ГлавнаяСтатьи«Водевиль» — концентрированное удовольствие
Опубликовано 23.03.2017 в 07:57, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 1229

«Водевиль» — концентрированное удовольствие

«Для кого-то роль Отелло — и блаженство, и награда, только я другое дело. Водевиль — моя отрада».*

*Небольшой отрывок текста песни «Ах, водевиль, водевиль» на слова Леонида Дербенёва из одноимённого художественного музыкального телефильма советских времен (1979).

Если кратко, то сегодня беседую о музыкальном театре «Водевиль» с его создателем и руководителем Ольгой Курзиной, а также делюсь впечатлениями от состоявшегося несколько дней назад спектакля-ревю под названием «В ожидании весны».

Для начала – небольшая справка.

Водевиль (vaudeville) – слово и явление французского происхождения. В семнадцатом веке так стали называть музыкальные комедийные театральные пьесы с песнями и танцами. Со временем выделился отдельный жанр драматического искусства.

Спектакль-ревю, если я не ошибаюсь, это музыкальное представление с репликами персонажей, включающее различные полноценные эстрадные номера (песни, танцы, фокусы и т.п.), которые гармонично вписываются в сюжет и контекст спектакля, образуя единое целое.

ВВЕДЕНИЕ

Кажется, что Новгород, хоть и Великий, очень маленький, что пройти его от края до края можно за полтора часа, а каждый третий встречный – знакомец или родственник. У некоторых складывается ложное впечатление, что в нём ничего интересного не происходит. Как правило, это от того, что они никуда не ходят, ничего не делают и ни чем не увлекаются. К несчастью, их жизнь протекает по типовой схеме и, подобно юмору на канале «ТНТ», является довольно плоской. Кто-то увяз в пучине Интернета, кто-то пребывает в хмельном трансе, кто-то загипнотизирован голливудским ширпотребом, третьесортными сериалами и неинтеллектуальными телешоу. За грохотанием бытовой рутины и обывательских развлечений часто не слышен голос города, не заметна богатая и разносторонняя культурная активность провинции…

Новгород богат талантами и занимательными событиями. Однако население и территория, действительно, небольшие, возможностей для реализации потенциала не так уж много. Иногда и самому грешным делом думается, что всё здесь уже слышал и всех творческих людей знаешь. Но, к счастью, жизнь регулярно преподносит приятные сюрпризы. Несмотря на то, что долгие годы интересуюсь всем, что связано с музыкой, с таким ярким и самобытным явлением как театр «Водевиль» столкнулся лишь на пятнадцатом году его существования. Вот ведь как бывает! Тем не менее, всё-таки столкнулся и крайне рад данному обстоятельству. 11 марта посетил спектакль-ревю «В ожидании весны». Спешу поделиться своим восторгом от представления. Считаю уместным немного поговорить об этом музыкальном театре, уверяю, тема стоит пяти минут вашего внимания.

ЧАСТЬ I. ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сначала о спектакле. Я и не думал, что в нашем городе можно увидеть и услышать такое. Отборные песни разных времен, разных жанров из различных частей света, переработанные и представленные в контексте сюжетной линии. Прекрасные живые голоса. Запоминающиеся образы. Шикарные костюмы и великолепный грим, разработанные специально для этого спектакля. Мистическая и немного философская история, по-своему понятная и примечательная для зрителя любого возраста. Бесподобная постановка, оригинальный подход, захватывающее действо. Море эмоций и ощущение праздника. Концентрированное удовольствие продолжительностью, примерно, в 70 минут.

Единственный выступающий, которого я знал и раньше – Степан Дмитриев. Да, тот самый: вокалист, гитарист, автор песен очень талантливой новгородской рок-группы «BlackBird». Он является обладателем прекрасного голоса, которым умело владеет. Он гармонично вписывается в любые адекватные музыкальные форматы. На мой взгляд, ему давно можно выступать сольно. С уважением отношусь к творчеству Степана, концертов вышеозначенной группы жду с нетерпением. Именно его участие в спектакле и стало причиной моего посещения ревю. По моему мнению, он является одним из самых сильных артистов труппы. Я получил большое удовольствие от номеров в его исполнении… Вот так произошло мое знакомство с театром: плавным поступательным движением - от рока к водевилю. И я этим очень доволен.

Не увидел в зале ни одного знакомого лица. Удивительно. Получается, что за годы существования театра я ни разу не столкнулся с плодами его деятельности, его артистами и их аудиторией. Выходит, участники театра, в свою очередь, не посещают встречи цикла «Нотословие», редко присутствуют на городских рок-концертах, квартирниках, музыкально-литературных мероприятиях и т.п. Поймал себя на следующем соображении. В Новгороде существует энное количество деятельных групп личностей, которые, к сожалению, почти не пересекаются, но при этом имеют немало общего, могли бы многим поделиться друг с другом, взаимно обогатить творчество. Почему бы не попробовать изменить эту практику? И вот я пишу о театре «Водевиль» в рубрике, которая официально считается записками о новгородской рок-музыке. На деле это не совсем так, постоянные читатели знают, что здесь встречаются материалы о джазе, об эстрадной, популярной, народной музыке, об электронике и так далее. Мне очень хотелось бы, чтобы творческие люди города находили больше общих точек соприкосновения, чаще общались, обменивались опытом, мыслями, идеями и создавали что-то новое, свежее, интересное.

ЧАСТЬ II. ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С… ОДЕРЖИМОСТИ ТВОРЧЕСТВОМ

Мне посчастливилось немного пообщаться с создателем и руководителем музыкального театра «Водевиль» - с талантливым, увлечённым человеком и приятной женщиной Ольгой Курзиной.

Ольга, когда и как появился театр?

-В 2002 году уже существовала театральная студия, состоящая из учеников и выпускников детской музыкальной школы имени П.И.Чайковского - ребят 14 - 16 лет. Студия занималась «домашними» спектаклями и театрализованными программами для школы. Очередной творческой работой тогда был музыкальный спектакль «Огниво». Как раз в то время в городе проходил конкурс самодеятельных театров, на который мы радостно и пошли. Но! В заявке нужно было указать название коллектива. Так и родился «Водевиль»! Собственно, название не было выбрано «на авось». Тем, кто знаком с этим театральным жанром и с нами - всё понятно. 2017 год для театра юбилейный: «Водевилю» пятнадцать лет.

Сколько спектаклей увидели свет, как они назывались?

-Большое количество... Честно говоря, летопись не веду, а надо бы. Вот теперь с вашей подачи, может, и начну. Большинство спектаклей, которые видел новгородский зритель, создавались в жанре ревю, среди них: «Это было в самом деле или всё приснилось мне?», «Бал шутов», «Лесная нечисть», «Кошачьи страсти», «Маршрут до станции «Любовь»», «Love Market Шоу», «Живя надеждой», «В ожидании весны» и другие.

Как правильно жанрово называется то, что мы увидели на сцене?

-Наши дорогие зрители уже знают, что такое ревю. Наш театр не первый год работает в этом жанре. Ну, а для тех, кто сталкивается с этим впервые – небольшой музыкально-театральный «ликбез». Ревю - это не концерт и не спектакль. Это совершенно особенный жанр! Это театральное обозрение, которое состоит из разных номеров и сцен, объединенных общей темой. В первых, примитивных ревю, отсутствовала единая сюжетная связка. Теперь это популярное развлекательное шоу (show, буквально - обозрение). Ревю стало жанром, завоевавшим признание и любовь в Европе, США, Латинской Америке и России. Ревю «В ожидании весны» - ближе к театру. Музыкальный материал нашего спектакля не ограничен каким-то одним стилем и направлением. Песня (арии из мюзиклов, джаз, романс и многое другое - в сольном и ансамблевом исполнении), танец (от буги до вальса), актерская игра - вот, что увидел зритель! Огромное количество музыкальных шоу идет по телевидению. Вот, казалось бы, включил любой из каналов и смотри себе бесконечное повторение «Голубых огоньков», «Один в один», «Две звезды» и т.д. Зачем куда-то идти? И сидеть не на диване, и без тарелки с ужином, и без чашки чая... и даже без уже такой привычной паузы на рекламу! А мы всё равно всегда ждём зрителя... Мы верим, что живое общение необходимо.

Откуда берутся сюжеты, партии, стихи?

-Сюжеты - из головы и, конечно, души. На заказ не пишем! Что их навевает, сказать сложно. Просто приходят, а я записываю. С подбором музыки к спектаклям помогает обширный музыкальный кругозор. И вечный поиск. Прекрасной музыки - огромное количество. А вот выбрать из неё то, что подойдет, что нужно на данный момент - задача сложная. Трачу на это много времени и сил, ведь всё, что нравится - не вставишь в один спектакль. Много приходится слушать, а потом всё надо как-то стыковать, приводить к единой мысли, идее спектакля, да и просто логике. Бывает, что из-за одной песни приходится менять целый эпизод. Но всё-таки сценарий - главное, именно он диктует с чем, с каким музыкальным материалом в этот раз театр выйдет на сцену. Стихи, тексты… О! Это ещё одна «головная боль»! В этом году я поставила перед собой задачу: те песни, которые хотелось использовать (а это мюзикл, джаз), практически, все на «импортном» языке, а звучать они должны на русском! Сама поставила - сама в полной мере и «насладилась» процессом! Хотя Интернет тоже помог! Радовалась, когда к некоторым песням находила поэтический перевод! Правда, его тоже надо было «переводить» на язык спектакля. Однако всё получилось. И это здорово.

Что собой представляет театр на сегодняшний день: сколько участников, каков репертуар, возможности и т.д.?

-Сейчас в театре 22 артиста. Это молодые люди от 17 до 30 лет. Талантливые и чуть одержимые (а без этого никак) люди. Многие из них доказали свое право называть себя артистами на всевозможных вокальных и театральных конкурсах. О репертуаре скажу кратко: мы поем всё. Но! Не все. Пусть это кому-то покажется нескромным, но в репертуаре коллектива только шедевры! И совершенно не важно, какого они музыкального стиля или жанра. Это может быть и сложнейшая ария из мюзикла, и простая фронтовая песенка. Ведь что такое шедевр? На мой взгляд, это то, что добирается до глубины души. Прежде всего - артиста. И если он любит то, что исполняет и делает это профессионально и искренне, зритель обязательно откликнется, не будет спрашивать: «это что... это джаз?». Зритель найдет эту музыку и будет её слушать! А потом поймет, что это был джаз, с которым он раньше просто не сталкивался, которого не знал, а потому и не любил… Вот нисколечко не лукавлю, именно так было после нашего концерта «Без времени и без границ»… Возможности театра? Творческие - без границ, все остальные возможности - вопрос материальный. Театр сам «зарабатывает» себе на жизнь. Но, может, в этом и плюс? Никому ничего не должны, а значит свободны.

Каковы основные достижения театра, на ваш взгляд?

-Это и есть главное достижение. Так уж получается, что мы не просто дарим настроение, красивый визуальный ряд (костюмы, грим, декорации, актерская игра, танцы - это всё есть в наших спектаклях и концертах), хороший вокал. Мы просвещаем нашего зрителя. А это, уж поверьте, серьезно! А самое главное - мы видим по нашему зрителю, что от встречи к встрече он становится всё более разносторонним в музыкальном плане и его требования к театру возрастают. Это безумно приятно, но и нам приходится каждый раз поднимать планку. «Угостив» однажды хорошей музыкой, потом мы уже не имеем права «жадничать». И, конечно, тем, кто в музыке человек не случайный, мы дарим «живое» исполнение того репертуара, который он уже любит и знает. Как-то мы показывали театрализованное представление по творчеству Джорджа Гершвина и один из зрителей, хорошо знакомый с музыкой этого композитора, в беседе после показа сказал: «А знаешь, спасибо! Я так давно его не слушал. Вот сейчас приду домой и включу «Порги и Бесс»...».

Планы, конечно же, интересуют на ближайшее время…

-Планов масса: успеть бы их осуществить! Ну, а ближайшие выступление с большими программами - 9 мая и День города.

Ещё хотел спросить, есть ли аналоги в городе, в стране?

-Мы два года подряд принимали участие в театральном фестивале в городе Пушкино (Московская область) и очень дружим с художественным руководителем местного профессионального музыкального театра Борисом Урецким. На этот фестиваль он активно искал новые молодежные коллективы, ездил по городам страны. Собственно, с его подачи мы там и оказались. Два года назад мы приглашали Бориса к нам на премьеру. Так вот, Борис нам и сказал, что не знает коллективов, подобных нашему. И ещё (это тоже его слова, а совсем не мой политический ход) Новгород должен сделать наш театр муниципальным городским музыкальным театром. Хотелось бы, но... Жан, мы же понимаем, что если в городе недавно закрылась музыкальная школа, открытие театра – и вовсе небывальщина…

Расскажите подробнее об артистах «Водевиля».

-Это совершенно уникальные люди. У каждого из них своя творческая судьба и, как правило, успешная. Ведь творческая жизнь театра бурлит, а значит - надо соответствовать требованиям этой жизни. Наш коллектив не для тех, кто пришел «повыступать, покрасоваться» на сцене... В «Водевиле» приходится трудиться, иначе не получится, иначе ты не туда попал... А ведь кроме творческой жизни есть ещё и обычная, в которой масса проблем и хроническая нехватка времени. Наши артисты - это учащиеся выпускных классов школ, мы с Вами знаем, как им сейчас непросто... Это студенты - там вообще беда, нагрузка. У артистов постарше – семьи, работа. К примеру, наша «Весна» - Наталья Жемчужина - мама двоих детей. Дважды была в «отпуске» в связи с рождением ребенка и каждый раз возвращалась в коллектив… И вот при всех сложностях и обстоятельствах ребята увлечены театром, ходят на репетиции, учат репертуар и очень ответственно относятся к любимому делу. А самое главное - я верю в них, а они верят мне.

***

Больше информации о театре «Водевиль» можно найти в электронном сообществе в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/vodevil53 .

В статье использованы изображения из электронной группы театра "Водевиль", из архивов Ольги Курзиной и Евгении Дмитриевой. Авторы фотографий со спектакля "В ожидании весны" - Юлия Васильева, Елена Егорова, Елена Виноградова.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: