ГлавнаяСтатьиИнтимные разговоры с классикой
Опубликовано 18.03.2017 в 18:34, статья, раздел Сцена

Интимные разговоры с классикой

Арт-гостиная "На Дворцовой" существует уже несколько лет. Вас здесь ждут встречи с любимыми артистами за чашечкой ароматного кофе или чая. С ведущим артистом, Сергеем Семенцовым, мы решили поговорить подробнее об этом замечательном проекте и о его деле жизни - театре.

Задумывалась ли Арт-гостиная как театр одного актера? Почему Вы не хотите создать труппу?

— Задумывалась? Скорее как свободная площадка для творческого эксперимента.

Актеры — люди зависимые и бесправные. Их творческая судьба зависит от режиссера, директора, хороших или плохих партнеров, амплуа, репертуарной политики et cetera, et cetera. Актеры ворчат, смиряются, бунтуют, злобствуют, интригуют, брюзжат и хватаются за самую незначительную, неинтересную, схематичную роль в схематичной пьесе. Делают ее своею и вот уже защищают с пеной у рта. Такова актерская доля.

Арт-гостиная — это возможность выплеснуть накопившийся творческий потенциал, сыграть то, что хочешь, так, как хочешь, реализовать себя, как художника. Арт-гостиная — взлетная полоса для тех, кто хочет взлететь, кто хочет, чтобы его услышали! Такие были мысли.

На деле все оказалось немного по-другому. У меня режиссерское образование и мне все чего-то не хватает, хочется чего-то большего. А актеры привыкли, чтобы ими кто-то руководил, направлял их, привыкли прятаться за режиссером, свалив на него вину в случае неудачи, боятся ответственности.

И вот в Арт-гостиную потянулись творческие люди разных направлений, а актеры пока остаются в стороне.

Таким образом, Арт-гостиная — площадка для творчества, где мне ПРИХОДИТСЯ заполнять собой почти все пространство.

Создавать труппу не планирую. Предпочитаю работать на антрепризной основе.

Являетесь ли вы преемником традиций известного арт-подвала «Бродячая собака» в Петербурге?

Что вы! Совершенно не претендую. В силу своей дремучести, этот велосипед я изобрел сам и у меня были совершенно другие задачи. Кафе, где что-то почитывают, или театр, где можно выпить чаю, — есть разница?

Чем выразительное чтение произведения отличается от спектакля?

— Чтение можно слушать с закрытыми глазами, спектакль надо смотреть. Я пытаюсь найти баланс, способ подачи материала, соединяющий эти виды искусства — Театр и Чтение.

Вы ставите постановки по вашим любимым книгам или опираетесь на запросы аудитории? Расширится ли программа Арт-гостиной до современных произведений: можете сыграть героя произведения Пелевина, например?

— И здесь я пытаюсь объединить вкусовые пристрастия, хотя подбор материала чрезвычайно сложен в силу множества ограничений и требований. Что же до современных произведений, то здесь выбор еще сложнее. Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи. Классика прошла отбор временем и стала программным кодом при формировании души. Как ДНК обеспечивает хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования человека, так и классика – бесценная сокровищница всех богатств человеческого духа. Современная литература еще не прошла этот отбор и здесь приходится полагаться на вкус и актуальность и очень легко ошибиться. Именно поэтому предпочитаю классику — если даже я ошибусь, автор мне поможет, уровень и мощь произведения, надо только бережно к нему относиться.

К детям и взрослым, пришедшим на Ваш спектакль, разный подход?

— Подход один. Восприятие разное. И это дорогого стоит. Классические произведения настолько глубоки и многогранны, что каждый возраст найдет в ней что-то свое.

От чего вы получаете больший энергетический заряд – от камерного спектакля или от постановки на большой сцене?

— Трудный вопрос. Чтение книги — это разговор с автором. Интимный разговор. Сохранить эту интимность при публичном прочтении очень трудно и чем больше зрителей, тем труднее. И дело не в количестве, а в расстоянии. Если о сокровенных мыслях и чувствах кричат для 28 ряда, то ни 1, ни 28 ряд не поверят. Микрофон помогает донести шепотом сказанные слова, но как транслировать весь комплекс чувств и эмоций, глаза, улыбку, мельчайшие оттенки и детали? А без этого картина не полная. И нет того эмоционального отклика, который достигается в камерной обстановке. Переход некоторых спектаклей на большую сцену возможен только при решении этой сложной задачи. Но, уж если это удается, тогда энергия огромного зала захлестывает, как цунами.

И, все же, читать на уроках в школе мне нравится больше всего. Там я вижу глаза детей, а в театре они отрезаны огнями прожекторов и софитов.

Как так получилось, что Вы снова вернулись в Новгород, к новгородским зрителям-слушателям? Чем Вам близок Новгород и чем дорога новгородская публика?

Все очень просто. Здесь живет мой любимый человек, здесь меня любят и знают. И я люблю и знаю новгородцев.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: