ГлавнаяНовостиММКФ покажет футбольных фанатов
Опубликовано 23.06.2016, новости
автор: mk.ru
Показов: 48

ММКФ покажет футбольных фанатов

Завтра открывается 38-й Московский международный кинофестиваль. «Ке-ды» Сергея Соловьева по новелле Андрея Геласимова «Paradise found» о мире русского аутизма, как говорит сам режиссер, зададут ему старт. О том, что предстоит увидеть зрителям, мы узнали у организаторов и участников ММКФ.

Конкурс с монахом и бесом

В главном конкурсе — 13 картин из Польши, Франции, Ирана, Коста-Рики, Бразилии, Германии, Филиппин, Южной Кореи, Болгарии… Здесь нет оглушительных имен и кинематографистов с мировыми именами. И это для ММКФ — норма. Но почти каждый режиссер имеет в своей биографии хоть одну славную победу на престижном кинофестивале и может похвастать работой в России. Россию же представляет только одна картина, что непривычно для практики последних лет. Это «Монах и бес» Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова, который запускался, но из-за отсутствия денег закрывался. Действие происходит в мужском монастыре, куда приезжает новый насельник Иван Шапошников. А вместе с ним туда проникают темные силы, пытающиеся сбить его с избранного пути. Главную роль сыграл один из самых талантливых актеров современного российского кино Тимофей Трибунцев.

ММКФ покажет футбольных фанатов

«37» — картина 30-летней датчанки Пук Грастен основана на событиях, случившихся 13 марта 1964 года в Бруклине, где была изнасилована и убита молодая девушка. Очевидцами преступления оказались 37 человек, но никто из них не остановил убийцу. «Козни» Давида Гриеко, работавшего с 17 лет ассистентом у Пьера Паоло Пазолини, рассказывают о том, как итальянский классик в 1975 году монтирует свой скандальный киношедевр «Сало, или 120 дней Содома», после чего негатив исчезает. Гриеко снял порядка 100 документальных фильмов о кинозвездах, а в 2005 году работал в России над неигровой картиной «Выдуманная история». А «Дневник машиниста» Милоша Радовича из Белграда отчасти вырос из поразительной статистики. Оказывается, за годы работы машинист поезда непреднамеренно приводит к смерти порядка 15–20 человек. Героем фильма становится один из таких невинных убийц — 60-летний Илия. Под колесами его поезда погибли 28 человек. 19-летний приемный сын Илии тоже становится машинистом.

Жюри, как всегда, говорит по-русски

Председателем основного жюри стал Ивайло Христов — болгарский режиссер и актер, за плечами которого более 50 ролей в театре и кино. Его «Лузеры» год назад отмечены главным призом ММКФ — «Золотым Георгием». Поэтому Ивайло Христов и возглавил жюри. Такую практику — приглашать победителя предыдущего фестиваля руководить жюри — пытается ввести программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. Воспитанный в соцлагере болгарский режиссер знает русский язык.

В составе жюри — старший сын знаменитого индийского актера Раджа Капура — продюсер, режиссер и актер Рандхир Капур. Он снялся более чем в 65 картинах и является исполнительным директором компании «R.K.Films & Studios», которую основал еще его отец. Немецкий режиссер Ульрике Оттингер, прежде чем стать режиссером, занималась живописью, слушала лекции по истории искусств и религии, что и отразилось в ее кинотворчестве. Она снимала документальное кино в Азии и на Дальнем Востоке («Китай: искусство и люди», «Жанна д"Арк из Монголии», восьмичасовую «Тайгу»). Позднее запечатлела события, связанные с падением Берлинской стены. В 2004 году экранизировала «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова с участием российских и украинских артистов.

Россию в жюри представляет Виктория Исакова — ученица Олега Ефремова, актриса театра им. А.С.Пушкина. Снималась в «Острове» и «Родине» Лунгина, сериале «Оттепель» Тодоровского, «Ученике» Серебренникова. Казахстанский режиссер Рашид Нугманов — тоже наш человек. Он учился в легендарной мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе, породившей «казахскую новую волну». Самый известный его фильм — «Игла» с Виктором Цоем. Снял он его еще третьекурсником. После нескольких лет жизни во Франции вернулся в Алма-Ату и руководит там кинофестивалем «Евразия».

К нам приедет Абдулла

ММКФ перестал гоняться за звездами. А может, они просто не хотят к нам приезжать — как знать, но как минимум две звезды мировой кинорежиссуры посетят Москву. Классик испанского кино Карлос Саура представит специальную программу «Карлос Саура в музыке», и это его выбор. Главное, чтобы приехал, но пока его нога не ступит на московскую землю, уверенным ни в чем быть нельзя. Саура — человек непредсказуемый. Еще один спецгость — британский классик Стивен Фрирз. Ожидается с кратким визитом, чтобы представить «Королеву». Не исключено: кому-то из этих могикан вручат приз за вклад в мировой кинематограф. А вот кого удостоят премии «Верю!» им. К.Станиславского, не ведают даже организаторы. Вопрос решается едва ли не в последний момент.

Приедет в Москву на два дня и легендарный 81-летний грузинский актер Кахи Кавсадзе, которого каждый знает по роли Абдуллы в «Белом солнце пустыни». На фестивале покажут фильм «Тэли и Толи» Александра Амирова с его участием. Снимался он в Северной Осетии. Продюсер Наталья Иванова рассказывает: «Мы часто забываем, что Кавказ — это Россия. Наш фильм о странных и не самых счастливых людях. 6 лет у меня лежал сценарий: за это время ушла Софико Чиаурели, она должна была сниматься. Партнером Кахи Кавсадзе стал великолепный чеченский актер Дагун Омаев».

Документальное кино — лучшее, что будет на ММКФ

Традиционно самая сильная часть программы фестиваля приходится на неигровое кино. Ее куратор — лауреат премии «Эмми» кинорежиссер Сергей Мирошниченко рассказал «МК»: «Жюри конкурса возглавит известный французский режиссер Тома Бальмес (фильм «Малыши» — наблюдение за первыми годами жизни детей в Монголии, Японии, Намибии, США. Последняя его картина «Счастье» о восьмилетнем монахе из Бутана). В жюри войдут: директор Краковского кинофестиваля Кшиштоф Герат и российский режиссер Сергей Дебижев (снял первый в СССР клип «Поезд в огне», автор культового андеграундного фильма «Два капитана-2». — С.Х.). Им предстоит посмотреть интересную программу. Одну картину у нас «увел» фестиваль в Карловых Варах, который будет проходить сразу после ММКФ. Программа «Свободная мысль» — неконкурсная, составлена из картин, уже получивших мировое признание. Например, «Братья» Войцеха Староня о польских переселенцах, оказавшихся в Сибири, а потом в Казахстане.

30 лет без Тарковского и футбольные фанаты

В рамках ММКФ особой любовью у зрителя и немногочисленных иностранных гостей пользуются «Российские программы» (куратор киновед Ирина Павлова). Она назвала их портретом межфестивального года. В коротком метре — много социальных драм и абсурдистских комедий, в частности, фильмы о футбольных хулиганах, разгуле болельщиков, которые стали особенно актуальны в свете недавних событий. Полнометражная «Коробка», по словам ее продюсера Елены Гликман, — страшно жесткое кино про футбол. Именно по этой причине телеканалы не брали его, но после матчей во Франции подобные вопросы неактуальны.

В программе — много молодых кинематографистов, фильмы которых еще не прошли по всем фестивалям, но не забыли и ветеранов. Ретропрограмма посвящена 80-летию «Союзмультфильма». Покажут много фильмов для детей, а не только авторские высказывания, как это было прежде. Откроются «Российские программы» чисто и светло — новым фильмом Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами», а вот завершатся мрачно — киноальманахом Игоря Угольникова «Первая мировая война, WW1».

Игорь Угольников рассказывает:

— История этого фильма драматична. Мы решили создать международный киноальманах о Первой мировой войне, где все страны — основные ее участники сняли бы свои новеллы. Российская новелла должна была рассказать о женском батальоне смерти Марии Бочкаревой. Художественным руководителем проекта согласился быть французский кинорежиссер Клод Лелуш. А Эмир Кустурица готов был снять сербскую новеллу. Но произошли события на Украине, и международные партнеры стали уходить из проекта. В итоге мы сняли фильм «Батальонъ», и только теперь вернулись к идее альманаха. Он состоит из 7 новелл, сделанных 7 странами — Россией, Великобританией, Германией, Сербией, США, Францией, Турцией. Моя любимая — французская анимационная новелла, венчающая альманах.

«Золотая рыбка» Александра Галибина буквально вырвана у продюсеров, которые ее держали по непонятным причинам «под кроватью». Ирина Павлова говорит, что такого качества фактур 1946 года за 15 последних лет в кино не встречала. Это уровень старой ленфильмовской военной классики.

Дмитрий Дюжев представит дебютные «Огни большой деревни» Ильи Учителя, где сыграл актера по имени Дмитрий Дюжев, но не самого себя.

— Эта яркая жанровая комедия, и роль у меня на сопротивление. Для меня это был вызов. Я думал, что могу потерять, взявшись за нее. Но понял, что многое приобрету, если проявлю решительность и смелость. Я предлагал Илье пригласить на роль другого артиста, но он уже не знал, куда деваться от перегара и мата моего коллеги. Зрители наверняка будут говорить: вот он какой, мы так и знали, а строит из себя. Но я не играю себя — я играю артиста. До такой степени, как мой герой, я, наверное, мог только в подростковом возрасте напиться. Когда мы снимались в «Бригаде», люди думали, вот — настоящие убийцы. Увидели другую роль и решили, что я в монастырь ушел. Со мной можно делать все ради искусства. Мое тело — это моя кукла. И мне легко быть смешным, уродливым или смелым. Сегодня кинематограф держится на энтузиастах, делается с долгами, с друзьями на коленке при помощи подручных средств. Теперь приветствуется наглость. Но разве воспитанный и интеллигентный художник может быть наглым?

Прошло 30 лет с того момента, как не стало Андрея Тарковского. А его фильму «Андрей Рублев» — 50. О творчестве Тарковского на ММКФ будут говорить не только киноведы, но богословы и философы. В Доме кино покажут академическую ретроспективу «30 лет без Тарковского», куда войдут еще и основные фильмы о самом режиссере — российские и зарубежные, те, где он снимался как актер. И это одно из самых грандиозных событий ММКФ.

Фото из открытых источников.

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: