ГлавнаяСтатьиКто воспитывает наших детей?
Традиционно институтами воспитания считаются семья и школа
Опубликовано 29.06.2017 в 12:15, статья, раздел Жизнь
автор: ОК-журнал (Виктория Калина)
Показов: 764

Кто воспитывает наших детей?

Воспитание всегда считалось функцией семьи. Но так ли это? Действительно ли усилия родителей играют определяющую роль в воспитании детей?

Традиционно институтами воспитания считаются семья и школа. И если с решающей ролью семьи в воспитании ребенка до трех лет трудно спорить, то как только ребенок идет в детский сад, за его воспитание принимается государство (в лице педагогов и самой системы образования), и общество (в лице сверстников и их родителей). Я знаю родителей, которые сопротивляясь влиянию этих институтов, предпочитают воспитывать детей дома или в частных детских садах и развивающих детских центрах. Есть даже такие родители, которые отдают детей в частные школы или обучают на дому. Но большинство из нас все же ведет детей в школу. При этом мы активно присутствуем в жизни детей: разговариваем с ними, объясняем им, воспитываем их своим примером, внушаем им, читаем книги. И часто нам удается воспитать свои чада именно так, как хотелось бы нам.

дети

Потому что мы знаем школьную среду. Потому что мы сами из нее. Мы представляем с чем столкнется наш ребенок, мы знаем что посоветовать и какой пример из своей жизни ему привести. Если нам не нравится ситуация, то мы даже можем на нее повлиять, потому что мы знаем как. Что уж греха таить, мы взрослые люди, и мы умеем договариваться с учителями и родителями, знаем к каким специалистам обратиться за помощью и прочее и прочее.

Другими словами, хоть школьная жизнь мало зависит от родителя, он все же имеет возможность воспитывать своего ребенка, сопровождая его на школьном пути и даже влияя на школьную систему. И если бы не существовало других институтов воспитания кроме школы и семьи, то тогда на вопрос о том кто воспитывает наших детей, мы бы ответили однозначно – мы сами.

Но они существуют. Могущественные и неподконтрольные нам, всепроникающие и очень влиятельные – Средства Массовой Информации. И самый эффективный инструмент воспитания всех времен и народов – Реклама.

Сначала объясню, что я имею в виду, когда говорю, что реклама воспитывает наших детей.

дети

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования человеческой личности и отдельных ее характеристик.  И реклама, конечно же, ставит себе цель формировать личность и отдельные ее качества. Какую личность желают видеть рекламодатели? Понятно, что личность потребителя: внушаемого человека, живущего сиюминутными желаниями и позывами, легкомысленно относящегося к деньгам, необдуманно следующего моде и крайне переменчивого и небережливого.

Теперь обсудим, какие методы воспитания доступны рекламе. Реклама эксплуатирует самый эффективный прием – внушение. Все успешные педагоги и эффективные родители обладают этим умением – заражать детей идеями и чувствами, внушать им желаемые модели поведения и идеалы. Однако никому из нас недоступны возможности столь быстрого и массового влияния, какие доступны рекламе. Эксплуатируя гипнотическое влияние движущейся картинки и громкого звука, она удерживает непроизвольное внимание детей. Делая акцент на их желаниях быть модными, красивыми, иметь друзей, дружную семью, уютный дом, новые игрушки, сказочные приключения реклама внушает способ реализации желаний и формирует конкретную потребность в виде товара, который можно купить. Реклама торопит, подстегивает, призывает успеть. И еще – рекламе мы доверяем. Даже я доверяю рекламе. Она не обманет, ведь то о чем она говорит и вправду модно. Может не вкусно, и не качественно, и дорого… Не важно! Это точно модно!

дети

Реклама воздействует на эмоциональную сферу, она показывает доступную модель поведения, призывает к активности, в результате которой ребенок получит одобрение сверстников. Вот почему реклама - идеальный инструмент воспитания.

Откуда наши дети знают, как нужно модно одеваться, танцевать, какие новые игрушки появились в продаже, какие певцы популярны? На вопрос о любимом певце, они ответят, что это Тимати, но они не знают ни одной его песни, кроме рекламной песни о лекарстве. Дети просят сухие хлопья или йогурт ради обещанных приключений при этом не едят их. Ребенок охарактеризовал своих одноклассников как людей из рекламы телефонных тарифов – они говорят что думают, и не фильтруют разговор. Дети знают, что заботливые родственники берут кредиты и готовят еду с майонезом, сильные папы едят колбасу, а на ободке унитаза живут страшные бактерии.

И от рекламы невозможно избавиться. Она и на экране телевизора (даже во время "Спокойной ночи малыши"), и на экране компьютера (даже в "Дневнике ру"), и на обложке любого детского журнала, и в эфире радио, которое папа включил в машине, и на плакатах в городе, и на листовках которые приносят прямо в детский сад и раздают деткам в руки.

дети

Наших детей воспитывают рекламодатели. Они воспитывают их удобными для себя, а не такими, как хотелось бы нам.  И чем больше мы оставляем ребенка наедине с рекламой, тем ощутимее это чужое воспитание.

Что же делать? Как защитить детей? Конечно, было бы здорово убрать рекламу с детских передач. Но ее уже убирали, а затем вернули снова. Это тема для общественных инициатив и я готова участвовать в них. Но как быть прямо сейчас?

Запрещать смотреть телевизор? И да, и нет. Да, запрещать самому себе держать целый день включенный телевизор фоном. Нет, не запрещать просмотр конкретного мультфильма и передачи, при этом если это не ваша запись, а эфир, то смотреть вместе с ребенком, для того что бы быть готовым прокомментировать рекламу или ответить на вопрос.

Оградить от интернета? И да, и нет. Да, запретить регистрацию в социальных  сетях, они для взрослых людей, дети там в опасности. Нет, не запрещать искать информацию, обучить безопасному поведению в сети, вместе подбирать игры и договариваться о времени, проведенном за ними.

Не слушать радио в автомобиле? И да, и нет. Да, не слушать рекламу. Нет, прослушивание любимой музыки сплачивает семью и воспитывает ребенка.

Не покупать журналов? И да, и нет. Да, не покупать журналы с рекламой, которая вам не нравится. Нет, свежая периодика важный компонент воспитания и проведения досуга с пользой.

дети хакер

И самый главный совет. Слушать ребенка! Слушать внимательно, как он пересказывает или комментирует рекламу. Разъяснить  ему задачи рекламы, механизм манипуляции, которым она пользуется. Помните, что дети любят рекламу, они не примут Вашего негативного к ней отношения. А вот понять для чего она нужна рекламодателю, и что он такого выдумал, что б уговорить нас пользоваться его продукцией ребенок сможет, и вместе с Вами посмеяться над выдумкой или осудить ее, он тоже сможет. Многие дети осуждают рекламу, в которой чуть не погибает без лекарства дедушка, или в которой рекламируют йогурт, который на самом деле оказался очень не вкусным.

Дети, воспитанные рекламой, это уже не наши дети, а чуждые нам! Не упустите время! Воспитывайте своих детей сами!

Психолог

Калина Виктория

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: