ГлавнаяНовостиВыставка возвращенных шедевров в Новгородском музее-заповеднике
Опубликовано 04.03.2015, новости
автор: Виктория Одинцова
Показов: 29

Выставка возвращенных шедевров в Новгородском музее-заповеднике

В Музее изобразительных искусств открылась новая выставка к 150-летнему юбилею Новгородского музея-заповедника «Времени вопреки. Реставрация в Новгородском музее. 2000-2015 гг.». Посетители увидят около 400 памятников иконописи, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, документы, этнографические предметы. Более половины из них выставляются впервые.

Основная цель выставки – познакомить посетителей с работой реставрационных мастерских, открыть секреты профессии и показать разнообразные этапы работы возращения шедевров материальной и духовной культуры к жизни.

Ирина Васильева, заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций рассказала, что предыдущая реставрационная выставка проходила в 1999 году. Новая экспозиция более, чем отчетная. В экспозиционный показ включен ряд произведений, находящихся в процессе реставрации. Они позволяют показать, что же собой представляет реставрационная «кухня». Для посетителей подготовлен большой сопроводительный материал на стендах и этикетках, рассказывающий о каждой мастерской и работах, проведенных на памятниках.

- Большинство памятников поступают из фондов музея, - рассказала Ирина Михайловна. – В первую очередь реставраторы сосредоточены на музейных нуждах, подготавливают предметы для выставок, а также обрабатывают многочисленные археологические находки. Работа это по большей части индивидуальная. Реставратор ведет свой памятник, изучает его, открывает для себя, а затем для зрителей. Но иногда требуется и большее количество мастеров. Так, над Магдебургскими вратами в 1980 году к 115-летию музея нас работало 6 человек.

А вот деревянный челн X- XI веков поступил в мастерскую реставрации мокрого археологического дерева во множестве обломков и с утраченными бортом и кормой из музея «Куликово поле». Это свидетельствует о том, что новгородские мастерские считаются наиболее передовыми в этой области. Результат реставрации можно увидеть на выставке, после чего памятник вернется в Тулу.

Новгородские реставраторы постоянно расширяют свои навыки и специализацию. По словам заведующей мастерской по реставрации масляной живописи Татьяны Бодиной, у них в мастерской работают с различными техниками.

- Целая витрина посвящена реставрации портрета-миниатюры на кости, - рассказывает Татьяна Николаевна. -  Мы постарались показать наиболее сложные случаи реставрации этих памятников. Для наглядности поместили портрет неизвестного художника до реставрации, чтобы зритель увидел, в каком состоянии вещи иногда поступают к мастеру.

Об одном из самых выдающих экспонатов, иконе «Спас на престоле» XVI века, и его судьбе рассказал Юрий Александров, заведующий отделом реставрации темперной живописи:

- Сложная судьба у памятника – икона была опилена и в XIX веке сделана совершенно безобразная доделка, чтобы икона могла находиться в храме. Разумеется, формат иконы не соответствовал первоначальному. Мне путем некоторых исканий удалось составить графическую решётку на основе модульной системы, где достаточно обоснованно был установлен первоначальных размер памятника. Это интересная, нетривиальная работа, которой я в первой раз занимался и с большим интересом.

Кроме того, на выставке можно увидеть фотографии реставраторов, начинавших формирование этой деятельности в Новгороде в послевоенное время. Впервые представлены работы учеников колледжа искусств им. С.В. Рахманинова. В экспозиции демонстрируется документальный фильм Аллы Осиповой «Возрождение шедевра. Хроника реставрации».

На открытии выставки художник-реставратор Эмма Константиновна Кубло рассказала, что тревогу вызывают новгородские деревянные памятники:

- За последние 40 лет на моих глазах совершенно изменилась сохранность новгородской органики. Я не знаю, что происходит с культурным слоем – может это изменился климат, перестало идти активное заболачивание, может это попадание реагентов в культурный слой. Мне хотелось бы, пока еще в ближайшие годы мы можем наблюдать настилы мостовых, срубы, колодцы, частоколы, все это сохранить. Новгород нуждается в показе как столичный город, каким он был в древности.

По словам генерального директора музея Натальи Григорьевой, работа в этом направлении активно ведется. В частности, предполагаемое строительство фондохранилища на месте Троицкого раскопа.

Фото: Виталий Левицкий

Читайте также

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: