ГлавнаяСтатьиТемнокожий колобок — женщина?
Опубликовано 21.03.2017 в 12:34, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)
Показов: 1156

Темнокожий колобок — женщина?

Физик и художник дали мастер-класс по рисованию в Великом Новгороде.

В воскресенье, 12 марта в мастерской-музее реалистической живописи А. Варенцова прошло два события. Мастер-классы давали московские гости: Андрей Нечаев — физик, путешественник, фотограф, писатель и художник-иллюстратор, искусствовед Азарий Горчаков, которые в дуэте создали очаровательную детскую книжку «Приключения кота Шарля».

Андрей Нечаев

В этот вечер мастерская шумела: на мастер-класс пришло немало людей. Посередине мастерской Александра Алексеевича — проектор, готовый показывать чудеса Камчатки взрослой и не очень аудитории. Судя по расположению стульев, мастер-класс ожидался нетипичный. Действительно, разве можно ожидать чего-то обычного от такого яркого дуэта: физика и художника. На первый взгляд, создатели детской книги «Приключения кота Шарля» произвели впечатление совершенно не сочетающихся людей, но книга говорила о том, что авторы — это сработавшаяся команда.

Азарий сразу задал тон всему мастер-классу: нужно было рисовать, что хочется, главное — рисовать. Сначала публика была в замешательстве: что же рисовать? Но уже через несколько минут заскрипели карандаши: вдохновение пришло. На вопрос о том, откуда берется вдохновение, Азарий с уверенностью отвечал:

«Нужно просто постоянно рисовать. На любой бумаге, пускай самой простой и дешевой, любым инструментом. Нужно просто рисовать. Тогда вдохновение придет».

К моему удивлению оказалось, что создатели книги ни разу до этого не были в Новгороде. На мои возражения: «Наш город ведь так близко! Как его не посетить?», гости отвечали, что самое близкое всегда остается без внимания. Однако впечатления о городе сложиться успело: город гостям понравился, а обширная экспозиция икон в новгородском музее не отпустила от себя и лишила возможности увидеть что-то ещё.

Как оказалось, сказка, изданная в 2009 году, была написана ещё в 90-ых, и много лет ждала своего часа, как и многие другие труды Андрея Нечаева. На импровизированной книжной выставке в мастерской-музее Андрей представил то, что удалось издать — это три замечательных альбома о Камчатке, альбом портретных фотографий «Жители земли» и несколько детских книг, среди которых и «Приключения кота Шарля». А Азарий представил свой альбом «Амальгама», полный философии и разных ярких иллюстраций.

Только в 2000-ых сказка «Приключения кота Шарля» нашла своего художника. Проиллюстрировать сказку — дело непростое, ведь каждый персонаж должен иметь характер и должен быть одобрен автором.

— Почему иллюстрации в книге так часто не совпадают с описанием героев автором? — спрашивает одна из участниц мастер-класса.

— Мы любим читать книги и рассматривать иллюстрации. Расхождение описания и изображения сбивает детей с толку.

— Каждый иллюстратор имеет свою точку зрения и видение героя. Иллюстратор привносит в книгу своё отношение к герою, — поясняет Азарий. Действительно, как художнику реализовать визуальный замысел автора текста? И нужно ли это вообще? Азарий считает, что в процессе совместного поиска заключается интересная особенность работы художника и автора. Например, для этой сказки долго искали визуальный образ главного персонажа — мышонка. Азарий отправлял рисунки мышей один за другим, Андрей не соглашался, так продолжалось пока не было найдено подходящее изображение. «Неудачные» варианты, кстати, не пропали без вести, а нашли свое место в мышином хороводе.

Думается, иллюстратор дополняет образ героя, добавляет ему новые черты и порой влияет на характер. На мастер-классе Азарий организовал работу «творческой лаборатории иллюстраторов» таким образом. Он предложил рисовать, отвечая на вопрос: а что, если бы колобок был женщиной или темнокожим? Как бы это повлияло на сказку? Об этом велась бурная творческая дискуссия на детском мастер-классе.

Вечером взрослая аудитория мастер-класса обсуждала более глобальные вопросы, выходя за рамки темы. Например, Азарий утверждал, что каждый провинциальный город должен иметь собственную специализацию и активно развиваться в рамках выбранного направления культурной деятельности, не оглядываясь на столицу. Эта мысль вызвала некий протест в среде старшего поколения. Наверное, легко убежать провинциалов не смотреть на столицу, будучи москвичом. Однако несогласие не переросло в большой спор — слишком уж все были поглощены зарисовками и бурлящими водами гейзеров Камчатки, о которых рассказывал Андрей.

Оба мастер-класса закончились музыкально — исполнением нескольких пьес на флейте. Утром музыкой и весёлым хороводом поздравляли с трёхлетием самого младшего «сотрудника творческой лаборатории» - Славу. Вечером в честь гостей Августина Колотева прочитала отрывок из «Алых парусов» А. Грина и «Мелодию» Р. Паулса. Ещё одну грань своего таланта открыл в этот вечер и Андрей Нечаев, исполнив свою песню под гитару.

Спасибо гостям! Будем рады вновь попытать удачу в создании иллюстраций и с удовольствием послушаем о далеких путешествиях!

Фото: Андрей Курткин

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: ДНЕВНИК ХУДОЖНИКА.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: