоплановый Рафферти в одноименном телефильме, белогвардейский следователь Соболевский в «Рассказе о простой вещи», снимавшемся в Симферополе.

 
Со скандалом отказался от роли Федора Михайловича Достоевского, хотя и начал сниматься в картине «26 дней из жизни Достоевского». Достоевский был его любимым автором. Борисов по амплуа был типичным неврастеником, поэтому отлично играл в «Кроткой», «Идиоте», «Подростке». Однако на сей раз был возмущен съемочным процессом и примитивной трактовкой режиссера Зархи и не стал ни под кого подстраиваться, покинул площадку — в результате чего на два года был отлучен от кинематографа. В этот же период ему запретили сниматься у Никиты Михалкова в «Родне». 


Борисов, пожалуй, так и не добился желанного признания. Он был скорее непризнанным гением, талантливым изгоем. Хотя даже его недруги не спорили, что Олег Борисов — один из лучших артистов страны. Брат - тоже актер Лев Борисов, стяжавший телеславу уже после смерти Олега, сыгравший Витю Антибиотика в «Бандитском Петербурге». 

Сплетен о нем ходило чрезвычайно мало. Весь его круг был достаточно узок — единственная жена Алла, сын Юрий (теперь режиссер театра и кино). Любил книги. Говорил, что рыбалка — святое, вспоминал, как ходили на угря, как погнался за ними милицейский катер, но удалось уйти в отрыв.
Друзей было очень немного, среди них украинские футболисты Валерий Лобановский и Олег Базилевич, еще не тренеры, не великие, не мэтры. Благодаря им Олег Борисов полюбил футбол. А они полюбили театр, Лобановский вообще считал обязательным посещение ленинградского БДТ и для киевского «Динамо», и для сборной.
Слабости? По словам сына, можно вспомнить разве что отцовскую привычку крепко выпивать, когда приходили гости, при этом не закусывать, а вести беседу до упора, говорить и слушать, пока есть силы. А уже утром с энтузиазмом набрасываться на закуски и уничтожать их с бешеной скоростью.

 
Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали. Олег Борисов умер от лейкемии в возрасте 65 лет. Очень любил животных — похоже, больше, чем людей. Последняя запись в его горьких дневниках «Без знаков препинания»: «Как там на даче? Кешка, наверное, ждет не дождется хозяина. Вот бы скорее туда!» Запись датирована апрелем 1994. В мае Борисов умер, а июне этого же года умер и пес Кеша, на месяц пережив своего хозяина.

Два Олега, два сильных актёра, родившихся 8 ноября... 

Олегу Борисову поставили памятник в Киеве, на Андреевском спуске — памятник цирюльнику Свириду Голохвостому. Артисту, который никогда не шел по главной улице, все больше плутал по закоулкам души, и никакой оркестр никогда его не сопровождал. 


Театр был для него каторгой и алтарем. Смертельно больной он 10 лет выходил на сцену. Тот самый гений русской сцены, сумевший обмануть провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда. О таких сказал Пушкин: «Ты — царь, живи один».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: