ГлавнаяСтатьиМаленькие истории всплывают в оттепель
Опубликовано 10.04.2017 в 23:12, статья, раздел Искусство
автор: Григорий Князев
Показов: 562

Маленькие истории всплывают в оттепель

31 марта в Новгородском центре современного искусства в «Диалоге» открылась Апрельская выставочная волна. На ней представлено пять выставок, каждая из которых – по-своему оригинальна и уникальна. Открытие этой выставочной волны привлекло множество внимательных зрителей, а также фотографов и репортеров, освещающих это значимое событие в культурной и общественной жизни Великого Новгорода, да и региона в целом.

Я также в качестве корреспондента журнала «Область культуры» решил поучаствовать в открытии очередной выставочной волны, начавшейся с круглого стола по поводу проблем современного искусства, продолжившейся собственно торжественной церемонией открытия, где выступили и кураторы, и сами художники, и завершившейся ярким музыкальным перфомансом новгородских музыкантов в формате весеннего джем-сейшна.

Что касается первой части мероприятия, круглого стола, то на нем были затронуты важные аспекты и болевые точки создания и восприятия современного искусства, на контрасте с классическим искусством, в контексте самой выставочной волны. В ходе обсуждения пришли к мыслям о том, что, пытаясь изобразить изнанку предметного мира, вываливая свой внутренний мир на холст, современные художники порой просто проявляют девиантное поведение. Более того, зритель перестает учитываться художником, он часто не выступает как соавтор произведения искусства. Таким образом, возникает разрыв между художником, его специфическим творением и зрителем, который находится где-то между старым взглядом на предметный мир и новым виденьем, новым зрением современных людей, которое еще до конца не сформировалось. Помимо этого, речь шла о мире как музее, где мертвая публика смотрит на мертвые экспонаты-памятники этому миру, а также о природе как своего рода первичном выставочном пространстве, по отношению к которому живопись, графика и фотография отчасти вторичны, если они не творят свое, а только вторят внешнему миру, копируя и тиражируя его и т.д., и т.п. Я поделился с участниками круглого стола своими впечатлениями о выставке «Прикосновение», на открытии которой я недавно побывал, рассказав, что эти художники делают и как они преодолевают дистанцию между своим художественным творчеством и их потенциальным зрителем, выступающим в роли осязателя, активно воображающего и тем самым со-творящего с художником. Стоит заметить, что круглый стол, на который организаторами выставочной волны было отведено целых полтора часа, за таким интересным обсуждением пролетел очень быстро, в итоге времени, чтобы хотя бы коснуться всех актуальных тем и проблем современного искусства, к сожалению, не хватило.

Далее началась торжественная церемония открытия апрельской выставочной волны, захлестнувшей целых три этажа «Диалога». В числе новых выставок, приехавших из столицы, - "Эстетическая фотография" Елены Захцер, живописные "Маленькие истории" Татьяны Чувашевой, "Оттепель" молодежного отделения Союза художников России, выставка «тихой» графики Андрея Бодрова, по точному определению Сергея Пухачева, и Российская неделя искусств. По словам Сергея Борисовича, мы наблюдаем "утрату многих ремесел, в том числе и в живописи, хотя еще все-таки остаются профессионалы-мастера своего дела и в искусств", и тут мне невольно припомнились стихотворные строки из Арсения Тарковского: "Наблюдать умиранье ремесел - Всё равно что себя хоронить". Продолжая свою речь, Сергей Пухачев иронично заметил, что выставочная волна открылась накануне Дня дурака, но, по сути, мы все, так или иначе, недоумки, что дает повод задуматься или, напротив, посмеяться над собой. Кроме того, эти дни в «Диалоге» являются Весенними рахманиновскими днями, и сегодня к тому же годовщина Андерсена, так что культурный контекст, в котором начинает работать эта выставочная волна, достаточно разнообразен, как и выставки, ждущие своего зрителя и ценителя вплоть до 23 апреля.

Мне, как зрителю и как человеку с поэтическим мышлением, больше всего приглянулись «Маленькие истории» Татьяны Чувашевой, с которой мне удалось немного поговорить по душам. Вот что она сказала мне о том, что такое «маленькие истории» и как они рождаются у нее:

«В детстве мы часто играли в «секретики». А вы играли в такую игру? (отрицательно качаю головой). Так вот, рассказываю: мы клали под бутылочное стеклышко какие-то штучки, и каждый закапывал свою штучку под стеклышком в землю, а потом, спустя некоторое время, раскапывали эти штучки и часто находили не свои секретики, а соседские, сделанные по-своему. Так и живопись для меня – это возможность запрятать, например, вот в этот детский портрет (показывает на свою картину рядом на стене) что-то вроде секрета, до которого, возможно, докопается чуткий и догадливый зритель».

Одним словом, мы сошлись на том, что «маленькие истории» не совсем просты, как с первого взгляда может показаться, ведь именно из быта, из истории повседневности, которой стали заниматься не только художники, но и историки, возможно попасть в бытие или в большую историю жизни.

А в заключительной части, уже в другом конце здания культурного центра, начался яркий во всех отношениях концерт, который я услышал издалека и пошел на звук. И тут я взял небольшой комментарий у ведущей джем-сейшна Вики Дариан, спросив у нее следующее:

«Чего больше было в сегодняшнем вечере в "Диалоге" - праздника или повода для раздумий и что, на Ваш взгляд, важнее для искусства и творчества - дионисийское веселье или аполлоническое начало? И конкретно по поводу вашего мероприятия в рамках Волны: насколько популярен формат джемов в Великом Новгороде? Чем он отличается от обычного концерта? Подбирали ли музыку под настроение выставочной волны?», - и вот что она ответила на это:

«И я, и Константин (Хиврич – Г.К.) как коллега-организатор довольны, раздумья должны быть у нас - исключительно как создать и спланировать лучше. Публике же должно быть только кайфово - от диванных посиделок с прослушиванием. Я вижу счастливые лица, кивки в такт музыке - и мне этого достаточно, чтобы делать выводы, что все хорошо. Наполнение и дальнейший процесс организованности - это уже другой вопрос. Я вижу в целом хороший сбор прекрасных правильных (вкусных - так я обычно называю) людей, и их интерес, и то, что им – ХОРОШО, - это главная "плата" для нас. Для искусства, в правую очередь, важна свобода. А в чем она - у каждого свое природное. Формат джемов - это попросту квартирник, вышедший за стены квартиры. Действия музыкантов в нем не спланированные, каждый взял свой инструмент с собой, и пришел как есть. Все музыканты остались очень довольны вчерашним мероприятием, ни один не ушел, не поблагодарив. Как спонтанно у них "внутри кухни" все происходило - это неважно сейчас, кто за кем, какие стили (которые к Волне, скажем прямо, не были причастны по подборке), - все творили "здесь и сейчас", прямо на месте. И обычно джемят те музыканты, кто умеет играть или просто дает себе спуск… это же тоже нужна определенная внутренняя свобода - отпустить себя, свое музыкальное начало!.. В общем, все довольны. И даже оочень взрослые старушки достаточно надолго на удивление поутоплялись в диванчики!..»

В заключение скажу от себя, что, хоть такое насыщенное и шумное открытие апрельской выставочной волны в «Диалоге» уже состоялось, однако, это только начало жизни пяти замечательных выставок на этой официальной площадке. И сюда можно и нужно прийти в уже более тихие залы, не откладывая это дело сопереживания прекрасному в разных его проявлениях до открытия следующей и уже другой выставочной волны.

Фото: Мария Колбая. 

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ ВСЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА "ИСКУССТВО".

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: