ГлавнаяСтатьиВспоминая Райкина
Опубликовано 24.10.2017 в 22:26, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал
Показов: 495

Вспоминая Райкина

Когда произносится фамилия Райкин, молодые эрудиты тут же вспоминают театр «Сатирикон» и его художественного руководителя Константина Райкина. А ведь этот театр сделал, точнее, перевёз из Ленинграда ещё Аркадий Исаакович. 


Первые спектакли, теперь уже московского театра Райкина: «Лица» и «Мир дому твоему» прошли в помещение кинотеатра «Таджикистан» в Марьиной Роще, которое было выделено театру в 1981 году по решению Моссовета. Райкину в те годы было уже более 70 лет, он превосходно держался сцене. 24 октября — день рождения Аркадия Райкина, поэтому на страницах «Области Культуры» — краткая биография великого Артиста. Родился Аркадий 106 лет назад, в семье лесного брокера Рижского порта и домохозяйки. В Рыбинске, куда семья Райкиных бежала из Риги в Первую мировую войну, он впервые вышел на любительскую сцену. Как рассказывала дочь Райкина Екатерина: " наш дед считал увлечение сына театром пустым и вредным: «Ну, если уж так тянет в артисты, то лучше, как это принято в интеллигентных еврейских семьях, музыкой заняться!» — и купил сыну скрипку. Но Аркаша быстро приспособил ее для катания по льду, а еще, сделав из смычка кнутик, возил скрипку по снегу, как саночки«. 


Когда семья переехала в Ленинград. Райкин играл в самодеятельности Актера («На дне» М. Горького), артиста цирка («Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича), читал рассказы М. М. Зощенко, придумывал и исполнял интермедии. Школьной самодеятельностью руководил режиссер Ю. С. Юрский (отец С. Ю. Юрского). Опытный режиссер первым обратил внимание на талант юного Райкина. В 1935 году Райкин окончил Ленинградский институт сценических искусств (курс В. Н. Соловьева). Уже в первых студенческих спектаклях проявился талант Райкина-пантомимиста (немой слуга Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» Перголези, Маскариль в «Смешных жеманницах» Мольера). По распределению большую часть курса направили в Лентрам (Ленинградский театр рабочей молодежи), который после слияния с Красным театром стал называться Театром имени Ленинского комсомола (ныне Балтийский дом), где артисту была предложена роль Скапена («Проделки Скапена» Мольера). Боясь повторить уже сыгранного ранее Маскариля, Райкин уходит из театра и пробует свои силы в БДТ. Но и там не приживается. Параллельно актер работал на эстраде, занимаясь конферансом, играя в интермедиях. В 1939 году открылся новый театр — Ленинградский театр миниатюр, где Райкин вскоре стал не только артистом, но и художественным руководителем. 


На протяжении долгого времени этот театр оставался единственным, как вспоминал впоследствии Райкин, «на худосочной в ту пору ниве сатиры и юмора». В 1939 году Райкин становится лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, после чего он был признан далеко за пределами Ленинграда. После конкурса А. И. Райкин получил приглашение работать в Московском Театре эстрады и миниатюр и провел полсезона в Москве, затем вернулся в Ленинград.
Когда началась война, Райкин работал в фронтовых бригадах, а с 1945 г. Театр эстрады и миниатюр возобновил работу в Ленинграде. Привлекая к работе современных авторов-сатириков, Райкин постепенно строил уникальный театр. Среди авторов были М. М. Зощенко, Е. 3 Шварц, В. Поляков. В 1960-е годы свои первые произведения предлагал Райкину М. Жванецкий и другие мастера слова.


 
Райкин создавал многообразные по жанру спектакли, в которых органически сочетались пантомима, искусство мгновенной трансформации, танцы, куплеты, пародии, цирковые номера. Известность приобрели такие программы-обозрения, как «Вокруг света в 80 дней» (1951 г.), «Смеяться, право, не грешно» (1953 г.), «Время смеяться» (1963 г.), «Волшебники живут рядом» (1964 г.). Райкин всегда резко выступал против распространенного мнения о том, что его театр является театром одного актера. С 1957 г. Театр миниатюр начал выезжать в зарубежные гастрольные поездки, где часть миниатюр исполнялась на иностранных языках. В 1962 г. Райкин участвовал в Международном фестивале пантомимы в Западном Берлине, в 1964 г. — в Международном фестивале в Англии.
Артистом было создано целое направление в эстрадном искусстве, практически не имеющее аналогов за рубежом. Под непосредственным влиянием Райкина родились театры Г. Хазанова, Е. Петросяна, Р. Карцева и В. Ильченко. Благодаря Райкину обрел собственную интонацию М. Жванецкий. 


В 1982 году театр Райкина переехал в Москву и стал называться Государственным театром миниатюр (название «Сатирикон» возникло в 1987 г.). После реконструкции ему было отдано здание кинотеатра в Марьиной роще. Здесь появились такие известные спектакли, как «Его величество Театр», «Дерево жизни», моноспектакль К. Райкина «Давай, артист!» и др. В театр перешел из «Современника» сын Райкина, Константин Райкин. В 1987 г., после смерти отца, он возглавил этот коллектив, ныне один из самых известных московских театров. «Сатирикон» им. А. И. Райкина построен на традициях Ленинградского Театра миниатюр.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: