ГлавнаяСтатьи«Лебединое озеро» — не балет
Опубликовано 11.04.2017 в 00:59, статья, раздел Город и мы
автор: ОК-журнал (Анна Бардина)
Показов: 352

«Лебединое озеро» — не балет

7 апреля на сцене Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» покажут спектакль «Лебединое озеро». Режиссёр Надежда Алексеева представит на суд зрителей свою версию всемирно известного сюжета, правда, с оговоркой — прочтение «не-балетное». 

Несмотря на чрезвычайную популярность и узнаваемость оперы Петра Ильича Чайковского в мире, а тем более в России, массовая аудитория в своём большинстве не знакома с историей любви Зигфрида и Одетты. Постановка «Малого» очень доступно и образно рассказывает взыскательным маленьким зрителям о противостоянии прекрасного принца и злого колдуна.

Главное, что нужно отметить, описывая «Лебединое озеро» Надежды Алексеевой, это чёткое разделение смыслового пространства спектакля на две части, на два своеобразных уровня: первый формируется игрой актёров, которые здороваются с публикой, активно с ней контактируют и общаются, а второй рождается уже внутри текста либретто. Проще говоря, зрителю одновременно предлагается пережить два разных действа: Марина Вихрова и Елена Федотова играют роли актрис, которые, в свою очередь, создают и выражают образный мир балета Чайковского во всех деталях. В литературе чехарду стилей и жанров в рамках одного произведения принято называть постмодернизмом: признанный классик современной английской литературы Джон Фаулз, например, придумал для своего романа сразу три разные концовки, да ещё и прописал себя в качестве литературного героя. Постмодернизм отказывается от идеи уничтожения старого, он стремится к его переосмыслению, пусть и не без доли иронии. Так и с «Лебединым озером»: режиссёру удалось на основе классического сюжета создать живой и многогранный спектакль для универсального зрителя.

Удивила уютная камерность постановки. Пространство действия ограничивается длинным столом-комодом (это реквизит в квадрате, следуя традиции символической игры): его стеклянная поверхность служит сценой, на которой «танцуют», выполняют круазэ вперёд и назад, гранд плие, па де де маленькие шарики белого цвета. Этой горсткой бутафорских актёров (шарики мыслятся стаей прекрасных лебедей) распоряжаются Марина Вихрова и Елена Федотова: они передвигают бусинки по стеклу и проговаривают каждый шаг по ходу развития сюжета. 

Такая непростая форма спектакля предполагает высокий уровень мастерства актёров. Это тот случай (у нас, напомню, «спектакль внутри спектакля»), когда действовать нужно в два раза больше, с чем Елена Федотова и Марина Вихрова блестяще справились.

Правда, для того чтобы спектакль по-настоящему состоялся, нужны усилия и с воспринимающей искусство стороны, зрители тоже должны потрудиться. Всё что нужно — живое воображение. Оно поможет увидеть на месте белых кружков чарующую Одетту,  девушку с глубокими голубыми глазами и влюблённого храброго принца Зигфрида.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА "ТЕАТР".

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: