ГлавнаяСтатьи«Хенде хох, парни!» — как на Западном фронте воевал первый Jeep
Опубликовано 21.10.2017 в 10:39, статья, раздел Технологии
автор: (TrunkMonkeys)
Показов: 488

«Хенде хох, парни!» — как на Западном фронте воевал первый Jeep

Мало на свете автомобилей, в отношении которых практически любая информация и факты интересны просто до неприличия. Один из таких уникумов военный Willys MA/MB — прародитель всех современных внедорожников и основатель целого автомобильного бренда. В самом деле, его биография, что ни факт, что ни случай, то целая песня. Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (4).jpg

Одно только имя этого армейского внедорожника дорогого стоит. В историю первый из «джипов» вошел под маркой Willys, хотя разработали его инженеры компании Bantam, а кроме того большими тиражами этот полноприводной разведывательный автомобиль сходил с конвейеров... фирмы Ford. А уж сколько копий сломано вокруг происхождения самого прозвища Jeep, которое сразу же приклеилось к «Виллису», сначала в начальной версии MA, а затем и к более массовому MB. Самой популярной долгое время оставалась версия, мол, «джип» — это всего лишь прочтение аббревиатуры GP. От английских слов general purpose, то есть «общего назначения».

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (7).jpg
Нормальный зимний вечер в Арденнах: «Если моя «Пантера» мешает вам выехать, позвоните, я неподалеку...»

Такие буквы и впрямь можно найти в названии «фордовской» версии вездехода, но означали они нечто совершенно другое. Итак, Ford GP/GPW расшифровка: G это Government (Государственный заказ), P — отсылка к «фордовской» номенклатуре названий, в которой эту букву получали машины с колесной базой 80 дюймов, наконец, появившаяся чуть позже буква W — указание на то, что автомобиль построен по лицензии фирмы Willys. Как видите, никаких «дженерал пёрпезов» нет и в помине. Более того, если вспомнить, что «джипом» новый армейский вездеход называли еще в 1940-м, то есть за несколько месяцев до начала производства Ford GP/GPW, становится понятно — эту версию тщательно притянули за уши.

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (5).jpgПохоже, во время прыжка что-то случилось правой передней покрышкой... Посадка, наверное, будет жесткой...

Действительно, жаргонное словечко «джип» появилось в лексиконе американских военных еще до того как Willys MA/MB пошел в серию. На солдатском языке «джипом» называли любой новый, что называется необстрелянный прототип, причем, не важно шла ли речь об автомобиле, танке или самолете. При этом этимология, то есть происхождение слова jeep, не совсем очевидна. Наиболее расхожая версия имеет прямое отношение ко всеамериканской любви к комиксам вообще, и конкретно к похождениям моряка Попая — да-да, того самого, что творил чудеса закинувшись доброй порцией шпината. Дело в том, что одного из героев комикса звали «Eugene the Jeep» то есть Юджин Джип. Это была чисто фантастическая зверушка, не то тигр, не то собака: маленького роста, с желтым мехом, черными глазами и очень странным носом. Главное в списке талантов «Юджина Джипа» указывалось «умение перемещаться в пространстве, проходить сквозь стены и решать неразрешимые проблемы». Учитывая компактные размеры Willys MA/MB и его поразительную проходимость, то есть способность к передвижению в местах, где само движение казалось невозможным, эта версия кажется вполне правдоподобной.

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (3).jpg
Вот сам Jeep, в данном случае в ранней версии Willys MA...

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (8).jpg
...а вот малый, в честь которого машину прозвали. Симпатяга, не правда ли?

Но если бы легенды и мифы окружающие оригинальный «Джип» исчерпывались только тайной имени! Сколько занимательных историй связано с военной службой этого безусловно выдающегося автомобиля. Например, вы знаете, что все семейство внедорожников Toyota Land Cruiser берет свое начало именно с американского военного вездехода?

Еще в конце 1941 года в боях на Филиппинах японским военным удалось захватить целый и невредимый экземпляр новейшего многофункционального автомобиля американцев — к слову, это оказалась машина, произведенная на мощностях фирмы Bantam. Не будь дураками, японцы сразу отправили диковинный агрегат на изучение в компанию Toyota, специалисты которой разобрали «Бэнтам» до винтика, все измерили, записали, взвесили и сделали правильные выводы. Нужно строить свою версию! Вскоре свет увидит Toyota AK10 — по сути творчески переосмысленная версия американского военного джипа с комплектующими от легковых «тойот» и заодно прародитель всех последующих «ленд-круйзеров». Такие вот американские корни у главной внедорожной легенды Японии.

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (9).jpg
Bantam BRC во время войсковых испытаний

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (11).jpgА это «тойотовская» версия джипа: переосмысленно-слизанная.

Но все-таки первое место в моем личном хит-параде историй про оригинальный «Джип» занимает случай, имевший место быть зимой 1945-го, в разгар знаменитого немецкого контрнаступления в Арденнах.

Итак, представьте себе раннее морозное утро. Только недавно рассвело, вдалеке то и дело отчетливо слышатся отзвуки канонады, а в холодном липком воздухе висит, кажется, реально осязаемое ощущение тревоги... К контрольно-пропускному пункту союзников у лесного проселка подкатывает «джип» с тремя солдатами и офицерами в американской военной форме. Кажется, все в порядке. Автомобиль, как впрочем обмундирование и оружие водителя и пассажиров, не слишком новое, но и не слишком поюзанное — аккурат чтобы не вызвать подозрений. Документы — без сучка, без задоринки. Не прикопается даже тыловая крыса из военной комендатуры. Язык, акцент, выправка, отсутствие напряжения в поведении — все идеально. Тем не менее, один из солдат, дежуривших на КПП — увы, безвестный ныне рядовой-бельгиец — вдруг скидывает с плеча автомат и громко приказывает водителю и пассажирам «Джипа» выходить с понятыми руками: «Хенде хох, парни! Попались, так попались...»

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (10).jpg
 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (12).jpg«Моя хотеть сдаваться! Гитлер капут!»

Спустя пару часов после короткого, но эффективного (не спрашивайте какие способы развязать язык пошли в ход, просто не спрашивайте) допроса якобы американский экипаж «джипа» действительно оказывается абверовской разведывательно-ударной группировкой, получившей задание мелко пакостить в союзническом тылу. На вопрос как сметливый бельгийский служака с первого взгляда распознал в идеально казалось бы экипированных янки немецких диверсантов, тот лишь улыбнулся: «Офицер группы сидел на заднем сидении „Джипа“, но не один настоящий американец, которого я видел до сих пор, не сделал бы этого. Они всегда сидят спереди!».

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (13).jpg
Из-за козлящей подвески американские офицеры, не взирая на устав, поголовно ездили на переднем сидении Джипа

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (14).jpgДа что там офицеры! Как видим, генералу Эйзенхауэру также известно, какое место Jeep самое комфортное

Вот они нюансы, о которых не знали даже в абверовских спецшколах! Нюансы, благодаря которым выигрываются отдельные бои, а, в конечном счете, целые сражения. Дело в том, что одной из характерных особенностей «джипа» была страшно козлящая задняя подвеска. Машина в принципе славилась крайне низкой плавностью хода — военные водители, ездившие на «джипе» почти поголовно зарабатывали себе геморрой, который, кстати говоря, также вошел в солдатский лексикон под именем «джиповская болезнь». Но если шоферу приходилось туго на 100%, то сидевшим сзади доставалось на все 150! Именно поэтому офицеры, которым по уставу полагалось ездить сзади — место правого переднего пассажира занимал солдат-автоматчик — плевали на предписания и пересаживались вперед. Своя задница дороже!

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (1).jpg
Немецкие кюбельвагены оказались более комфортными в плане работы подвески, так что немецкие офицеры традиционно ездили сзади...

 Willys MAMB — прародитель всех современных внедорожников (2).jpgВпрочем, недостатком большинства кюбелей был лишь задний привод, тогда как все ’джипы’ поголовно 4×4

Теперь-то понятно, почему во время памятного инцидента в Арденском лесу внимательный к деталям рядовой бельгиец сразу почувствовал подвох, увидев якобы-американского офицера спокойно сидевшего на заднем ряду «Джипа». Порой даже врожденный недостаток автомобиля, может стать не только причиной геморроя, но и спасенных жизней.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: