ГлавнаяСтатьиВладимир Носаков: «Любимая машина? Конечно же, “Волга”!»
Опубликовано 26.08.2017 в 10:00, статья, раздел Увлечения
автор: (TrunkMonkeys)
Показов: 756

Владимир Носаков: «Любимая машина? Конечно же, “Волга”!»

Почему на “Волга” не получила мотор V6, как появилось имя “Газель” и влиял ли Кремль на дизайн советских автомобилей? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного конструктора ГАЗа Владимира Никитича Носакова.Владимир Носаков

— Долгое время такой должности как автомобильный дизайнер в советской автопромышленности формально не существовало. Но сами автомобили все же появлялись. Кто в ту пору заведовал созданием внешнего вида новых машин? Как официально называлась эта профессия? Как в нее приходили специалисты? Словом, что нужно было сделать, чтобы в СССР стать автомобильным дизайнером в современном представлении этого понятия?

— На ГАЗе дизайном занималось ХКБ в составе Отдела кузовов. Поначалу, до бюро, это была скульптурная группа, включавшая художников, скульпторов, модельщиков, граверов и специалистов по тканям. Соответственно так их должности и назывались. Дизайнер, как профессия, установился только после 70-80-х… Ими были творческие выпускники “Мухинки”, “Строгановки”, Политеха…Дизайнер обязан иметь образование, умение, кругозор и талант к творчеству. При этом суметь сделать личный проект, показать, убеждать и добиваться своего.

газ конструктор.jpg

— Как вы лично пришли в автомобильную промышленность? Создавать автомобили было мечтой с детства или просто так сложились обстоятельства?

— Просто так сложились обстоятельства. С пионерского детства и со служебного гаража во дворе дома в свободное время предпочитал общаться с автотехникой, рисовал автомобили почти ежедневно все школьные годы. Постарался окончить школу с медалью, чтобы поступить в Горьковский политех на автофакультет.

— Вы пришли на ГАЗ уже в начале 60-х годов. Успели ли застать людей участвовавших в разработке первой “Волги”? В частности Льва Еремеева и Джона Вильямса, участвовавших в создании ГАЗ-21?

Ранние рисунки Владимира Носакова

Ранние рисунки Владимира Носакова

Ранние рисунки Владимира Носакова

— С Еремеевым виделись и общались с моего первого дня на ГАЗе и после его ухода на пенсию. С Вильямсом не виделись, он давно ушёл с ГАЗа, а я работал и чертил по его методикам.

— В плане стиля переход от ГАЗ-21 к ГАЗ-24 получился значительно более кардинальным нежели переход от “Победы” к первой “Волге”. Почему было принято такое решение?

— Я бы так прямо не сказал, хотя на 24-ке изменения носили более рационально-логичный и практический характер: приварное переднее оперение, больший салон и багажник в тех же габаритах, современный и одновременно долговечный дизайн, неубиваемый кузов и ходовая.

Лев Ереемеев, автор дизайна Волги ГАЗ-21 (второй слева) и молодой Носаков (третий слева) рядом с прототипом ГАЗ-24.jpg

Лев Ереемеев, автор дизайна Волги ГАЗ-21 (второй слева) и молодой Носаков (третий слева) рядом с прототипом ГАЗ-24
Дипломная работа Владимира Носакова

 Дипломная работа Владимира Носакова

— Очень интересно как на свет рождались автомобили наподобие полноприводной “Волги” с увеличенным клиренсом ГАЗ-2495? В народе принято считать, что заказ на подобные разработки спускался сверху. Как дело обстояло на самом деле?

— На самом деле дело так и обстояло: пришёл заказ.

ГАЗ-24-95 с полноприводной трансмиссией от УАЗа. Заказ на разработку этой модели был спущен с самого верха.jpg

ГАЗ-24-95 с полноприводной трансмиссией от УАЗа. Заказ на разработку этой модели был спущен с самого верха

— Сейчас считается, что главным экзаменом для любого легкового автомобиля, разработанного в СССР, был показ в Кремле высшему руководству страны. И если генсеку, что-то не нравилось во внешнем виде или конструкции машины это тут же переделывали. Это действительно так? Были случаи когда в Кремле “зарубали” новинки ГАЗа?

— Кроме решётки со звездой на 21-ю заданий на переделку не было.

Изначально первый вариант ГАЗ-21 должен был получить вот такое оформление решетки радиатора. Но во время смотрин в Кремле такой вариант не устроил Георгия Константиновича Жукова… Решетку отправили на переделку…

Изначально первый вариант ГАЗ-21 должен был получить вот такое оформление решетки радиатора. Но во время смотрин в Кремле такой вариант не устроил Георгия Константиновича Жукова… Решетку отправили на переделку…
ГАЗ-21 со звездой

…в итоге на свет появилась ГАЗ-21 со звездой

— ГАЗ выпускал не только легковые, но и грузовые автомобили, а также военную технику. Были ли приоритеты у разработок для армии перед гражданскими машинами? Другими словами были ли ситуации, когда процесс создания легковой или грузовой модели тормозили в угоду условному БТР?

— Случалось. Например, из-за постановки на производство БТР-70 на несколько лет отложили освоение ГАЗ-24.

— Говорят, что именно вам принадлежит идея торговой марки “Газель”. Можете рассказать об этой истории подробнее?

Газель.jpg

— Очень подробно эта история освещена в журнале «Грузовик Пресс» №10-2014. (Далее приводим выдержку из статьи Дениса Орлова «ГАЗель»: автомобиль и имя” www.gruzovikpress.ru/arti…6-gazel-avtomobil-i-imya/ )
«Грузовик тоже имеет право на имя собственное – эта мысль очень увлекла меня. Вечером я засел за поиск названия. В то время каждый российский автомобильный завод занимал свою нишу. Мы выпускали грузовики среднего тоннажа, машины меньшей грузоподъёмности делали УАЗ, РАФ и ЕрАЗ, более тяжёлые – ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, БАЗ, МоАЗ, БелАЗ. «Полуторка» была создана по инициативе ГАЗа вопреки установившемуся порядку и даже первоначальным планам Министерства автомобильной промышленности. Но не только это было необычно. Был создан автомобиль, широко унифицированный с агрегатами «Волги», полной массой до 3,5 т. То есть управлять им мог любой, у кого в «правах» открыта любительская категория «Б». Наша «полуторка» должна была стать подспорьем возрождавшегося в России класса мелких предпринимателей. Все эти особенности – волжские традиции, лёгкость и высокие динамические качества машины, предпринимательскую жилку – хотелось отразить в названии. Я выложил на стол лист бумаги, вооружился карандашом и принялся писать варианты. Всего их получилось 33. В их число входило в том числе и такое: «Бычок».
По разным причинам названия отсеивались. «Баркас» не годилось, поскольку в Германской Демократической Республике выпускали однотонный развозной грузовичок с таким названием. Из-за нежелательного подтекста отсеялись «Браток», «Бригада» и «Бродяга». В «шорт-лист», как сегодня принято выражаться, вошло 12 наименований. В большинстве своём они соответствовали первоначальным критериям. Среди них были, например, «Комок», «Привоз», «Челнок», «Ларёк», «Фазенда». Я ещё раз взглянул на фотографию «полуторки»: обтекаемая кабина с большой площадью остекления, длинная низкобортная грузовая платформа, непривычно малого диаметра колёса. И мне показалось, что этот автомобиль как живое существо. Нужно ли столь прямолинейно привязывать название к назначению машины? В коротком списке вариантов были «Белка», «Пчёлка» и «Газель». Первое однажды использовал для экспериментального микроавтомобиля вагонной компоновки мой учитель Юрий Аронович Долматовский, к которому я поступал в аспирантуру. «Пчёлка» всё же сгодилось бы для маленького автомобиля. И тут меня осенило: конечно же «Газель»! К тому же первый слог в этом слове – это название нашего предприятия! Карандашом я дважды подчеркнул слово «Газель» и буквы ГАЗ в этом слове».

С Еремеевым Носаков, что называется, дружили домами. На снимке Лев Михайлович с женой и Владимир Никитич с сыном на отдыхе

С Еремеевым Носаков, что называется, дружили домами. На снимке Лев Михайлович с женой и Владимир Никитич с сыном на отдыхе

— Существовала ли межзаводская конкуренция между ГАЗом и ЗИЛом? Все-таки по некоторым категориям продукции, например, по машинам представительского класса и по грузовикам эти два предприятия можно назвать конкурентами…

— Верно, заводы были конкурентами, но не наши автомобили. Они были достаточно разными и по конструкции и по применению, да и по количеству тоже в дефиците.

Экспериментальная 'Волга' с четырехфарной системой освещения и мотором V6 так, увы, и осталась экспериментом

Экспериментальная 'Волга' с четырехфарной системой освещения и мотором V6 так, увы, и осталась экспериментом

— Очень многих интересует вопрос почему планируемая установка мощных 6-цилиндровых двигателей для “Волги” ГАЗ-24 так и остановилась до стадии конвейера?

— Когда проводились испытания двигателя V6 для Волги, на ГАЗе было закрыто моторное производство, а план организации его выпуска на ЗМЗ не был осуществлён.

— В перестроечные годы на ГАЗе планировали к производству несколько моделей иностранного происхождения. В частности всерьез обсуждалась возможность выпуска французского Peugeot 605. При этом о подробностях проекта достоверно известно совсем немного. Пожалуйста, расскажите как обстояло дело. Как вы лично относитесь к нашумевшему в свое время проекту “Волга-Сибер” (Chrysler Sebring).

— Для реконструкции производства легковых автомобилей на ГАЗе прорабатывались несколько проектов с различными фирмами (“Форд”, “Пежо”, ФИАТ, “Крайслер”.) Были проведены ознакомительные испытания зарубежных аналогов, получено много объективных данных. В итоге реализован был проект с фирмой “Крайслер, позволивший реконструировать сборочно-кузовное производство ГАЗ. После прекращения выпуска неоптимальной модели «Волга-Сайбер», на этой оснастке организован выпуск современных автомобилей зарубежных марок.

Доцент НГПУ В.Н.Носаков проводит занятия со студентами у стенда со своими рисунками исторических автомобилей ГАЗ. Фото Дениса Орлова

Доцент НГПУ В.Н.Носаков проводит занятия со студентами у стенда со своими рисунками исторических автомобилей ГАЗ. Фото Дениса Орлова

— Как по вашему, возможно ли, а главное целесообразно ли восстанавливать на ГАЗе производство легковых автомобилей собственной разработки?

— Разработка, как и производство нового автомобиля, в особенности легкового, в современных условиях стратегии глобализации возможны лишь на общей платформе большого семейства моделей. Создание отдельной модели собственной разработки технически и экономически нецелесообразно.

— Назовите, пожалуйста, автомобиль ГАЗа, который вы можно считать вашим самым любимым?

— Конечно же «Волга», а конкретно та, которая меня возила ровно 20 лет с 1991-го по 2010-й. Это была ГАЗ-24-10.газ рисунок

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: