ГлавнаяСтатьи«Зубцы» — музыка тверских лугов
Фестиваль музыкальных древностей «Словиша»
Опубликовано 22.08.2017 в 10:15, статья, раздел Искусство
автор: Арсений Великрадский
Показов: 750

«Зубцы» — музыка тверских лугов

Коллектив «Зубцы» исполняет традиционную музыку на рожках, бытовавшую среди пастухов Тверской области, в частности, Зубцовского района, откуда коллектив и приобрел свое название. Ансамбль был создан по инициативе и под руководством Сергея Николаевича Старостина.

Группа «Зубцы» принимала участие в фестивале музыкальных древностей «Словиша», а сегодня она беседует с журналистом «Области Культуры».

Зубцы

— Когда вы начали музыкальную деятельность?

— Наш коллектив начался с группы учеников известного фольклориста и музыканта Сергея Николаевича Старостина. Он учил нас традиции игре на тверских рожках. А первое выступление случилось два года назад на фестивале волынок в Москве. С тех пор мы развиваемся как коллектив, постоянно меняясь и придумывая что-то новое.

— Откуда взялся интерес именно к такой музыке?

— У всех участников коллектива был свой путь и к этой музыке, и к этим инструментам. Даже и к Сергею Николаевичу на занятия каждый из нас попал по разным причинам — кто-то приобрёл рожок или узнал об этом инструменте и потом уже искал учителя, а кто-то нашёл учителя и тот его поставил перед фактом, что заниматься будем тверским рожком.

Зубцы


— Какие используете инструменты? Где учились с ними обращаться?

— В коллективе используем много разных инструментов — тверской рожок, барабанку, калюки, косу. Игре на рожке нас учит Старостин, а всем остальным инструментам каждый учится сам. Часто это происходит непосредственно в процессе репетиции. Надо поиграть на косе, например, — кто-то из нас берёт и пробует встроиться в общий поток. Так постепенно все народные инструменты и осваиваем.

— Откуда берёте музыку? Есть ли у вас цель сделать полную реконструкцию старинной музыки или это версия для современного слушателя?

— Музыка эта привезена из экспедиций по деревням как раз такими людьми, как Сергей Николаевич. А в случае с рожком нам вообще даётся наследственная передача традиции, потому что Старостин в течении нескольких лет ездил в деревню Столипино Зубцовского района Тверской области и там учился у Сергея Красильщикова — потомственного пастуха.

Зубцы

Что же касается реконструкции, то мы этим практически не занимаемся, так как не видим в этом большого смысла. Идея в том, что традиция должна быть живой, а не музейной. Тогда она имеет будущее. Да, иногда интересно послушать и посмотреть, как оно было тогда, но гораздо важнее двигаться вперёд, а не закисать ностальгических мечтах по временам, которые никто из нас даже не застал. И мы не уверены, что есть музыка современная и несовременная. Есть живая и неживая. Мы стремимся к первому.

— Чем порадуете новгородского зрителя? Или это сюрприз?

— Не секрет. Порадуем всякими неблагозвучными звуками — жужжанием тростника, стуком по деревяшке, громким звоном железки и шипением сантехнической трубы.

Зубцы

— В чём, на Ваш взгляд, значение фолк-музыки для современного слушателя? Это только развлечение или нечто большее?

— Значение фолк-музыки для современного слушателя точно такое же, что и значение любой другой хорошей музыки — каждый слушатель его определяет для себя сам. А что касается миссионерской стороны вопроса, то это не наше дело — размышлять о великих целях и предназначениях. Это от большой гордыни. Мы просто искренне любим эту музыку и играем её. Ну а если кого-то хорошенько зацепим этим звуком и словом, то человек сам уже покопается в традиции, если ему это нужно будет.

Зубцы

— Может ли случиться так, чтобы современные эстрадные песни, лет через пятьсот, исполнялись с таким же отношением, как сейчас средневековые?

— Популярная музыка разная. Какие-то вещи наверняка могут что-то значить для людей и через пол-тысячелетия, но вряд ли их будет большое количество.

Читайте интервью с Сергеем Старостиным.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: