ГлавнаяСтатьиСимфония мужества и веры
Рассказы о музыке и музыкантах:
«После боя сердце просит музыки вдвойне»
Опубликовано 9.05.2017 в 12:31, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 1239

Симфония мужества и веры

В дни празднования Победы нашей страны над фашистской Германией мы с особым теплом и глубокой благодарностью за мир и право на жизнь вспоминаем о тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, в партизанских отрядах, кто не жалея сил трудился в тылу, о горечи потери близких и радости Победы. Этому посвящены публикации в СМИ, фильмы и телепередачи. Однако, в них редко рассказывают о состоянии музыкальной культуры в годы войны, о судьбах музыкантов и композиторов и о произведениях, созданных в эти страшные годы. Как говорится: «Когда грохочут пушки, музы умолкают».

С первых дней войны вся жизнь нашей страны была перестроена на военный лад. Все силы были направлены на достижение главной цели — победы над врагом.

По всей стране тысячи музыкантов добровольцами ушли на фронт. Многие композиторы работали в действующей армии и Военно-морском Флоте, руководили фронтовыми самодеятельными ансамблями, писали для них песни.

В тяжёлых фронтовых условиях большую роль играли ансамбли песни и пляски, духовые оркестры, фронтовая самодеятельность. Вспомните прекраснейший фильм «В бой идут одни старики», в котором лётчики-истребители организовали вокально-инструментальный ансамбль, и в котором главный герой в исполнении Леонида Быкова произнёс фразу: «После боя сердце просит музыки вдвойне». Духовые оркестры не только воодушевляли бойцов, но и выполняли немаловажную агитационную и художественную роль — выступали перед населением освобождённых сёл и городов, а в последний, победоносный период войны - в освобождённых от агрессора странах Европы.

Невозможно переоценить значение работы фронтовых агитбригад. Не было музыкальных коллективов, театров, учебных заведений искусства, которые не считали бы своим патриотическим долгом послать на фронт такие бригады. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Самые известные исполнители — В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, камерные ансамбли участвовали во фронтовых бригадах. Многие композиторы, понимая, что на фронте нет роялей, которые выполняют функцию аккомпанемента в классической вокальной музыке, делали переложения аккопанемента для баяна, гитары, скрипки и т. п. выступление скрипача и баяниста после боя Артисты понимали ответственность выступлений на передовой перед бойцами. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. Вот что вспоминает писатель Валентин Катаев о выступлении замечательной исполнительницы русских народных песен Л.А. Руслановой: «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову. Через 15 минут началась атака». А в гвардейской дивизии генерала Родимцева, которая насмерть стояла у стен разрушенного сталинградского завода, концерты проводились на командном пункте, внутри заводской водосточной трубы, диаметр которой был 5 метров. Часто сценой становился открытый кузов грузовика. в кузове

Много концертов было организовано для раненых в госпиталях. 

концерт в госпитале

Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Многие творческие коллективы, театры, музыкальные учебные заведения были эвакуированы, но по радио транслировались концерты лучших советских музыкантов, оперные спектакли, причём не только в записи, но и в прямой трансляции. Продолжал работать в Москве Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а не поехавшие в эвакуацию артисты Большого театра, организовали в Москве его филиал и давали оперные и балетные спектакли. Работали музыкальные театры и в блокадном Ленинграде. Ленинградский оркестр Радиокомитета не работал только в суровую зиму 1941-1942 годов. Уже 5 апреля 1942 года в зале филармонии, где температура воздуха была 7 градусов ниже нуля, состоялся концерт оркестра, на котором измученные блокадой люди плакали от радости. 1 мая под грохот разрывающихся снарядов была исполнена 6-я симфония П.И. Чайковского.

Несмотря на военную обстановку в стране, были проведены две декады национального искусства — республик Средней Азии в Ташкенте и республик Закавказья в Тбилиси. В Москве выступали музыканты из Эстонии, Латвии и Литвы, Киргизии, Армении, Грузии.

Многие музыкальные учебные заведения страны находились в эвакуации, где продолжали учебный и творческий процесс. Так, много сделала для поднятия музыкальной культуры Узбекистана Ленинградская консерватория, коллектив которой находился в Ташкенте. Вместе с тем, несмотря на тяготы военного времени, были созданы новые музыкальные коллективы и учебные заведения: оперный театр в Новосибирске, Государственный хор русской песни под управлением А.В. Свешникова, Воронежский русский народный хор под управлением К.И. Массалитинова, Государственное хоровое училище, Высшее училище военных дирижёров, Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне — Российская Академия Музыки им. Гнесиных), открылись консерватории в Алма-Ате и Казани.

Композиторы уже в первые месяцы фашистской агрессии создали замечательные песни, которые полюбил и запел весь народ, которые вели в бой, придавали силу и ярость, напоминали о доме, о любимых, во имя свободы и счастья которых не страшно было вытерпеть всё и победить или погибнуть. В июне 1941 года композитором Александровым на стихи Лебедева-Кумача была написана песня «Священная война», ставшая, практически, гимном борьбы всех советских людей в то время.

В годы войны композиторы обращаются и к крупным жанрам инструментальной и хоровой музыки, к опере, балету. Многие произведения стали настоящими шедеврами, получили мировое признание и стали музыкальными символами нашей страны. Это опера «Война и мир» по роману-эпопее Л.Н. Толстого и балет «Золушка» по сказке Ш. Перро С.С. Прокофьева, балет «Гаянэ» А.И. Хачатуряна, концерт для голоса с оркестром Р.М. Глиэра.

Произведением, которое поразило весь мир и стало воплощением силы духа советских людей, их мужества и непоколебимой веры в победу стала 7-я симфония Д.Д. Шостаковича, названная им «Ленинградской» и посвящённая г. Ленинграду. Вот что писал автор: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Как же проходила работа композитора над симфонией и в чём уникальность этого произведения?

В день начала войны, 22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич Шостакович, тридцатичетырёхлетний профессор Ленинградской консерватории по классу композиции принимал государственный экзамен, после которого собирался идти на стадион им. Ленина на футбольный матч — композитор с юности был страстным болельщиком и знатоком футбола. Во время экзамена преподавательской комиссии передали записку с одним словом «Война». Ещё несколько дней Дмитрий Дмитриевич принимал участие в работе пленума теоретико-композиторского факультета, оформлял учебную документацию. Когда же в консерватории закончились все учебные дела и наступили каникулы, он, предварительно отправив жену и двоих детей — сына и дочь — на дачу в Келломяки (ныне Комарово), поставил перед собой цель добиться призыва в армию. В Ленинградском партийном архиве среди заявлений об отправке на фронт сохранилась и его просьба, которая осталась без удовлетворения. Когда же началось формирование народного ополчения, Шостакович сразу вступил в его ряды. 5 июля газета «Ленинградская правда» опубликовала его открытое письмо: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь». В бригаду для работы на оборонительных рубежах вошли также студенты и преподаватели консерватории, не призванные на фронт. Шостакович вместе с известнейшим пианистом Владимиром Софроницким, одним из лучших исполнителей музыки А.Н. Скрябина, вошёл в состав пожарной команды для дежурств на крыше консерватории. Шостакович в форме пожарной команды

Шостакович во время дежурства - справа в каске

В свободное время композитор делал переложения аккомпанементов известных романсов и песен для исполнения их артистами фронтовых агитбригад. 14 июля на радио было зачитано обращение Шостаковича к друзьям в США и Англии с призывом объединить усилия в борьбе с фашизмом.Шостакович во время войны

Шостакович в форме пожарной команды

На следующий день 15 июля 1945 года, меньше чем через месяц после начала войны, композитор начал работу над 7-й симфонией, которая была завершена 27 декабря.

В симфонии по традиции 4 части, и первоначально автор озаглавил каждую из них так: «Война», «Воспоминания», «Родные просторы» и «Победа». Однако, позже он отказался от названий частей, считая, что они ограничивают содержание. Работая над симфонией, Шостакович продолжал дежурить в составе пожарной команды, работал в составе президиума Ленинградского отделения Союза композиторов, принял участие в концерте, сбор от которого — 10 000 рублей — был передан в Фонд обороны. От предложения эвакуироваться композитор решительно отказывался.

Шостакович во время работы над 7-й симфонией

Когда была закончена 2-я часть симфонии, к Шостаковичу приехал редактор Радиокомитета Макогоненко, чтобы договориться о выступлении на радио. В своём выступлении Дмитрий Дмитриевич говорил не столько о симфонии, сколько о любимом городе, о борьбе с врагом. Вскоре состоялась видеозапись, благодаря которой мы можем услышать композитора и его фортепианное исполнение фрагмента 1-й части симфонии.

29 сентября была закончена 3-я часть произведения, а на следующий день Шостаковичу позвонили из Смольного с категорическим распоряжением об эвакуации. Пришлось подчиниться, и композитор с семьёй был перевезён в Москву, а затем в Куйбышев, где и была закончена симфония и где состоялась её премьера.Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского Дворца культуры 5 марта 1942 года. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Концерт транслировали по радио на всю территорию Советского Союза. О впечатлении от премьеры сохранилась запись известного советского скрипача Давида Ойстраха. Он пишет: «Музыка заставила слушателей и исполнителей пережить минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ — непоколебимо стойкий в трагической схватке со злобным, вооружённым до зубов врагом. Огромной гордости за то, что в нашей стране нашёлся художник, сумевший в трудные дни с такой убеждающей силой и вдохновением откликнуться на грозные события войны. Ещё в те трудные времена, когда советские люди с глубокой тревогой внимали нередко трагическим вестям с фронтов войны, музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом, как поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».

Да, симфония уникальна. Она написана была в первые месяцы войны, когда враг вероломно ворвался в нашу страну и, как нож в мягкое масло, быстро продвигался вглубь, к Москве, сея на своём пути смерть и горе. И именно в это время создаётся произведение, насыщенное неистребимой верой в победу, до которой было ещё без малого 4 года, рисующее её, причём не в шапкозакидательской манере, а с показом коварства и подлости разнузданного врага и яростного сопротивления ему. Первая часть симфонии не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре. Её можно назвать симфонией в симфонии. В ней есть сюжет, воплощённый как в тематизме, так и в форме. Дело в том, что первые части крупных циклических (т. е., состоящих из нескольких законченных частей) инструментальных произведений (симфоний, сонат, концертов и квартетов) как правило, пишутся в так называемой сонатной форме, предполагающей показ разнохарактерных, часто конфликтных тем (экспозиция), их развитие (разработка) и его результат (реприза). Однако, Шостакович трактует форму иначе. Итак: в экспозиции он показывает мирную жизнь советских людей — 1-я тема (главная) маршевая, жизнеутверждающая, созидательная, 2-я тема (побочная) лирическая, написанная в жанре колыбельной — это символ мира и покоя, семейного счастья и светлой радости матери, смотрящей на спящего ребёнка. Затиханием заканчивается экспозиция — ведь мирно заснула наша страна перед роковым воскресным днём 22 июня 1941 года. И вот в эту тишину, тихонько, как вор, «на цыпочках», вторгается тема фашистского нашествия. Она немного насмешлива, вместе с тем, механистична и звучит на фоне неизменно ритмически повторяющейся партии малого барабана, как символа тупой и безжалостной военной машины, сокрушающей всё на своём пути. И эта тема нашествия вариационно развивается так, что с каждым разом становится всё громче, нарастает её оркестровая мощь, её оплетают зловещие завывающие подголоски. Не музыковедческое слово скажу, но это наглость врага, которую рисует композитор. И вот, когда эта наглость достигает наивысшей кульминации, ей наперекор звучит «тема сопротивления» (по определению автора). Интересно то, что композиторы всегда как-бы делят условно музыкальный материал произведения на отрезки «цифры», делая это для удобства работы дирижёра и музыкантов над партитурой. Так вот, тема сопротивления пророчески начинается с цифры 45! - это же год окончания войны! Начинается огромная кульминация, символизирующая яростную битву за свободу родной страны. Таким образом, вместо разработки первоначальных тем - маршевой и колыбельной, есть огромный эпизод на новом смысловом и тематическом материале. А что же в репризе, где по традиции должен повториться с небольшими изменениями материал экспозиции, т. е., маршевая и колыбельная темы? А разве бывает так, что война заканчивается, и с утречка все бодро, как ни в чём не бывало, шагают на работу, всё снова спокойно. Нет. Вот и Шостакович меняет эти темы местами и насыщает их новым смыслом. Первой звучит не маршевая, а колыбельная тема, но она не безмятежна, а искажена интонационно и звучит в медленном темпе. Это горькое оплакивание жертв войны, погибших детей, причём не только малолетних, но и взрослых воинов, которые для их матерей всю жизнь всё равно дети. И только после этого реквиема, в гораздо более медленном, чем в начале симфонии, темпе звучит маршевая тема, рисующая трудное восстановление из руин страны, души каждого человека, медленное и мужественное возвращение к жизни. И только в коде отдалённо звучит отголосок темы нашествия, как слова чешского антифашиста Юлиуса Фучика «Люди, будьте бдительны!» Вот такая 1-я часть симфонии.

29 марта 1942 года С. Самосуд продирижировал Седьмой симфонией в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Во время исполнения несколько прорвавшихся немецких самолётов сбросили бомбы на жилые дома. Перед исполнением финала на пюпитр дирижёра положили записку о воздушной тревоге, но он продолжил дирижировать. Когда симфония закончилась, служитель зала вышел и сказал «Тревога!» Из зала ему ответили «Знаем», и последовала продолжительная овация симфонии и её исполнителям.

9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором концерта стал дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. 

в блокадном Ленинграде солдат покупает билет на исполнение 7-й симфонииВ блокадном Ленинграде солдат покупает билет на исполнение 7-й симфонии

 Исполнение симфонии стало событием не только в жизни сражающегося города и его жителей. Симфонию транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской Америки - её слушало около 20 миллионов человек.

Младший сержант Н. Савков, стоявший за орудием у Пулковских высот в день исполнения симфонии, написал стихотворение:

Симфонию мужества город слушал, забыв о войне и вспомнив войну…

И когда в знак начала дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво, другая симфония началась -

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал, чтоб город седьмую симфонию слушал…

И в зале шквал, и по фронту шквал.

А когда разошлись по квартирам люди, полны высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий, защитив от обстрела площадь Искусств.

По просьбе музыкантов и дирижёров многих стран им были разосланы фотоплёнки с партитурой симфонии, а в США в июне 1942 года боевой корабль привёз микрофильм партитуры. Седьмую симфонию русского композитора Д.Д. Шостаковича исполняли лучшие дирижёры мира с лучшими оркестрами. Только в США симфония прозвучала более 60 раз в течение нескольких месяцев 1942 года.

обложка журнала «Time» за июль 1942 года с изображением Шостаковича

Обложка журнала «Time» за июль 1942 года с изображением Шостаковича

Один из зарубежных критиков, услышав симфонию в 1942 году, написал: «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа — непобедима».

А я добавлю к этому слова нашего новгородского князя, русского героя Александра Ярославича Невского: «Кто с мечом на нас пойдёт, от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля!»

С праздником, друзья! С Днём Победы!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: