ГлавнаяСтатьиКак себя вести с гиперактивным ребёнком
Опубликовано 10.04.2017 в 22:27, статья, раздел Дети, рубрика Детский час
автор: ОК-журнал (Виктория Калина)
Показов: 576

Как себя вести с гиперактивным ребёнком

Как помочь гиперактивному ребенку преодолеть трудности, связанные с обучением в школе.

Весна! Школьники готовятся к завершению учебного года, а родители выпускников детских садов уже определились со школой и копят деньги на сборы будущих первоклассников. На этом, наполненном понятными нам заботами фоне, выделяются растерянные родители, которых ошарашили диагнозом СДВГ.

Много их или мало?

Согласно статистике, детей с гиперактивностью в России от 4 до 18%. Всего в этом году в Новгородской области около 6500 первоклассников, значит ребят с таким диагнозом у нас может быть от 260 до 1170 человек. Почему приблизительно? Да потому что часто дети просто не обследованы.

Что бы продемонстрировать наглядно объем проблемы скажу следующее: если распределить первоклассников с СДВГ равномерно по всей области, то выйдет, что в каждом первом классе их будет от 1 до 5 человек.

Эта статья написана для тех родителей, которые не собираются прятать голову в песок. Для тех, кто принял своего ребенка таким, какой он есть. Для тех, кто уже не тратит время на споры с врачами и психологами. Вам, готовым помогать своему первокласснику учиться, опишу 11 основных правил поддержки ребенка с СДВГ при неизбежно навалившихся сложностях школьной жизни.

В какую школу повести ребенка? Обычную массовую, специальную коррекционную, искать инклюзивный или коррекционный класс? По какому пути бы Вы не пошли, рекомендую придерживаться нижеперечисленных правил.

1. Если ругать гиперактивного ребенка за все, что он делает «не так», то кроме ругани он в своей жизни больше ничего не услышит. Постарайтесь придерживаться «позитивной модели», которая заключается в том, что ребенка хвалят каждый раз, как он это заслужил, особенно тогда, когда ему удалось сконцентрировать внимание. Проиллюстрирую. Как Вы поступите для того что бы научить ребенка правильно писать крючочек? Попросите его написать их строчкой и затем исправите красной ручкой все (ну или некоторые) ошибки. А Вы попробуйте по-другому. Обведите ПРАВИЛЬНО получившиеся крючки! Старайтесь использовать в качестве поощрения одобрение, похвалу, а не ласку и подарки. Последние должны присутствовать в жизни любого человека «просто так», потому что его любят, а не потому, что он их заслужил.

2. Говорите с ребенком спокойно, мягко, сдержанно. Крик, оскорбления и физическое насилие еще никому не помогли стать лучше и вряд ли являются хорошим примером для подражания. Кроме того, ребенка с гиперактивностью они выведут из эмоционального равновесия до конца дня, а иногда и на несколько дней. Дети не соотнесут наказание со своим проступком, потому что будут очень взбудоражены. Вот и выходит, что пользы от крика никакого, только вред.

3. Определите в семье четкие рамки поведения. Правила должны быть общими для всех, самыми необходимыми, простыми и понятными — что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети очень нуждаются в правилах, без них они чувствуют тревогу и постоянно проверяют границы дозволенного.

4. Создайте и поддерживайте дома четкий и удобный распорядок дня. Подъем, школа, уроки, игры, прогулки, прием пищи, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Гиперактивный ребенок нуждается во внешней стабильности. Внешний распорядок помогает формироваться внутреннему самоконтролю.

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени и ждите, пока он его завершит. Не стоит говорить: «Собери портфель, а затем иди чистить зубы.» Скорее всего первоклассник забудет о втором задании, пока выполняет первое и Вам придется вновь напоминать ему, при этом ребенок будет выглядеть как непослушный, или забывчивый, а родитель, как навязчивый, повторяющийся. Оба будут испытывать взаимное раздражение и обиды.

А вышеприведенную инструкцию к заданию по математике за первый класс по программе «Школа России» рекомендую преподнести следующим образом: 1. «Сосчитай мячи начиная с красного» (подождать ответ и четко его повторить за ребенком). 2. «Сосчитай мячи начиная с синего» (дождаться ответа и повторить его). 3. «Сравни ответы» (дождаться ответа и четко и коротко обобщить сказанное ребенком«.

6. Гиперактивные дети легко отвлекаются на внешние предметы и события, быстро возбуждаются и трудно успокаиваются. В школе, во дворе очень много событий, впечатлений. У ребенка должно быть место, где он может отдохнуть. Таким место может стать дом, семья. Постарайтесь создать дома спокойную обстановку, выделить ребенку отдельную комнату с неярким, успокаивающим интерьером, минимальным количеством предметов, которые могут отвлекать и рассеивать внимание.

 7. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Стул подберите устойчивый, не крутящийся. Засеките по часам, как долго ребенок может оставаться на месте. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять, позвольте сменить деятельность, перевести внимание на другой объект. Будьте готовы к тому, что на выполнение домашнего задания будет уходить больше времени, чем у его сверстников. Относитесь к этому спокойно, не упрекайте ребенка. Распланируйте распорядок дня так, что б не все время после школы уходило на занятия.

8. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, за компьютером или планшетом. Помните, что даже просто включенный экран компьютерного монитора, фоном звучащие телевизор или радио вызывает переутомление у ребенка.

9. Следите, что б ребенок высыпался. Недостаток сна приведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.

10. Знайте, что Ваш ребенок СПОСОБЕН научиться контролировать себя. Этот навык необходимо развивать. То, что другим удается естественным образом, гиперактивный ребенок сможет сделать лишь с помощью устойчивого умения, навыка. Научите его осознанно успокаивать самого себя, для того что бы лучше контролировать свое поведение. Например, посчитать от одного до десяти перед тем, как что-то сделать.

11. Избавьте ребенка от лишней нагрузки. Сложная школьная программа, бесконечные переписывания до идеала, черновики, дополнительные занятия. Если Вы можете выполнить за ребенка формальные процедуры, облегчить ему привыкание к школьным нагрузкам, то делайте это. Например, собирайте вместе с ним портфель по составленной в картинках подсказке. Если он устал, то соберите портфель сами.

Не волнуйтесь по поводу облегченной, адаптированной образовательной программы. Ребенку с СДВГ трудно учиться столь же быстрыми темпами, как его сверстникам. Справившись с посильной ему школьной нагрузкой, ребенок будет иметь время на кружки и игры.

Старайтесь не перегружать ребенка занятиями в не интересных ему кружках, особенно если в них большие нагрузки на память и внимание. Однако обязательно помогите ребенку найти время для занятия, в котором он будет чувствовать себя компетентным, успешным, умелым, к которому он сам испытывает интерес. Если вся деятельность ребенка будет сводиться лишь к школе, в которой он не в первых учениках, то ребенок может начать самостоятельно искать занятие, в котором он успешнее других. И, к сожалению, не всегда оно будет социально одобряемым, ведь дети часто идут по самому простому пути из всех возможных и для самореализации им может хватить просто ярких эмоций от сверстников.

Каким бы ни был диагноз Вашего ребенка, это всего лишь одна из его особенностей. Он всегда был и остается Человеком, а значит он разнообразней, шире, больше, чем всего лишь одна его черта. А трудности в школе бывают абсолютно у всех людей, и успех зависит от того, научится ли ребенок с ними справляться.

Психолог детского развивающего центра «Позитив» Калина Виктория Владимировна

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА "ДЕТИ"

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: