ГлавнаяСтатьиВечность и Яизм: Уникальная выставка для слепых «Прикосновение»
Опубликовано 10.04.2017 в 21:54, статья, раздел Искусство
автор: Григорий Князев
Показов: 1087

Вечность и Яизм: Уникальная выставка для слепых «Прикосновение»


13

23 марта в новгородской библиотеке «Веда» открылась уникальная выставка для слепых «Прикосновение» трех новгородских художников. На данной экспозиции представлены работы Стоса Карпова, Валерия Шепталина и Андрея Новика, исполняющих гуманитарную миссию. Это единственная и первая в России выставка, которая обращена к любому слепому духовно или фактически зрителю. И суть её не фактурная или текстурная живопись - а поиск пути для передачи прекрасного на любых уровнях восприятия.

К этим картинам, на которых, в основном, изображены прекрасные пейзажи, можно и нужно прикасаться не только взглядом (на выставке будет что посмотреть и зрячим), но и пальцами, то есть осязательно-тактильно. Эти произведения искусства, собственно, и созданы для прикосновения с прекрасным и не боятся никакого человеческого контакта, ни визуального, ни тактильного, ни какого-либо вообще из возможных. И это в то время, как многие выставочные залы, музеи и сами художники создали незримый духовный и отчасти реальный барьер между зрителем и искусством. Все мы свидетели того, что происходит сегодня на выставках: ухищрённая охрана, защитные барьеры, искусство под пуленепробиваемым стеклом, нервные оклики смотрителей – не трогайте шедевры руками, не дышите на них, не подходите ближе, чем на полтора метра и т.п и т.д. 

А так, по убеждению этих профессиональных некоммерческих художников, стирается мешающая творческому процессу и восприятию творчества дистанция как между художником и его творением, так и между зрителем-осязателем и становящимися таким образом некоммерческими и несакральными предметами искусства. При этом действительно считывается нечто, что заряжает человека некими эмоциями от непосредственной причастности к искусству (говорю это, как человек слабовидящий, но специально закрывший глаза и потрогавший картины руками; а у слепых людей, как известно, пальцы еще более чуткие).

Эти художники исповедуют Яизм, считая себя гениями и уповая на так называемую «яизмическую вечность». Для непосвященных Яизм – это особая новая духовная практика поиска истинного Я, реализуемая, в том числе, как представленный ее частный случай, и через искусство. Таким образом, наоборот, всячески преодолеваются любые преграды между реальностью искусства и реальностью его зрителя. Данная экспозиция тому подтверждение. Многоуровневое отношение авторов-творцов к своим произведениям позволяет найти различные нетрадиционные пути к умам и сердцам, донести прекрасное не только для видящих, но и для людей с ограниченными возможностями зрения или совсем без него. Художники хотят показать, что их картины и любое подлинно-живое искусство не существует отдельно от Вселенной и ее обитателей, они часть взаимосвязи всех вещей, образов, мыслей, людей, предметов, пространств, которые когда-либо с ними соприкасались или контактировали, и каждое новое прикосновение взаимораскрывает в них и коснувшихся неизмеримый творческий потенциал, умение знать и чувствовать себя целым с мудрой красотой Мира. Говоря на более простом уровне, многомерная текстурная динамика, объемные структуры, рельефные мазки и прочие творческие приемы позволяют получить информацию о произведении с помощью одного лишь соприкосновения с ним. Этот психометрический эффект и возможность создавать миры из скрытой реальности, незримой для многих, является одним из аспектов творческого направления Яизм и его авторов.

На открытии выставки говорилось о разных уровнях восприятия искусства: от эмоционального и понятийного к мыслям о том, не что это, о чем это, для чего это, а как это сделано и могу ли, хочу ли я сделать также – или сделаю иначе, по-своему с девизом: «Пусть цветут сто цветов!». Также говорилось о «чистом золоте эмоций», содержащемся в подлинном искусстве, и о том, что образ превыше и краше любой идеи, концепции, любого стиля, то есть образность, несущая опыт впечатления и переживания, в данном случае – первична. Говорилось еще о том, что современным нашим людям сложнее понимать живопись, чем литературу и музыку. К тому же, учитывая борьбу старого и нового в живописи, а также имея в виду образовательные подходы, мы нацелены на поиск конкретного смысла в картинах или чего-то похожего на предметы окружающего мира, не беря в расчет специфику языка живописи, которая уже давно не занимается копированием действительности. Вот и эти художники – реалисты в том истинном смысле этого слова, что они порождают и доверяют другим некую свою объемную реальность, полную живых, дышащих, проступающих на полотнах образов.

Успейте и вы прикоснуться во всех смыслах этого слова к образцам прекрасного, не боясь этого контакта: выставка будет работать всего месяц, далее она отправится в Петербург на Лен-ЭКСПО.

Фото: Стос Карпов. 






ОК-журнал


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: