ГлавнаяНовостиФреска времен архиепископа Ионы будет восстановлена в Новгородском музее-заповеднике
Опубликовано 30.04.2015, новости
автор: Сергей Козлов
Показов: 18

Фреска времен архиепископа Ионы будет восстановлена в Новгородском музее-заповеднике

В мастерской реставрации монументальной живописи идет работа над восстановлением фрески XV века из Софийского собора. Сотни фрагментов на столе реставратора ожидают пристального взгляда специалистов. Руководит работами Татьяна Анатольевна Ромашкевич.

Часть фрагментов хранилась в фондах музея с 1956 года после раскопок М.К. Каргера. Их условно датировали XII веком. Затем после очередных работ в 1990-х годах были обнаружены еще фрагменты фрески XV века. И лишь совсем недавно, когда началось изучение этих находок, выяснилось, что всё это XV век и было принято решение фреску восстановить.

Она была создана во времена новгородского архиепископа Ионы в южной части Софийского собора, где сейчас находится живопись XIX века.

- Предполагаем, что это те художники, которые работали в церкви Симеона Богоприимца, - рассказывает Татьяна Анатольевна. – Живопись выполнена темперой, фреска по технике исполнения очень близка к иконе и росписи, которая находится в том храме. Мастера очень интересные. Но мы находимся еще в процессе изучения.

Главной задачей реставраторов стало определение, какой образ создали мастера, ведь никаких других изображений не сохранилось – фреска была сбита, вероятно, в XVIII веке во время ремонтных работ. После изучения многих томов литературы стало понятно, что образ близок Кипрской иконе Божьей Матери.

- Это самый близкий к ней образ, но с одним отличием. Везде Христос прямосмотрящий, а здесь он смотрит в сторону. Но почему она в Новгороде? Думаем, что были древние, не дошедшие до нас образы, которые были известны мастерам. Ведь Кипрская Богородица послужила прототипом для Киево-Печерской Божьей Матери. И оттуда, скорее всего, она пришла  в Новгород.

Наряду с механической сборкой фрагментов специалисты используют цифровую обработку изображения. К сожалению, специальной программы для подбора фрагментов не создано – это задача для целого института. Но можно оцифровать склеенные фрагменты и на компьютерной схеме продолжить сборку. Это позволяет исправлять ракурсы и масштабирование. В первую очередь выяснить истинный размер фрески.

- Это работа криминалиста – нужно каждому фрагменту найти место. Смотришь на мельчайшие признаки, цвета, детали. И такая радость, когда начинает вырисовываться картина.

Правда, не все кусочки фрески дошли до наших дней. Реставраторы констатируют – есть значительные утраты. И вот их планируется реконструировать рукой современного иконописца. То есть, возможно, фреска обретет свой первоначальный вид настолько, насколько позволит строгая наука. При этом, при монтаже подлинные фрагменты будут выступать над восстановленными. Посетители смогут увидеть и цельный образ, и работу средневекового мастера. Готовое панно займет свое место в Софийском соборе рядом с тем местом, где она раньше была. Но сроки пока не называются – работа требует и сосредоточенного труда и вдохновения, чтобы каждый кусочек фрески занял именно свое место.

Фото автора

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: