ГлавнаяСтатьиСловиша – музыка, прошедшая сквозь время
В каждом звуке память былых столетий
Опубликовано 10.08.2017 в 18:00, статья, раздел События
автор: Марина Чупракова
Показов: 1399

Словиша – музыка, прошедшая сквозь время

19 августа на Ярославовом Дворище стартует уникальный фестиваль «Словиша» — фестиваль музыкальных древностей. Возле Никольского собора стоял некогда княжий терем, и звучали в нём гусли, рожки, гудки да свирели, дабы распотешить княжьих гостей на честных пирах.

А вокруг княжьего двора торг кипел. И ходили по торгу новгородскому весёлые люди — скоморохи. И гудели они в гудки, дудели в дудки, веселили народ. А и пели они песенки лихие про житьё-бытьё люда русского. Иные в памяти людской и до наших дней дожили. На том самом месте и пройдёт фестиваль музыкальных древностей — «Словиша». Словиша — это надпись на древних гуслях, обнаруженных во время археологических раскопок в Новгороде. Что значит это слово — загадка.

Drolls


Имя ли это, владевшего гуслями, весёлого человека, или просто кто-то написал на музыкальном инструменте «соловей», чтоб задорнее играл, пока мы не знаем. Но фестиваль приходит, и вновь зазвучат инструменты, популярные на Руси много столетий назад. Предлагаю Вам интервью с одним из организаторов фестиваля Константином Хивричем.
- Константин, как возникла идея создания фестиваля музыкальных древностей в Великом Новгороде? Много ли подобных фестивалей в России, чем будет примечателен именно наш?
- Идея музыкального фестиваля, посвящённого старинным и древним музыкальным инструментам, витала в воздухе довольно давно. И так получилось, что о ней параллельно думали и сотрудники Центра музыкальных древностей В. И. Поветкина, и Андрей Катаев, руководитель туристического офиса «Русь Новгородская», и я как организатор различных музыкальных фестивалей, в частности, фестиваля «Княжья братчина» (в те времена, когда он ещё не переехал в Старую Руссу). Подобные фестивали, посвящённые фолк-музыке, традиционной и средневековой культуре, конечно, есть в России, но у каждого своя специфика. Где-то больше фолк-рока, кельтики, средневековья и даже фэнтези, где-то этно и world music, а где-то в основе лежат этнография, русский фольклор и традиционное исполнительство.
 
Константин Хиврич

По масштабам они тоже разные: от крупнейшего российского фестиваля этнической музыки «Мир Сибири», до тематических «Волынки мира», «Гусли мира», «Красная горка», и даже микрофестивалей как «Дудки юга» в Краснодарском крае. Конечно, музыкальная составляющая всё больше представлена на фестивалях исторической реконструкции разных эпох, не говоря уже о праздниках народного календаря или Дня святого Патрика или Самайна. Сюда можно добавить и различные фольклорные фестивали, как фестиваль «Садко», который организует наш областной дом народного творчества. Всё это та среда, в которой вращаются участники и гости нашего фестиваля. Но в Великом Новгороде есть то, чего нет нигде – музыкальная археология, памятники которой благодаря таким исследователям как Владимир Иванович Поветкин получили мировую известность. Кроме музыкальной археологии есть ещё и исследования традиционной музыкальной культуры. И тут Новгородская и Псковская земля так же имеют богатейший материал.

русская волынка

С каждым годом мы получаем всё больше представления о том, какую музыку играли наши предки, на каких инструментах, какие обряды и традиции этому способствовали, как происходило взаимовлияние культур. Изначально предполагалось, что фестиваль будет посвящён только одному инструменту – гуслям - музыкальному символу Великого Новгорода. Археологические находки Новгорода, в том числе находки гуслей разных типов, являются главным материальным источником по истории древнерусского инструментального музицирования. Благодаря взаимодействию археологов и фольклористов, в 80-х гг. XX в. в сельском быту Новгородской, Псковской и Тверской области удалось выявить сохранившуюся традицию игры на крыловидных гуслях, инструменте являющимся одной из разновидностей так называемого Балтийского псалтериума.

гусли

В идеале было бы увидеть и услышать на фестивале все родственные новгородским гуслям инструменты: карельский и финский кантеле, литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель. Но по ряду причин было принято решение расширить палитру инструментов фестиваля. Возможно, в будущем формат фестиваля немного поменяется, тематика сузится до одного вида инструментов, но при расширении состава его исследователей, и каждый год тема будет меняться. Но об этом мы подумаем позже.
- Словиша — фестиваль для широкого круга зрителей, или узкоспециализированный.
- На фестивале «Словиша» будет два блока мероприятий: научно-популярный и концертный – так мы условно их разделили. Научная часть объединит исследователей традиционной культуры, этнографов и фольклористов, мастеров и практикующих музыкантов. Здесь наши гости выступят с лекциями-презентациями своих исследований, смогут пообщаться с единомышленниками из разных регионов и стран. Эти встречи будут интересны и просто людям, интересующимся народной культурой, народными инструментами. Концертный блок будет представлен выступлениями коллективов на большой сцене на территории Ярославова дворища возле Ганзейского фонтана. Все приглашенные группы так или иначе основывают своё творчество на народной культуре, используют традиционные инструменты.

Новые Кельцы
 
Безусловно, в рамках фестиваля мы бы хотели популяризировать наши традиционные музыкальные инструменты, как неотъемлемую часть подлинного культурного наследия Великого Новгорода, Новгородской земли, России и Европы, приобщить новгородцев и гостей города к игре на народных музыкальных инструментах, к традиционной культуре и истории.
- Чем могут быть интересны древние музыкальные инструменты современному слушателю?
- Тут важно разделить средневековые инструменты, те, что найдены археологами, и инструменты традиционные, те, на которых до недавнего времени играли наши деды и прадеды. Но в исторической перспективе мы можем говорить о связи поколений через музыкальные инструменты. У разных культур есть похожие музыкальные инструменты, есть схожие традиции их использования. Вообще, традиционное исполнительство – это часть повседневной жизни человека, это не его профессиональное занятие. Как сегодня мы поём под гитару у костра, так и 100 лет назад играли на гуслях, балалайках, гудках или даже волынках на ярмарках, праздничных вечёрках, свадьбах, в путешествиях и походах, во время народных обрядов и просто дома вечерами.

Зубцы

На примере тесной исторической и культурной связи традиции русских инструментов с аналогичными инструментами соседних стран и народов мы можем укреплять и дружбу между народами сегодня. Наш фестиваль даст такую возможность: лучше узнать о своей истории и культуре, понять наше место и роль в культуре прибалтийской, европейской, мировой.
- Будут ли использоваться в концертных выступлениях современные музыкальные инструменты?
- Что считать современным? Инструменты меняются через века, но принципы сохраняются. Конечно, музыканты, творческие личности, всегда одними из первых воспринимали достижения технического прогресса, которые оказывали влияние как на репертуар, так и на выбор инструмента и его внешний вид. Так, в начале XIX века мы практически потеряли русскую волынку, которая уступила место гармошке, но в то же время в XX веке фолк музыка разных стран получила и новые инструменты. Например, в ирландскую традицию вписались африканский банджо и греческий бузуки, ну а та же русская музыка получила своё оригинальное развитие в советское время, когда повсеместно появились оркестры русских народных инструментов, с домрами, бас-балалайками, баянами и пр.

Белорыбица

Это уже совсем иная музыкальная культура, со своими традициями, сценическими образами, композиторами и репертуаром. Современный мир, с одной стороны, тяготеет к аутентичным формам, но с другой стороны, мы уже зачастую не воспринимаем пение без микрофона, нам нужно громче, быстрее, драйвовей. Поэтому без звукоусиления и каких-то современных электро-инструментов обойтись сложно. Но те коллективы, которые мы пригласили, в основном делают акцент именно на традиционном исполнительстве, стараются возродить и сохранить подлинную народную культуру, во многом интернациональную, но всегда самобытную.  
- Концерты – лекции – не очень обычный формат для новгородской публики. Как будете привлекать зрителей/слушателей?
- Вход на все мероприятия свободный. Презентации пройдут в Центре Поветкина, там аудитория небольшая – до 50 человек, но концертная программа будет доступна для всех. кто придёт 19 августа на Ярославово дворище.

скм

Кроме того, одиночные участники фестиваля будут музицировать и рассказывать о своих инструментах возле памятников средневековой архитектуры – церквей ансамбля Ярославова дворища и Торга. Там никакого звукоусиления не будет.
- Смогут ли зрители поиграть на инструментах, есть ли интерактив в выступлениях?
- Думаю, что мастера не откажут (в разумных пределах) интересующимся попробовать извлечь звук из инструментов. Но музыкальные инструменты довольно капризны и не каждому дадутся с ходу.
- Какой самый интересный, необычный инструмент приедет в Новгород?
- Самым экзотичным инструментов, думаю, будет русская волынка. Волынки известны почти у всех народов Европы и не только Европы. Где-то, как в Испании, Франции или Шотландии, этот инструмент до сих пор является частью традиции, а где-то он почти исчез, в частности, в нашей стране. Почему это произошло и как возрождался этот инструмент расскажут наши гости. Кстати, на фестиваль приглашён один из крупнейших специалистов-исследователей русской волынки – Ульрих Моргенштерн из Австрии.
Но все инструменты по-своему интересны, если глубже узнать их историю и традицию игры на них. Кто-то откроет для себя гусли, кто-то гудок, а кто-то узнает, что в Новгороде уже в XIV веке активно играли на варгане. Приходите и найдите себе инструменты по душе!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: