ГлавнаяСтатьиЮщенко Михаил: Ода сварке
Опубликовано 14.10.2017 в 14:25, статья, раздел Своё дело
автор: ОК-журнал
Показов: 630

Ющенко Михаил: Ода сварке

Недавно читатели «Области Культуры» познакомились с кузнецом-художником, а сейчас наш рассказ о Художнике-сварщике

Это хорошо известный, как нам представляется, всему культурному Новгороду, Михаил Ющенко, статья о работах которого не так давно уже выходила на наших страницах. Вместе с фотографом Ольгой Лиманской, мы побывали в мастерской мастера и взяли у него интервью. Так случилось, что мне довелось побывать во многих мастерских, у самых различных художников, но столь небычной мастерской видеть не доводилось.

На столе голова Кощея Бессмертного для сказочного парка в Кировской области

Это обычный гараж, на первом этаже почти аскетичный порядок, но помещается уйма всего необходимого для работы художника и сварщика. Сделано отопление, позволяющее работать в холодное время года. На втором этаже — кабинет, кладовая, спальня, небольшая библиотечка, где есть и специальные справочники, и книги по искусству, и, например, Гумилёв. Всё аккуратно, и, пожалуй, уютно. 

Сначала — интервью:

— Михаил, расскажите про своё детство, откуда у Вас такая фантазия, необычное видение обычных вещей?

— Я родился 1978 году, у меня было детство, в котором были книги Дюма, журналы «Юный техник», «Костёр», «Смена», была рогатка, складной нож, модели кораблей, конструкторы, маски из папье-маше. У моего поколения было сравнительно мало игрушек, но много фантазии, и нам было всё интересно. Например, однажды, пацаны нашего двора сделали деревянные мечи и пошли войной на соседний двор, который был вооружён шпагами из арматуры.

— Есть ли что-то в Ваших умениях от родителей или от школы?

— Отец работал художником-оформителем, поэтому первые свои деньги я заработал, печатая трафареты на спинах школьных пиджаков. Была тогда такая мода: летом пацаны носили школьные пиджаки с отрезанными рукавами, украшали их булавками и значками, а на спине было принято писать названия западных рок групп, или имена голливудских киногероев.

— Как и где Вы учились?

— Учился я плохо и меня терпели до 9 класса. Потом 3 года в училище и 2 года службы в армии. Учёба в университете имени Ярослава Мудрого. Я выбирал то, что мне было ближе, вот и вышло: заочное отделение, инженер-технолог художественной обработки, специализация — деревообработка.
— Когда Вы начали экспериментировать с предметами, использовать сварку?

— После учёбы занимался разными работами, пока не попробовал сварку полуавтоматом. Я стал экспериментировать — сваривать между собой разные предметы, стал менять их форму, фактуру. Мне нравилось создавать что — либо новое, наделять предметы новой формой и смыслом.

— Расскажите, пожалуйста о совместной работе с новгородским центром современного искусства.

— Примерно в это же время я стал сотрудничать с НЦСИ. В лице директора центра современного искусства — Сергея Борисовича Пухачёва, я обрёл заказчика, предлагавшего мне интересные заказы: предметы интерьера, ландшафтную скульптуру, призы, памятные подарки. Кроме этого, в центре состоялась моя первая персональная выставка, было представлено 27 моих работ. Общей темой для выставки стало использование в работах различных инструментов. 

— И всё-таки, Михаил, почему Вы для создания своих художественных произведений выбираете столь необычную «основу»: вилы, молотки, ножницы, лопаты...?
В ручном инструменте есть настоящая честная рабочая жизнь, есть человек и его отношение к работе, к производимому им продукту. В настоящее время ручной труд не даст человеку умереть от голода, но и не сделает богатым. Наверное, поэтому эпоха ручного труда уходит — всё проще купить, чем сделать своими руками, а жаль, если уйдёт бесследно. Поэтому, я считаю, что стоит постараться, чтобы предметы этой эпохи заговорили, рассказали свою историю, чтобы через их посредство появился новый смысл, новое качество.

— Скажите, чем бы Вы хотели заниматься в будущем?

— Как всякий рукастый человек с фантазией, я хотел бы заниматься всем, что имеет оригинальную форму, нестандартную «подачу», позитивный настрой и достойную цель. Мне интересны образовательные, социальные, и прочие культурные проекты, направленные на развитие и образование молодёжи. Такие, например, как проект с учащимися художественной школы, когда мы вместе делали металлическую скульптуру дракона. Хотел бы продолжать участвовать в проектах Центра современного искусства. Есть, на мой взгляд, интересные предложения, касающиеся инфраструктуры нашего города.
— А не могли бы Вы, в заключение, провести на страницах нашего интернет-журнала мастер-класс для начинающего художника-сварщика?

Ода сварке

При слове сварка большинству людей вспоминаются грубоватые мужики, грязь, дым и пойманные «зайчики»- от этого приходит отторжение, страх, нежелание даже попробовать поварить. А между тем, современные сварочные аппараты просты и удобны. Варить могут и криворукие менеджеры и нарочито пугливые кокетки всех возрастов. Сварка полуавтоматом просто создана для нынешнего обывателя, засидевшегося в слишком чистом офисе.
Я проводил мастер-классы для учащихся новгородской художественной школы. Этим людям было по 15 лет, и работали мы так - они при помощи пластилина соединяли детали между собой, а после этого я убирал пластилин и сваривал детали по-настоящему. Таким образом мы совместно сделали полутораметрового дракона из старых авто запчастей, болтов, гвоздей и прочих бытовых железок.
Маленьким детям, конечно, я бы не рекомендовал варить, они и не должны допускаться до огневых работ (сварочные такими являются), а так же до электроинструмента. Впрочем, в присутствии старших ( а лучше отца, или деда) и при наличии защитных средств ( маска, куртка и рукавицы сварщика), вполне можно немного попробовать. Когда человек варит, он ощущает себя творцом, созидателем, повелителем металла. А для творческого человека, чьи идеи и замыслы скоротечны и летучи, сварка — это быстрый способ фиксации мыслей, композиционный решений, которые возможно переиграть, прихватывая детали меж собой.

Есть, конечно, и сложности: место для сварки, оборудование для сварки, материал... Лучший вариант — гараж. Обладатели гаража — это владельцы островков свободы и независимости. В гараже можно делать ВСЁ. Поэтому что в гараже любые эксперименты, где есть шум, грязь, запах краски, гарь, не могут ни кому помешать, тут владелец гаража царь и бог. Например, я для своего сына сделал копьё с боевым наконечником, звёздочку ниндзя и метательный нож. Потом провёл инструктаж и научил, как всё это можно метать в мишень. Сделал я это потому, что нынешние дети и настоящую рогатку-то в руках не держали, всё больше пальчиком водили в «энгри бёрдс..» Боевое оружие, возможно, перебор, но ведь папы с детьми могут в гараже сделать скворечник, модель корабля или танка, да мало ли что ещё...

Про оборудование.. Тут сложнее. Полуавтомат не всякий купит... В хозяйстве не всем и не всегда нужен, и балон с углекислотой ещё нужен - без него варить надо специальной проволокой (дороговато). Всё что могу сказать.. ну искать надо, коммуникации великая вещь. У друзей, у друзей друзей... коллег по работе.. В крайнем случае, желающим могу показать все себя в гараже.

Про материал. Тут проще. Есть много пунктов приёма чермета. Приходим, спускаемся в это царство Аида. Выкупаем понравившийся предмет. Приносим в гараж, МОЕМ РУКИ И ПРИНЕСЁННУЮ ДЕТАЛЬ! и вперёд! Даём ДРУГУЮ жизнь бытовым предметам — режем, варим, снова режет и варим. Открываем новый мир по собствееным законам, нарушаем все мыслимые и немыслимые законы композиции и здравого смысла. Делаем то, чего ещё не делал никто, делаем то, чего нет в нашей обыденной жизни, даём новый смысл предметам — только так!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: