ГлавнаяСтатьиГайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 1
Опубликовано 10.04.2017 в 22:49, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 919

Гайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 1

«Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус».
А. Н. Серов

Музыка Франца Йозефа Гайдна, о котором пойдёт рассказ, и чьё 285-летие отмечается в 2017 году, восхитительна, блистательна, оригинальна и вдохновенна! Вспоминая музыкальных гениев XVIII века, чаще всего называют двух композиторов — Моцарта и Бетховена. Однако, они боготворили Гайдна, авторитет которого распространялся не только среди музыкантов, но и в самых знатных дворах Европы и далеко за её пределами.

Значение Гайдна в истории мировой музыкальной культуры заключается в том, что он в своём творчестве довёл до совершенства сонатно-симфонический цикл (в инструментальных жанрах: симфонии, сонате, квартете и концерте), сонатную форму и форму классического рондо, которые постепенно складывались в творчестве его современников, и стал основоположником венского классицизма (венской классической школы). Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. И. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». В своих произведениях Гайдн утверждал классические идеалы красоты и гармонии, единства человека и природы, народное искусство как источник профессионального творчества, всепобеждающий оптимизм, уравновешенность и соразмерность частей формы.

Его творческое наследие насчитывает более 1000 произведений во всех музыкальных жанрах: 104 симфонии, 83 квартета, около 300 трио, 52 клавирные сонаты, 35 концертов для различных солирующих инструментов, около 24 оперы, 4 оратории, 47 песен, более 400 обработок народных песен — немецких, австрийских, хорватских, русских, шотландских и ирландских, 14 месс. Среди произведений композитора есть цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда IV, в которых солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata) — редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.

Фото справа — Ф. Й. Гайдн. Гравюра с автографом композитора.

Вот что написал о творчестве Гайдна известный писатель — романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман: «В сочинениях Гайдна раскрывается детски радостная душа. Его симфонии ведут нас в необозримые зелёные рощи, в весёлую пёструю толпу счастливых людей. Юноши и девушки проносятся перед нами в хороводах, смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженства и вечной юности, как до грехопадения, ни страдания, ни скорби — одно только томительно сладкое стремление к любимому образу, который парит вдали, в пламени заката, не приближаясь и не исчезая, и пока он там, ночь медлит, ибо он — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею!»

Может создаться впечатление, что жизнь композитора была лёгкой и безоблачной, поэтому он и писал «счастливую» музыку. Но это большое заблуждение. Гайдн в своей «Автобиографии» пишет так: «Часто, когда я боролся с препятствиями разного рода, возникавшими на пути моих трудов, когда я ощущал упадок сил моего духа и тела, и мне становилось тяжело удерживаться на избранном поприще, тайное чувство шептало мне: „в этом мире так мало довольных и счастливых людей, везде их преследует забота и горе, быть может твоя работа послужит иногда источником, из которого обременённый заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость“. Это служило мне мощным побудительным средством, заставлявшим стремиться вперёд, и это же является причиной того, что я теперь с радостным одушевлением оглядываюсь на работу, в течение столь долгой вереницы лет с неотступным усердием производившуюся мною для музыкального искусства».

Искренняя и светлая вера в Бога всегда была для Гайдна помощью и поддержкой в жизни и неиссякаемым источником вдохновения. Он, как и И. С. Бах, на титульных листах своих рукописей писал славящие Бога фразы: «In Nomine Domini» — «Во имя Господа» и «Laus Deo» — «Хвала Богу». Композитор писал: «Когда я думаю о Боге, моё сердце так полно радости, что ноты бегут у меня словно с веретена. И, так как Бог дал мне весёлое сердце, то пусть уж он простит меня, что я служу ему весело!» Гайдн, несмотря на огромную популярность и славу — при жизни в Рорау ему был поставлен памятник, был очень скромен, считая свой талант даром Господа, а сочинение музыки формой богослужения, в связи с чем никогда не писал музыку в неприглядном виде, но всегда, даже дома, нарядно одетым, в туфлях с пряжками и в парике, без которого никогда не выходил из дома.

Итак, начанается рассказ о радостях и печалях, курьёзах и тайнах, труде и триумфе великого австрийского композитора Франца Йозефа Гайдна.

Родился будущий композитор в крестьянской семье в деревушке Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии) 1 апреля 1732 года (однако, не желая праздновать день рождения в «день дураков», всегда отмечал его 31 марта). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами, которые в XVI веке стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турок, но благодаря исследованиям

Э. Шмидта выяснилось, что род композитора был полностью австрийским.

Отец занимал должность старосты, ответственного за порядок и благоустройство, а также, иногда выполнял обязанности пономаря. Гайдн-старший обладал абсолютным музыкальным слухом. Не владея нотной грамотой, он выучился играть на арфе. Матиас любил исполнять народные песни под аккомпанемент своей арфы. К музыке он приучал и детей. В небольшом домике Гайднов часто по вечерам звучали импровизированные концерты, во время которых пятилетний Йозеф водил палочкой по деревянному бруску, изображая как он аккомпанирует на скрипке пению отца.

Дом, где родился Гайдн, ставший музеем. Во дворе установлен его бюст

Комната, где родился композитор

Когда Йозефу исполнилось пять лет, в дом Гайднов приехал кузен отца — Иоганн Матиас Франк. Он служил ректором школы и регентом церковного хора в городе Хайнбурге. Франк предложил забрать Йозефа в Хайнбург, чтобы тот мог учиться музыке. В 1738 году шестилетний Гайдн навсегда покинул Рорау. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройтер, директор капеллы венского собора святого Стефана. Ройтер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы, в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) пел в хоре собора святого Стефана в Вене, где освоил почти все духовые и струнные инструменты, а также, научился читать, писать и считать. Позже, Гайдн говорил: «Я буду признателен этому человеку даже после смерти. Он многому меня научил, хотя во время учёбы меня чаще пороли, чем кормили». Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году. Далее я процитирую самого композитора, который, вспоминая о своём детстве, в 1776 в Автобиографии писал: «Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причём у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры, который жил тогда в Вене».

Ноколо Порпора

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis (brevis — короткая месса, состоящая из двух, а не пяти частей), написанные в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана. После ухода из капеллы Йозеф сильно бедствовал, даже хотел уйти в монастырь — ведь там каждый день кормили. Он брался за разную работу, в том числе некоторое время был слугой и аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Николо Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. (Порпора работал в Австрии, Англии, преподавал в консерваториях Венеции и Неаполя, написал около 50 опер, а среди его учеников — вокалистов был знаменитый кастрат Фаринелли).

Написанные Гайдном в это время сонаты для клавесина были изданы и понравились любителям музыки. Позже Гайдн утверждал, что больше всех в молодые годы на него повлиял Карл Филипп Эммануил Бах, сын великого Иоганна Себастьяна Баха. И это правда. Ранние сонаты Гайдна стилистически похожи на произведения К. Ф. Э. Баха. Йозеф был прекрасным клавесинистом, владел фортепиано, мастерски импровизировал на этих инструментах. За свою творческую жизнь он написал 52 сонаты. Вот одна из них.

♫ Соната Ре-мажор


В начале 1750-х годов Йозеф работал при венском дворе на правах свободного художника, пишущего музыку на заказ. Так он написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: дивертисменты, серенады (произведения для инструментальных ансамблей) и зингшпиль (разновидность немецкой комической оперы) «Новый Хромой бес», который был поставлен в 1752 году в Вене и других городах Австрии, но не сохранился до наших дней. Забавна история создания этого зингшпиля. Однажды Гайдн с друзьями-музыкантами пел и играл серенаду под окнами прекрасной дамы. Из соседнего дома выскочил рассерженный мужчина, оказавшийся директором знаменитого венского театра. Он едва поверил, что этот юноша и есть автор чудесной музыки, которая его разбудила. Результатом явился заказ на оперу «Новый Хромой бес». Музыка имела колоссальный успех, а Гайдн — небольшой гонорар — 25 золотых дукатов, который, конечно же, был весьма кстати! Однако, некий важный вельможа под личиной «Хромого беса» усмотрел пародию на самого себя. В результате оперу запретили.

1757 году Гайдн принял приглашение австрийского аристократа графа Фюрнберга провести лето в его поместье Вейнцирль на Дунае. Там молодой композитор впервые обратился к струнному квартету и написал первые 12 произведений этого жанра.

Через два года Гайдн получил должность капельмейстера (руководителя оркестра) с окладом 200 гульденов, личной комнатой и местом за столом прислуги при дворе чешского графа Фердинанда Максимилиана фон Морцина (портрет слева) в замке Лукавец в Чехии, где был небольшой оркестр из 15 музыкантов, для которого он сочинил свои первые симфонии и несколько дивертисментов для духовых инструментов. Некоторые из них были обнаружены в одном из пражских архивов в 1959 году, т. е., спустя 200 лет. 

По условиям службы у графа Морцина, музыканты его придворной капеллы не имели права заводить семью, но Гайдн решил жениться. Его возлюбленной стала Тереза, одна из дочерей венского придворного парикмахера Келлера. Однако, девушка неожиданно ушла в монастырь, приняв имя Йозефа. Гайдн тяжело переживал разлуку. Он помнил свою любимую всю жизнь, а в 1801 году в своём завещании отписал ей 50 флоринов. Тем временем, отец Терезы решил сосватать Йозефу свою старшую дочь Марию-Анну (портрет справа), которая была на 4 года старше жениха. В память о возлюбленной, которая осталась в монастыре до конца своей жизни, возможно от отчаянья, Гайдн в 1760 году согласился жениться на её старшей сестре. Брак был заключен в соборе Святого Стефана в Вене, где Йозеф в юности пел в хоре. Как оказалось, жена обладала сварливым нравом, сорила деньгами и абсолютно ни в грош не ставила своего гениального супруга: брала нотные листы с уже записанной на них музыкой для хозяйственных нужд, порой заворачивая в них продукты, рвала их на полоски для папильоток (самодельных бигуди). Она постоянно устраивала скандалы, в результате чего Гайдн называл её «исчадием ада» и «отравительницей существования». Позже он написал: «Моя жена была злой и жадной, не могла иметь детей, о чём я очень сожалел, и поэтому я не был равнодушен по отношению к достопримечательностям других женщин». К сожалению, этот брак повлёк за собой и другие неприятности. Своей женитьбой Гайдн нарушил условия контракта с графом Морцином, который очень был этим недоволен. Однако, Морцин начал испытывать финансовые трудности и отказался от содержания домашнего оркестра.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: