ГлавнаяСтатьиМагия "Терем-квартета": Как превратить любую музыку в русскую
Опубликовано 10.04.2017 в 23:15, статья, раздел События
автор: Григорий Князев
Показов: 964

Магия "Терем-квартета": Как превратить любую музыку в русскую

7 апреля в Великий Новгород приезжает известный музыкальный коллектив "Терем-квартет", которому в этом году исполняется 30 лет. Этот ансамбль за свои несколько альбомов получил высшие баллы по международным музыкальным рейтингам. Но признание, оказывается, не так важно для этих молодых душой, энергичных и талантливых музыкантов. Читайте об этом и не только в  интервью, которое нам удалось взять у одного из четырех столпов Терема - Андрея Константинова.

— Спустя тридцать лет после создания ансамбля, дав 2500 концертов, объездив 60 стран мира, как вам удалось сохранить творческие силы?

—  Количество сыгранных концертов уже давно перевалило за 3000. Стран посетили более 65. Творческие силы бесперебойно фонтанируют. Как их удалось сохранить? Терем-квартет - это и есть творческая энергия. Когда мы вместе, она умножается, поглощая каждого из нас, и это непередаваемое ощущение - вместе находиться внутри общего потока. Мы сильны друг другом!

—  Является ли этот юбилейный тур подводящим какие-то итоги вашей совместной работы?

—  Нет. Обычный юбилейный тур. На подведение итогов нужны время и энергия, а у нас они направлены в Будущее.  Я бы сказал, что  проводить итоговую черту, считать заслуги очень опасное занятие для творческого человека! Можно нафантазировать изрядно…

—  Есть ли какой-то рецепт творческого единства на долгие годы? Чем вызваны перемены в вашем составе?

—  Рецепт есть. Терем-квартет – это творчество коллективное, как мозговой штурм, где каждая личность работает на общую идею, обогащая своё своеобразие другими точками зрения. Самые талантливые идеи захватывают всех и принадлежат всем. Поэтому нет в Тереме принуждения и подавления – есть здоровый энтузиазм и желание делиться достигнутым. В Терем-квартете единство достигается полным согласием с этим принципом. Поэтому перемены в составе так редки. Они случаются только тогда, когда внутренний рост музыканта достигает возможности индивидуального творчества и ему становится тесно в рамках коллектива.

—  Выбор музыкальных инструментов вашего ансамбля вызван тем, что вы играете на них? Расскажите, как вы подобрали такое сочетание инструментов?

—  Вы сами ответили на вопрос. Мы не подбирались по инструментам, мы сошлись как активные люди, единомышленники, желающие немедленно уходить с проторенной дороги и идти своей. А уж какие инструменты мы соединили это не главный вопрос.
Если Ансамбль желает быть востребованным, то, прежде всего, он должен быть интересен:
1) своей атмосферой, духом, аурой или харизмой.
2)  четким осознанием направления пути, жанра или перекрестия жанров, по которому будет развиваться ансамбль.
3) заботы ансамблистов должен занимать образный и смысловой ряд музыки, которую они исполняют, чтобы эти образы и смыслы проникали глубоко и становились самостоятельными сущностями, живущими внутри каждого музыканта и постоянно ищущими выхода наружу.
4) затем  должны быть в центре внимания профессионализм, артистизм, драматизм и театральность как разные стороны одного и того же единого творческого процесса.
5) только тут я бы поставил важность соотношения инструментов и их возможностей с задачами вашего репертуара
6) из  предыдущего пункта вытекает необходимость оригинальных аранжировок. Современное, свежее, новое звучание инструмента рождается именно тогда, когда уже живущему в голове образу ищется реальное соответствие на инструменте или в их сочетании.

—  Подстраивайтесь ли вы под вкусы публики или играете, что хотите и любите?

—  Музыкант – удивительная профессия. Она обретает истинный смысл только в соединении с Пространством (Залом) и со Зрителем. Все звенья этой цепи – активные. Да, музыкант задает Тон. Но если он не будет резонировать с Залом и со Зрителем – чуда Музыки не произойдет! Чудо происходит, когда Три становятся Одним.
Каждый раз, выходя на сцену, мы должны построить «Терем», единое совместное притягивающее пространство, покрывающее всех: и зал, и слушателей, и музыкантов. Чтобы это произошло, необходимо активное вовлечение слушателей в процесс исполнения музыки. Это поток ассоциаций, мыслей, смыслов, состояний и чувств. Время должно исчезнуть для всех на время звучания Музыки.

—  Насколько вам необходимо привлекать к своей игре других исполнителей?

—  Мы любим играть с разными исполнителями. Встреча, а особенно - совместное музицирование, очень обогащает  твой внутренний мир. Можно, первый раз встретившись с кем-то, мгновенно стать родными людьми, понимающими друг друга с полувзгляда. Каждый человек – целый мир. А через Музыку он входит прямо в твое сердце и остаётся у тебя навсегда. И ты у него остаешься. Никто ни у кого не отнимает, у всех только прибавляется. Так мы познаем Вселенную, познаем Жизнь. А о чём играть Музыканту, как не об откровениях этого познания?

—  Судя по вашим доступным аудиозаписям, вы предпочитаете, в основном, западную классику и русскую народную музыку. А играете ли вы западную народную музыку, что-нибудь вроде музыки трубадуров?

—  Для Терем-квартета интересно переосмысливать и играть любую музыку, но по-русски. Музыкальным строительным материалом служат мелодии, гармонии, интонации, которые живут в воздухе. То есть они звучат в жизни и несут в себе определенные, уже состоявшиеся образы. Вот они-то и становятся теми кирпичиками, из которых строятся наши композиции и аранжировки, как бы сочиненные заново. Это фольклорный способ мышления. Устный. Я слышу, ощущаю, что звучит вокруг и воспроизвожу это по-своему. Складываю свою историю или сказку. Мы не играем чистых жанров, потому что звучание наших инструментов вносит совсем другие смыслы, русское мировоззрение и самобытный взгляд дают возможность и право распоряжаться и перестраивать всё на свой лад. Мышление русского человека построено на личной заинтересованности в постоянном улучшении окружающего мира, но не для себя. Для красоты, для любования и радости всех окружающих его людей.
Есть ли смысл в имитации или подражании оригиналам? Когда это является единственной и основной целью, то нет никакого смысла. И, да, есть, когда они органично входят в твою историю, которую ты рассказываешь. В каждом произведении Терем-квартета есть смысл, заложенный музыкантами, и оно звучит, как будто специально написано для нас, для нашего состава инструментов. В этом - магия.

—  В вашем репертуаре достаточно много относительно известных мелодий. Исчерпываются ли они или их сочетаемость в обработке и при создании попурри очень велика?

— Мелодии неисчерпаемы, равно как и их образы и ассоциации, от них рождаемые. И каждый слушатель имеет свои ассоциации, мысли и их поток. В этом смысл творчества для Терем-квартета – активное вовлечение зрителей в творческое слушание музыки. Можно сказать, что мы стараемся разжечь творческое пламя в каждом, кто подключается к процессу, который называется живое исполнение музыки.

—  Являетесь ли вы музыкальными просветителями или вы, скорее, шутите с музыкой, играете со слушателем?

—  Отчасти ответы на этот вопрос уже прозвучали. Одно не противоречит другому. Вернее, просвещать можно разными способами, в том числе - юмором и игрой. Раз мы будоражим творческое начало в слушателях, значит, их сердца получают дополнительную силу творить и смысл жить, вдохновляются на добрые дела и подвигаются в своем пути. Прямой ответ на ваш вопрос дают зрители после концерта, их воодушевленные глаза и счастливые улыбки.

— Мешает ли вам ваша, уже мировая, слава творить и вытворять и дальше? Или у вас еще много творческих планов, независимо от такого широкого признания?

—  Слава Богу, слава не мешает, а является обратной связью от людей, что, безусловно, вдохновляет на новые дела! Планов у нас много. Как всегда, больше возможного. Жизнь не дает возможности останавливаться и только вкушать плоды! Труды прежде плодов! Потому что смысл бытия - в движении! Остановка – смерть!





ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: