ГлавнаяСтатьиГитарист-виртуоз Данис Щербаков: «Мне больше нравится не переложение, а фантазия»
Опубликовано 11.09.2017 в 14:29, статья, раздел Искусство
автор: Григорий Князев
Показов: 786

Гитарист-виртуоз Данис Щербаков: «Мне больше нравится не переложение, а фантазия»

22 сентября в «Диалоге» для вас будет играть гитарист-виртуоз из Петербурга — Данис Щербаков, который не останавливается на достигнутом. Мы списались с Данисом, и, хотя у него мало свободного времени, он уделил внимание моим вопросам и дал на них развернутые ответы. Знакомьтесь с талантливым и скромным музыкантом:

Данис Щербаков.jpg

— Данис, что значит для Вас быть гитаристом-виртуозом?

— На мой взгляд, быть гитаристом-виртуозом вообще должен быть каждый гитарист, кто играет сольные концерты. Для того, чтобы сыграть концерт на 1,5 или 2 часа, нужно иметь в наличии большой технический арсенал. Всё это делается ради музыки, для того, чтобы она была свободна! А вообще это понятие очень относительно. Для меня есть хорошие примеры тех, у кого я мог бы учиться. В мире есть очень много гитаристов, которые играют очень быстро, но есть одна проблема — мало музыки! У кого получается это совместить с музыкой, тот имеет успех у слушателей... наверное, этого человека можно так назвать!

— Музыка, которую Вы играете на гитаре, разнообразна по стилям, по звучанию. А какие есть ограничения у гитары, что на ней нельзя сыграть даже опытному музыканту?

— Разграничения каждый для себя делает сам. Будучи еще студентом училища, у меня был как раз такой разговор с дирижером. Я включил ему запись, где на гитаре исполнялись «Картинки с выставки» Мусоргского. Как вы знаете, композитор изначально написал произведение для фортепиано, так вот, я хотел узнать мнение дирижера на этот вариант исполнения, на что получил ответ: переложение имеет право на жизнь, но... вот это «но» — за ним многое стоит и нужно, конечно, взвешивать, насколько точно мы способны передать это переложение, чтобы не потерять авторский замысел... Мне больше нравится не переложение, а фантазия, ведь здесь можно развивать тему и уходить в другие гармонии.

— Вы учились в Казанской консерватории. Что Вам дало это музыкальное образование?

— Несомненно, консерваторское образование дает большой багаж знаний, но это общие знания, которые базируются на классической музыке. Конечно же, опираюсь на свои знания, когда делаю обработки для гитары, которые основаны на народной или классической музыке, а что касается джаза, блюза, то это совершенно другой мир, который надо изучать отдельно, что я и делал после окончания консерватории. Там свои законы и правила, это другой мир!

— Как Вы считаете, музыкантами рождаются или становятся?

— Труд сделал из обезьяны человека, а из лошади — транспортное средство. Шутка, конечно, но именно труд — это самое главное, конечно, при наличии таланта! Талантов очень много на свете, я считаю, что все люди талантливы, просто он у всех разный. А вот труд — это уже серьезно, это работа над собой, это дисциплина, именно она решает всё. Стинг как-то в интервью сказал, что слушает очень много музыки каждый день, но ему это не в кайф! Что это значит? Это значит, что он много работает, анализирует, учится! Вот про это я и говорю.

— Откуда берется музыкальный слух, можно ли его развить?

— Слух берется из... надо посмотреть в Википедии, наверное... Как развить? Наверное, надо много слушать хорошей музыки.

— Музыка для Вас — еще увлечение или уже профессия?

— Музыка — это вообще я как личность, я живу ей, мечтаю и думаю о ней, я зарабатываю ей — какие уж тут увлечения.

— Вы сами сочиняете музыку. В духе ли она тех мелодий, которые Вы аранжируете?

— Я сочиняю музыку разную — то на основе народной музыки, то на основе джазовой музыки или еще чего-нибудь, но дух, наверное, у меня один, как у всех, кто это делает. Астор Пьяццолла вот, например, или Майкл Джексон, Леонид Агутин... Много примеров можно перечислить, у всех есть свое зерно.

— Вы преподаете. Что значит учить и учиться музыке? Чему нас может научить сама музыка?

— Да, я преподаю, но не полностью углубляюсь в это дело. На самом деле я ведь тоже постоянно учусь. Учиться — значит развиваться, не стоять на месте, двигаться вперед. Посмотрите на великих гитаристов, например, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, Томми Эммануэль... если понаблюдать за их ранними записями и поздними работами, то можно услышать, как они сильно отличаются по игре. Томми Эмануэль на записях 90-х годов, кстати, был уже довольно популярным в Австралии и США, играл с известными джазовыми гитаристами, было видно, что у него яркая харизма и он очень ритмичен, но, с точки зрения музыки, от пентатоники он не далеко ушел! Современный же Томми — это не просто гитарный монстр и артист с большой буквы, он великий музыкант! Как-то мне посчастливилось ехать с ним в машине, я, конечно, был ярым его фанатиком. Помню, он сказал мне, что он много занимается и многому учится сам... Это очень круто! Учиться круто, вы меняетесь, вы можете то, чего не могли и не понимали раньше... В этом и есть кайф.

— Почему Вам так дорога музыка, что Вы в ней находите? Как Вы относитесь к другим видам искусства?

— К другим видам искусства я, конечно же, хорошо отношусь, но тут такое дело, что профессиональная работа отнимает много времени и сил и поэтому я занимаюсь спортом! Спорт — это движение, а движение необходимо после длительных занятий на гитаре. Я большой поклонник бокса и слежу за всеми важными событиями в этом виде спорта! Постоянно отжимаюсь и хожу на турник, прыгаю на скакалке, иногда бегу кросс! Может, кто-то со мной не согласится, но я считаю бокс искусством. Конечно же, я занимаюсь для себя, в этом виде спорта много травм и надо беречься, поэтому все для здоровья.

— Чем Вы еще интересуетесь, чем занимаетесь?

— Последние пару лет я плотно занимаюсь импровизационной музыкой, это и джипси-джаз, и традиционный джаз. У меня также есть команда, которая называется DanisAcousticBand, в ней я формирую себя как джазовый музыкант, и мне это очень интересно! Кроме музыки у меня есть моя семья — жена и сын, которому год и четыре месяца, так что мне есть чем заниматься.

Данис Щербаков— Тесно ли Вам в Вашей сфере будучи признанным мастером? Хотели бы Вы научиться играть еще на каком-нибудь музыкальном инструменте?

— Я, впрочем, и не считаю себя признанным мастером, признанный мастер — это очень круто... наверное, вы про Баха говорите или Бетховена? Нет, не тесно. У нас в России не так уж много гитаристов, кто гастролирует. Вот, например, во Франции очень сильная исполнительская культура. Я, конечно, говорю про джипси-джаз, там очень много гитаристов, которые играют в этом стиле. В городе Нэшвилл, в Штатах, каждая собака играет кантри, а у нас, казалось бы, все должны ездить на гастроли с балалайками и домрами, ан нет, только Архиповский ездит. И он, конечно, большой молодец. Алексей поднимает русскую культуру, и мне кажется, он всем нам большой пример. То, что он делает на балалайке, — это просто фантастика! Есть у нас в России очень крутой гитарист — Иван Смирнов! На мой взгляд, самый недооцененный гитарист! Сколько он сделал прекрасной русской и вообще этнической музыки! Я бы ему орден дал какой-нибудь, если бы мог... Играть не тесно, ведь все — художники, у всех свои краски!

— Чего ждать новгородскому слушателю на Вашем концерте в Великом Новгороде?

— Все мои пьесы — это как картинки с выставки. Тут вам и «Чайка», и «Ангел», и «Извозчик», и «Скиталец», и ещё много персонажей. Конечно, не обойдется без импровизаций, в общем, дай Бог, будет весело! Жду вас 22 сентября, до встречи!


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: