ГлавнаяСтатьиКукольный театр в Великом Новгороде: воспитываем детей через сказки
Опубликовано 30.09.2017 в 12:18, статья, раздел Увлечения
автор: Григорий Князев
Показов: 744

Кукольный театр в Великом Новгороде: воспитываем детей через сказки

 Мало кто знает, что в Великом Новгороде есть самодеятельный театр кукол. О том, как через сказку развить богатый внутренний мир ребенка и воспитывать желания детей мы поговорили с руководителем детского развивающего клуба «Мыслитель» Людмилой Кузьминой:Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (4).jpg

— Чем ваш клуб отличается от других детских центров Великого Новгорода? Чем интересен и чем полезен ваш клуб ребятам?

— В 2014 году наш коллектив единомышленников собрался, чтобы организовать досуговую жизнь детей и взрослых: научить их активной жизненной позиции, умению сопереживать и помогать окружающим, уважать желания других людей. Мы открыли ООО «Клуб по интересам „Мыслитель“» и собрали команду друзей-профессионалов. Считаем, что пользу в развитии и воспитании детей сможет принести только тот человек, кто сам хорошо делает то, чему учит. В нашей команде каждый выбирает себе дело по душе, которым хочет заниматься. Самое главное — воспитать в человеке желания, но это и самое трудное. Мы помогаем родителям воспитывать желания детей. Помочь маленькому человеку найти свои интересы в жизни, научить получать удовольствие в преодолении трудностей — такую задачу мы поставили перед собой и нашими родителями. Не оставлены в стороне школьники: помогаем им совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности, что несомненно оказывает положительное влияние на их жизнь. Большое внимание уделяем государственным и народным праздникам. Прививаем любовь к культуре нашего народа через музыку, танцы, ремесла, художественно эстетические мероприятия. Мы организуем МК разной направленности, проводим детские дни рождения, экскурсии по историческим и этническим местам нашего города, посещение театров и выставок. Много добрых слов и благодарных откликов получают за свою работу наши педагоги.Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (6).jpg

— Расскажите о театре на вашей площадке. Чем он необычен? Развивает ли ваш театр именно мозг ребенка? Чему еще учат ваши представления детей? Как формируется репертуар вашего театра?

— У нас есть свой театр «Мыслитель спектакли», также полюбившийся нашим благодарным родителям и детям. Переоценить значение сказки для детей — невозможно. Это одна из базовых ценностей русского народа, его традиция, его дух. Уже с полутора лет дети начинают воспринимать сказку. С самого рождения ребенок слышит колыбельные песни, потом пестушки, прибаутки. Эти небольшие сказочки лаконичны, но наполнены народной мудростью, очень образны. Дети живо представляют, о чем говорится и без лишних слов переносят образы из сказки в повседневную жизнь. Малыши всегда замолкают, когда начинается напевный голос сказки. Они успокаиваются, становятся внимательными, «уходят в себя». Всё, о чем говорит сказка — иносказательно, но детям не надо объяснять смысл происходящего, они все понимают через призму своего подсознания. Сказка все объяснит, всему научит, пробудит совесть, расскажет и предостережет. С чтения сказок начинает развиваться богатый внутренний мир ребенка. Хорошие иллюстрации, действия, разыгранные по сказке с помощью кукол — помогут ребенку усвоить урок. Наглядно образное мышление у детей в этом возрасте очень восприимчиво. Задачей взрослых остается правильный отбор сказок по возрасту. Остальную работу ребенок сам выполнит. Чем младше ребенок, тем сильнее его восприятие отличается от видения взрослого. Важно не поломать внутренний мир ребенка бесконечными объяснениями того, что он видит и слышит. Пусть ребенок наслаждается своей самостоятельностью. Он всё поймет правильно!Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (1).jpg

— Ваши представления — с элементами логики и творческой деятельности. Что это значит, в чем заключаются эти элементы?

— Сказки являются благодатным материалом для развития словесно-логического мышления. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новые знания, а включен в самостоятельную деятельность. Мы предложили нашим родителям и детям интерактивные представления с элементами логики и творческой деятельности. Все наши представления основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы, а создавать яркие образы сказочных героев помогает древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии оказывает благотворное влияние на развитие речи ребенка. Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (5).jpgСтало быть, с помощью оригами можно развивать у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Оригами развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания; концентрацию внимания; стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции; совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности; способствует созданию игровых ситуаций — драматизаций. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (3).jpg

— Расскажите об актерах вашего театра.

— Актерами наших представлений являются не профессионалы, а творческие люди нашего клуба, способные вовлечь ребенка в активную деятельность, способную формировать культурно нравственные ценности, позволяющие бороться с равнодушием, эгоизмом, злостью, алчностью, гордыней. Как сейчас меняется подход к обучению детей? Основное отличие нашей работы с детьми состоит в переносе основного внимания с содержания на его средства. Введение в занятия с детьми действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т.е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей. Если наглядные модели становятся средством, то их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». А это и есть развитие умственных способностей. Нельзя забывать, что дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Всячески поддерживается детская инициатива.Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (7).jpg Согласно психологической теории Л.С. Выготского, сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность. Согласно концепции Л.А. Венгера, способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Такая работа предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д.), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы.Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород (8).jpg

— Какие дети приходят к вам? Каков портрет современного ребенка? Много ли среди нынешних детей мыслителей, и о чем они думают?

— К нам в клуб приходят дети, родители которых заинтересованы в воспитании не послушных, спокойных детей, а детей, умеющих принимать самостоятельные решения; организовать насыщенную добрыми делами жизнь; способных увлечь своих друзей интересными занятиями, готовых принять ответственность за свои поступки. Современные дети открыты, общительны, они смелые и стремительные. Очевидны различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Сейчас у детей огромное количество развлечений: творческие кружки, огромный выбор игрушек, парки аттракционов, кинотеатры, детские театральные представления. Ребенку с рождения дается возможность выбирать. Если грамотно использовать эти возможности, можно помочь ребенку стремительно развиваться. Важно определить интересы ребенка. Поощрять любовь к музыке, спорту, рисованию, изучению иностранных языков. В будущем это может помочь ребенку найти свое призвание. Формирование положительного мировосприятия — это основа будущей успешности ребенка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать, понимать и принимать ребенка таковым, какой он есть. Родители должны помнить о том, как важно быть другом своему ребенку и стараться «дышать с ним в одном ритме».Детский развивающий клуб Мыслитель Великий Новгород

Фото из архива детского развивающего клуба «Мыслитель».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: