ГлавнаяСтатьиКеннет Грив освежил балетный шедевр Чайковского
Опубликовано 21.03.2017 в 14:24, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Наталья Ершова)
Показов: 144

Кеннет Грив освежил балетный шедевр Чайковского

По мнению датского танцовщика, хореографа, директора и художественного руководителя Национального балета Финляндии Кеннета Грива, «Лебединое озеро» — это как некий священный Грааль балетного мира, к которому все стремятся.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

Без всякого сомнения, это и наиболее знаменитый балетный шедевр Чайковского, замечательную музыку которого знают и любят во всем мире. Примечательно, что спектакль «Лебединое озеро» стал первым балетом, поставленным в 1922 году на сцене финской Национальной оперы. И далеко не единственным «Лебединым озером» на финской сцене — так, к примеру, в 1957 году его ставил в Хельсинки выдающийся российский балетмейстер Асаф Мессерер.

Последнее десятилетие в истории Национального балета Финляндии, прошедшее под руководством датского хореографа, свидетельствует: Кеннет Грив умеет удивить. Директору финского Балета, обладающему внешностью сказочного принца, довелось исполнять партию Зигфрида в одиннадцати балетных версиях «Лебединого озера». Как прокомментировала финская пресса, он «рискнул» создать собственную, изменив театральное либретто и добавив в классическую постановку Петипа-Иванова современную хореографию. Это была первая балетная постановка Грива в Финляндии — премьера спектакля в 2009-м году имела успех, и все последующие представления прошли с полным аншлагом.

Фото из лаборатории сценографа и художника по костюмам Карин Бетц.

К удовольствию финской публики, в этом году «Лебединое озеро» Кеннета Грива вновь фигурирует в репертуаре Национального балета. И, когда неприлично припозднившись из-за дорожных пробок, в последние минуты перед началом спектакля я пробиралась к своему журналистскому месту, оно оставалось единственным пустующим в зале.
Балет адресован зрителям «старше 6-ти лет». Грив охотно привлекает к участию в выступлениях юных питомцев балетного училища, придавая тем самым своим постановкам теплую атмосферу школьного спектакля. Он, в принципе, желает, чтобы в театре бывали дети и знакомились с танцем и классической музыкой. Грив уверен, что балетные шедевры способны научить детей самостоятельно интерпретировать происходящее вместо того, чтобы читать готовые ответы на экране смартфона.
Его балет «Лебединое озеро» начинается сценой, возвращающей зрителей в детство Зигфрида — маленькому принцу и его другу Бенно няня читает перед сном волшебную сказку о лебедином озере и заколдованной злым волшебником принцессе. Похожий прием Кеннет Грив использует и в своей постановке «Снежная королева» — в следующей картине дети просыпаются уже взрослыми.
В спектакле, на котором побывала я, партию взрослого Бенно исполнял темнокожий танцовщик, бразилец по происхождению, Джонатан Родригес, в которого неожиданно «превращается» розовощекий белокурый малыш, исполнитель роли Бенно в детстве. Было трудно удержаться от невольной улыбки, две сидевшие передо мной солидные дамы многозначительно переглянулись, финская публика корректно безмолствовала.

Иностранные лица давно стали привычными на финской сцене, и в целом в Национальной опере и в Балете Финляндии работают представители 32 национальностей, в том числе и наши российские соотечественники.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

«Свежая концепция» постановки Кеннета Грива начинается сразу с завязки сюжета. «Я никогда не мог понять, — признается он, — почему принц влюбляется в птицу. В моей версии принц встречает Одетту в образе прекрасной женщины.»

Нам, выросшим, можно сказать, со «Сказкой о царе Салтане» в руках, в этом отношении проще: Царевна-Лебедь вполне узнаваемый персонаж, живая реалия русских сказок и искусства в целом. И вообще, как утверждают наши филологи, «весь песенно-сказочный фольклор Руси и поэзия России расцветали под сенью лебединых крыльев.»

У Грива Одетта впервые появляется на сцене не в пышной белоснежной пачке и не на таинственном озере, а из темного дымящегося провала на заднике сцены и в плотно облегающем фигуру балерины трико телесного цвета. Зрители с первых картин подготовлены к новшествам, внесенным Гривом в классическое либретто, и элементы современной и, на мой взгляд, удачной хореографии вместе с эффектным использованием видеопроекций Йоуки Валкамы смотрятся весьма органично.

Фото из лаборатории сценографа и художника по костюмам Карин Бетц.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета трудно найти хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением ее фрагментами не балетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход.

Кеннет Грив практически отдает дань уже сложившейся современной традиции в интерпретации «Лебединого озера», в том числе и выдвинув в своей версии мотив гомоэротической любви Бенно к принцу Зигфриду. Во время лесной охоты Зигфрид видит белоснежного лебедя, который в полночь превращается на один час в юную принцессу Одетту. Но она во власти злого чародея Ротбарта, и под действием его магии вновь становится лебедем. Бенно осознает, что любовь принца отдана прекрасной принцессе, и, оскорбленный безответностью к своему чувству, предает друга, вступая в союз с Ротбартом. И здесь зрителей поджидает главная неожиданность: коварный злодей (все-таки стоит читать программку перед началом спектакля!) превращает Бенно в черного лебедя, то есть в Одиллию.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

Впрочем, ее партию, как и партию Одетты, по традиции исполняет одна балерина — техничная и выразительная чешка Никола Марова. Вместе со своим соотечественником в роли Зигфрида Михалом Крчмаржем она составляет великолепную пару, заслужившую искренние аплодисменты публики.
Конечно, линию Бенно-Зигфрида можно расценивать как своего рода аллюзию на жизненные метания Чайковского, все больше обращающие на себя внимание современных постановщиков. В изложении Грива этот сюжетный поворот выглядит достаточно деликатно и, вероятно, не вызывает вопросов у зрителей самой младшей возрастной группы.

Далее все знакомо: принц уговаривает злого чародея привести в замок заколдованную принцессу, и Ротбарт доставляет ему черного лебедя — Одиллию, с которой принц обручается. Кордебалет в виде черных лебедей заменен толпой живописных лохматых привидений в исполнении учащихся балетного училища, сопровождающих появление Ротбарта на заключительном балу в замке. Привидения — практически обиходная североевропейская тема, что, очевидно, и послужило причиной введения этих сценических персонажей в «Лебединое озеро» Кеннета Грива.

Обман раскрывается, принц в отчаянии разыскивает на озере Одетту и просит у нее прощения. Ротбарт пытается воспрепятствовать их союзу, но Бенно, оказавшийся жертвой обмана, решает спасти друга и в конце концов жертвует жизнью, бросаясь в темный провал вместе со злым чародеем. Принцесса освобождена от злых чар и вновь превращается в прелестную земную женщину в том обличье, в котором зрители увидели ее в начале действия. Балет заканчивается счастливым концом и торжеством любви Зигфрида и Одетты.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

Кеннет Грев смело «уплотнил» сюжет, сократив спектакль до двух с половиной часов. Он сократил так называмые характерные танцы на балу в замке, поставив русский, испанский и венгерский танцы в обновленной хореографии. Зато добавил танцевального времени Ротбарту, партию которого (в очередь с другими артистами) замечательно исполняет Габриэль Давидссон.

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей — сохранен в классическом виде. Синхронность исполнительниц здесь должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

И когда один из маленьких лебедей начинает сбоить, подпрыгивая вразнобой со своими товарищами, в голову проникает крамольная мысль — может, так и задумано? Особенно, если вспомнить ремарку Чайковского, поясняющую данный номер: «Девушки-лебеди учат танцевать лебедят»... Привыкли мы к академизму русской балетной школы — до седьмого пота у станка, и никто не уходит из репетиционного зала, пока не свалится! Вон у Мэтью Боурна танец маленьких лебедей вообще исполняют четверо уморительных, «неоперившихся» пареньков — в каких-то общипанных укороченных штанишках, мечутся по сцене поодиночке и попарно, и мило так выглядит, и это уже стало классикой современного танца!
Правда, Кеннет Грив открестился от революционного опыта Боурна, объявив, что у него и желания не возникало менять самые кульминационные моменты классической версии из уважения к балетному шедевру Мариуса Петипа и Льва Иванова 1895 года.

Он сохранил из общепринятой балетной версии белое адажио, танцы Одетты и лебедей, «черное» па-де-де — дуэт Зигфрида и Одиллии с ее знаменитыми 32 фуэте. Зато в танцах лебедей у волшебного озера Гривом создана полностью новая, динамичная и выразительная хореография.
Женский кордебалет в спектакле выглядит очень достойно, а вот мужская составляющая в массовых танцах, на мой взгляд, несколько уступает высоким требованиям ведущего театра страны. Танцуют артисты с большим подъемом, но порой каждый слегка по-своему, отчего вспоминается, что и у балетных исполнителей имеется свой профсоюз, который, очевидно, исправно следит за правами трудящихся сцены.

Декорации и костюмы в спектакле просто великолепны. Грив пригласил для их создания знаменитого датского сценографа и дизайнера Карин Бетц, в послужном списке которой значится почти сто ярчайших постановок в театрах своей страны и за рубежом. Ее оформление оригинально и заметно отличается от привычного, а в изготовлении балетных пачек использованы настоящие перья.

Фото из лаборатории сценографа и художника по костюмам Карин Бетц.

Фото из лаборатории сценографа и художника по костюмам Карин Бетц.

Световые эффекты Микки Кунтту и видеопроекции Йоуки Валкамы восемь лет назад, вероятно, выглядели настоящим технологическим прорывом. Кстати, и сейчас визуальное оформление гармонично и эмоционально вписывается в действие спектакля.

Известный финский хореограф Микко Ниссинен, балетный танцовщик в прошлом, давно и успешно возглавляющий Балет Торонто, считает, что Кеннет Грив внес в финскую балетную труппу «хорошую энергетику». Но проблема, по мнению Ниссинена, состоит в том, что Финляндия — маленькая страна, и «материала мало». Тем не менее, он признает наличие «сильных сторон» у финского балета, и прежде всего в современном танце.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

«Лебединое озеро» Кеннета Грива смотрится легко и с интересом. Он многое сумел сделать почти за 10 лет работы руководителем Национального Балета Финляндии, став, по выражению финской прессы, «всей нации Гривом». В 2018 году он завершает свою деятельность на посту директора и художественного руководителя Национального Балета Финляндии, так как по семейным причинам намеревается переехать во Францию. Финальным и, надо полагать, мощным аккордом его финской карьеры должен стать балет «Калевала», премьера которого намечена на осень этого года.
К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает 140 лет. Самые яркие традиции классической школы сохраняются, но каждый хореограф вносит в свою постановку нечто новое.

Один из представителей династии Плисецких-Мессереров Михаил Мессерер, возглавляющий балет Михайловского театра в Санкт-Петербурге и начавший там свою работу с «Лебединого озера» в «старомосковской» версии, — как-то сказал в интервью: «Жизнь меняется, для того чтобы балет смотрелся интересно, нужно поставить себя на место авторов-постановщиков и представить, чтó бы они придумали сегодня. Если балетный спектакль не обновляется, он умирает.»

Как показывает жизнь, «Лебединому озеру» от Кеннета Грива не грозит эта горькая участь. Так же как и восемь лет назад, в год премьеры его постановки на сцене Национальной оперы, билеты на все 11 спектаклей нынешнего театрального сезона распроданы полностью.

Фото из фотобанка Национальной оперы и Национального балета Финляндии © 2017 Jonas Lundqvist

ЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ "ТЕАТР"

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: