ГлавнаяСтатьиПремьера рубрики «Философское бревно»
Любовь к мудрости
Опубликовано 7.09.2017 в 11:58, статья, раздел Увлечения
автор: (Александр Спорник)
Показов: 454

Премьера рубрики «Философское бревно»

Вниманию читателей предлагается новая рубрика «Философское бревно», которая, как не трудно догадаться, посвящена такому виду знания как философия. Здесь мы будем знакомить читателей с философскими понятиями и концепциями, выдающимися философами как прошлого, так и настоящего, показать, чем так привлекает философия и чем отталкивает, за что её любят и, наоборот, относятся с недоверием или даже с презрением. В этой рубрике мы попытаемся дать ответы на многие вопрос, в частности, «что такое философия?», «кто такой философ?», «зачем нужна философия?», «какова философия сегодня и что ждёт её в будущем?»

лицо в дереве

Что такое философия?

Когда человек сталкивается, так или иначе, со словом «философия», у него возникают весьма разнообразные, и, часто далёкие от адекватного понимания предмета ассоциации и представления. С одной стороны, философия кажется чем-то очень и очень сложным, требующим неимоверных умственных усилий, чтобы разобраться в хитросплетениях философских размышлений, понять какой-либо философский текст, с другой — такое непонимание оборачивается непринятием философии, приводит к её восприятию как странной, чудаковатой, заумной, оторванной от жизни деятельности. На самом же деле всё обстоит куда проще и гораздо интереснее, в чём мы и попытаемся разобраться.

лицо, вырезанное из дереваКаждый более-менее образованный человек знает, что термин «философия» происходит от греческих «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал себя «философом», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины». Иными словами, философ тот, кто стремится к мудрости, к истине. В этом смысле положение его таково, что он находится посередине между мудрецом и идиотом, а задача философии, следовательно — обретение мудрости и постижение истины.

Однако наивно было бы полагать, что сущность и содержание философии исчерпываются одной только любовью к мудрости, к знанию. Это, как выразился современный философ Владимир Варава, «самый удобный, безопасный и бесполезный способ понимания философии. Взгляд на философию как на любовь к мудрости является в высшей и худшей степени дилетантским воззрением, исходящим из поверхностных представлений о том, что такое философия. Здесь искажение прямо пропорционально непониманию и, более того, коллективному умопомрачению. Придерживающиеся такого воззрения априори убеждены в том, что мудрость — высшее свойство человека, а мудрец — высший и исключительный человек. При таком воззрении философу уделяется служебная и вторичная роль быть всего лишь любителем мудрости, наподобие любителя хорошего вина или изысканных произведений искусств. При достижении мудрости нужда в философии отпадает, потому что мудрец — не философ: он мудрец, в нем философия прекращает свой поиск, поскольку цель достигнута. Если же философия так и не достигает этой цели и остаётся лишь на положении любви к мудрости, её ценность как неудачного дела падает. Но тогда вряд ли кто-то занимался бы столь безнадёжным делом всерьёз».обезьяна

Так что же, наконец, такое, эта философия? Что интересно, даже внутри самой философии существует разногласие относительно данного вопроса, ибо разные философы решают его весьма различно. С самого начала оформились две магистральных линии понимания философией своих задач: с одной стороны — это понимание её как предельно обобщённого теоретического осмысления мира, через которое дополняются и расширяются области прочих наук, с другой — ориентация философии скорее должна быть практической, ориентированной на житейские правила и суждения о тех благах, которые придают жизни смысл и значение. Однако оба этих подхода не находятся в абсолютной противоположности, наоборот, они оба сосуществуют, в той или иной мере, практически в каждой философской системе.

Обезьяна на веткеХотя такое понимание философии — и как науки, и как мировоззрения — стало классическим, далеко не все согласны его принимать. Многие, в том числе и некоторые философы, склонны не признавать за философией возможность называться наукой, а за наукой, в свою очередь, — претензий называться мировоззрением, тем самым чётко проводя границу между двумя этими областями культуры: наукой и философией. Естественно, что философия отличается от науки (как и от религии), но отрицать их связь было бы ни исторически, ни логически неверно. И наука, и философия опираются, по преимуществу, на разум и нуждаются в рациональном знании. В то же время, философия, в отличие от всей совокупности конкретно-научного знания, в одновременно, будучи одной из форм мировоззрения, являет собой обобщённое осмысление мирового целого и отношения человека к миру. В то же время, будучи набором принципов познания и всеобщим методом познания действительности, философия была, есть и остаётся — «другой» наукой, что даёт повод для всякого рода нападок на неё.

Но обо всём об этом — в наших дальнейших выпусках рубрики «Философское бревно»

Что в этой связи почитать:

  • Владимир Библер. Что есть философия? /Очередное возвращение к исходному вопросу.

  • Владимир Варава. Адвокат философии.

  •  Вольф Роберт Паттинсон. О философии.

  • Гильдебранд фон Дитрих. Что такое философия?

  • Жиль Делёз, Феликс Гваттари. Что такое философия?

  • Карл Ясперс. Введение в философию.

  • Мартин Хайдеггер. Что такое — философия?

  • Мераб Мамардашвили. Как я понимаю философию

  • Роже Каратини. Введение в философию.

  • Хаймо Хофмайстер. Что значит мыслить философски.

  • Хосе Ортега-и-Гассет. Что такое философия?

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: