ГлавнаяСтатьиРичард Клайдерман — «Музыка лифта» или музыка любви?
Опубликовано 10.04.2017 в 17:37, статья, раздел Звук
автор: ОК-журнал (Наталья Ершова)

Ричард Клайдерман — «Музыка лифта» или музыка любви?

Концерт Ричарда Клайдермана во Дворце "Финляндия"

Об этом 63-летнем французском пианисте, аранжировщике, исполнителе классической и этнической музыки, а также музыки к кинофильмам, кажется, уже сказано, написано и переписано друг у друга все, что только можно было сказать. 

Ричард Клайдерман

40 лет славы - 267 золотых дисков, 70 платиновых, свыше 150 миллионов проданных. Для своего недавнего концерта в Хельсинки Ричард Клайдерман выбрал свои самые популярные романтические мелодии - "Балладу для Аделины", "Ромео и Джульетта", "Титаник" и другие, такие же узнаваемые и любимые его почитателями. Ввиду сравнительно недавно отпразднованного Дня 8 марта, перед началом концерта в фойе женщинам дарили "комплимент" от маэстро - трогательные шарфики и, возможно, самый его популярный релиз - диск "Romantique".

К великому сожалению, румынская фирма-организатор гастролей Phoenix Entertainment ограничилась не слишком активной рекламой, и зал Finlandia-talo был заполнен, наверное, лишь на треть. Все мои знакомые искренне сожалели, что не слышали о концерте, меня же на него пригласили, буквально, за несколько часов до начала. 

Ричард Клайдерман

Зато уж вовремя проинформированные и пришедшие на концерт с предвкушением праздника, не поскупились на овации! Невероятное мастерство, позитивная энергетика, удивительная харизма Клайдермана просто завораживают. Его исполнительский стиль - это чудесные, чистые, какие-то хрустальные звуки и мелодии, в которых отчетливо звучит каждая нота и звенит как драгоценный камень. 
Клайдерман будто купается в звуках своей волшебной музыки, то разговаривая с роялем, то улыбаясь или хмуря брови, то подпевая своей мелодии, то вскакивая и играя стоя. Несмотря на природную застенчивость, о которой упоминают его биографы, на сцене Клайдерман полностью в своей стихии. Он легко и весело общается с публикой, и щедро раздает поначалу ошеломленным желающим после отыгранных музыкальных номеров свои ноты, в которых красивым твердым почерком аккуратно расписаны нотные знаки его знаменитых композиций.
Два отделения концерта, безупречно отработанные на сцене самим музыкантом без всяких перерывов "в пользу" сопровождавшего его скрипичного квартета, свидетельствуют о его неутомимой любви к музыке. 

Ричард Клайдерман

Маэстро признается: "Я люблю живые выступления на сцене, так как они дают мне прямой контакт с моими слушателями. Во время концерта, будь то выступление с моими 10-ю музыкантами или с симфоническим оркестром, мне нравится смешивать разные темпы, ритмы и стили, чтобы вызвать у слушателей самые разные эмоции."

Кроме работы над новыми альбомами, музыкант много концертирует. Подсчитано, что за год у него бывает по 200 концертов за 250 дней, проведенных на гастролях вне Франции.
В афише выступлений Клайдермана и сейчас чрезвычайно плотный график. Зима 2016/2017 - Канада, Новая Зеландия, Канары, Швейцария, Мальта. Огромный "Зимний тур" в Китае, потом в феврале - Литва и Латвия, в марте -Румыния, Финляндия, Армения, Тенерифе, Хорватия, Сербия. В апреле - Македония, Чехия, Корея. Май отведен концертам в Японии. И после летнего перерыва - опять осенние турне, начинающиеся с Израиля.

Впрочем, у Клайдермана с самого детства не биография, а сплошная книга рекордов Гиннеса, куда он, кстати, внесен как "самый успешный пианист мира".  

Ричард Клайдерман

Игрой на фортепиано маленький Филипп Паже (а это его настоящее имя) заинтересовался в раннем детстве, и впоследствии очевидцы утверждали, что в шестилетнем возрасте мальчик владел нотной грамотой лучше, чем своим родным французским языком. В 12 лет он поступил в Парижскую консерваторию, в 16 - получил первый приз в конкурсе молодых пианистов.

Ему прочили блестящую карьеру классического пианиста, но, как вспоминает сам Клайдерман, "я хотел заниматься чем-то другим, и вместе с друзьями создал рок-группу; это было трудное, тяжелое время... те небольшие деньги, которые мы могли заработать, отдавались на приобретение музыкального оборудования. Я был реально вынужден питаться просто ужасно - главным образом, сэндвичами - так что меня оперировали по поводу язвы, когда мне было всего 17." 

К тому времени отец Клайдермана, очень способствовавший музыкальной карьере сына, уже был серьезно болен и не мог поддерживать его в финансовом плане. Чтобы зарабатывать на жизнь, Клайдерман находит себе работу аккомпаниатора и сессионного музыканта. "Я наслаждался этой работой, - вспоминает он, - и в то же время она хорошо оплачивалась. Так я отошел от классической музыки, но одновременно это дало мне сильную базу для того, что я делаю сейчас."
Это бесспорно, ведь для сессионнного музыканта одно из главных качеств - его универсальность, умение работать в различных условиях и жанрах, легко читать ноты и импровизировать. И хотя сессионные музыканты обычно не становятся знаменитыми, Ричард Клайдерман оказался в числе счастливых исключений. 

Его уникальный талант не мог остаться незамеченным, и вскоре он стал востребованным аккомпаниатором у самых известных французских звезд, таких как Мишель Сарду, Тьерри ЛеЛюрон и Джонни Холидей. Но когда Клайдермана спрашивают, каковы были его творческие амбиции в те годы, он искренне отвечает: "Я на самом деле не стремился стать звездой и ощущал себя счастливым, будучи аккомпаниатором и играя в музыкальных группах".

Как бы там ни было, жизнь музыканта кардинально изменилась, когда в 1976 году ему позвонил известный французский композитор и музыкальный продюсер Оливье Туссен, который вместе со своим партнером, композитором Полем де Сенневилем искал пианиста для записи "нежной фортепианной баллады". 

Поль де Сенневиль, автор многих замечательных мелодий и аранжировок, написал пьесу в честь своей новорожденной дочери Аделины. Тогда еще 23-летнего Филиппа Паже прослушивают в числе других двадцати соискателей, и, к его изумлению, он получает эту работу. 

Владельцы французской звукозаписывающей компании "Delfine" не колебались. "Он понравился нам мгновенно, - говорит Поль де Сенневиль, - его совершенно особенное и мягкое прикосновение к клавишам в сочетании со сдержанной индивидуальностью и хорошей внешностью произвели сильное впечатление на Оливье Туссена и на меня. Мы приняли наше решение очень быстро."

Собственное имя музыканта было заменено псевдонимом - Ричард Клайдерман (он взял фамилию своей прапрабабушки-шведки), чтобы "избежать неправильного произношения его реального имени в других странах". И сингл под названием "Баллада для Аделины" разошелся тиражом в 22 миллиона копий в 38 странах. 

"Когда мы подписывали контракт, - рассказывал Оливье Туссен, - я сказал ему, если нам удастся продать 10 000, будет превосходно. Тогда было время диско, и мы не могли предположить, что такая баллада станет "призером"... Что это будет так грандиозно". 

Так началась история сенсационного мирового успеха обаятельного французского музыканта и сделала его романтический стиль исполнения уникальным и узнаваемым в любом произведении. Ричард Клайдерман обладает редкой трудоспособностью: на настоящий момент он записал свыше 1300 мелодий - музыкальных шедевров классической, этнической и современной музыки.
По меткому выражению одного журналиста, которого теперь дружно цитируют все, кто пишет о Клайдермане, - "он, возможно, сделал для популяризации фортепиано во всем мире больше, чем кто-либо со времен Бетховена." 
Но музыкант не любит сравнений с Бетховеном или Шубертом - для этого он к ним слишком серьезно относится. Он делает совершенно другие вещи и живет в абсолютно отличном мире и времени, нежели классики. 
В его "новом романтическом стиле" собственная исполнительская индивидуальность Клайдермана органично сочетается со стандартами классической и поп-музыки. Публика приходит в восторг, когда он с одинаковой виртуозностью играет классику, поп, рок, этническую музыку, романтические мелодии современных композиторов и сложнейшие произведения классиков в своей обработке. 

Кроме сольных концертов, пользующихся неизменной популярностью, Ричард успешно выступает с лучшими оркестрами мира - в том числе с Лондонским филармоническим, Пекинским и Токийским симфоническими оркестрами, Новозеландским и Австрийским национальными оркестрами. Список же знаменитостей, с которыми ему приходилось принимать участие в концертах, просто бесконечен.
Ричард Клайдерман неизменно улыбается, и это не поза, а жизненная позиция. У него на редкость позитивное восприятие жизни, и даже когда ему задают "неудобные" вопросы относительно его творчества, это его нисколько не задевает. Однажды его спросили, как он относится к тому, что его музыку называют "музыкой лифта" в том смысле, что ее нередко включают в качестве фона? 

Ричард Клайдерман

Клайдерман легко соглашается: "Это правда, что мою музыку часто играют в лифтах, супермаркетах, магазинах, в самолетах. Часто это музыка, которая звучит в телефоне, когда вас просят ждать ответа. Это означает, что музыка такого рода способствует релаксации и является анти-стрессовой. Вы можете не отвлекаться на нее, но можете также ее слушать. Мне говорили, что многие водители, когда они заперты в пробках, ставят один из моих дисков, чтобы восстановить свое дыхание, понизить сердечное давление и/или просто расслабиться. Мне также рассказывали, что многие дети были сделаны под мою музыку - это замечательно, значит, это музыка любви!!! Ничего не могло бы порадовать меня больше этого." 

Справедливости ради можно заметить, что, к примеру, в рождественские дни в Стокманне в Хельсинки традиционно звучит "Маленькая ночная серенада" Моцарта...

Милая маленькая деталь: в меню персонального сайта Ричарда Клайдермана есть рубрика для поклонников его творчества  - "Автограф". И если вы относите себя к их числу и хотите получить фотографию маэстро с автографом, пошлите в студию Delphine Productions в парижском предместье Нейи-сюр-Сен конверт с маркой и обратным адресом - "Ричард пришлет вам свою фотографию так скоро, как сможет." 

И хотя на мой взгляд, по объему почта Клайдермана должна быть ничуть не меньше, чем, скажем,  у финского Деда Мороза - Йоулупукки, у которого на этом участке трудится целая команда гномов, - столь искренняя забота подкупает, пожалуй, надо откликнуться... 

 

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: