ГлавнаяСтатьиМама, купи! Сколько игрушек нужно ребёнку до 3 лет
Опубликовано 16.03.2017 в 16:13, статья, раздел Дети, рубрика Детский час

Мама, купи! Сколько игрушек нужно ребёнку до 3 лет

При создании развивающей среды для детей раннего возраста, важно помнить о том, что малыши с года до трех лет активно исследуют предметный мир и, кроме того, нуждаются в повышенной двигательной активности.

Поэтому, желательно, что бы детская комната менялась следом за взрослеющим ребенком.

Именно в этом возрасте особое внимание стоит уделить предметно-развивающей среде. Игрушки должны быть разнообразны. Две основные категории игрушек, которыми стоит обзавестись – это дидактические и сюжетно-ролевые игрушки. В первую группу входят пособия, содержащие в себе некую логическую закономерность, которую ребенок может самостоятельно выявить и воспроизвести в игре. Раньше мамы сами делали развивающие пособия, но современные магазины сегодня предлагают хорошее разнообразие подобных игрушек. Пирамидки, коробки форм, мозаики, составные картинки и фигуры, книги и раскраски. Играя с ними, дети узнают о названиях предметов и явлений, об их свойствах и об отношениях между ними.

И здесь есть очень важный момент. Участие взрослого в этой игре! Роль взрослого сводится к тому, что бы заинтересовать и создать условия для самостоятельной игры. Что полезней для развития ребенка – повторить за мамой и очень быстро научиться по памяти собирать игрушку, либо потратить значительно больше времени, но самостоятельно догадаться о том, что игрушку надо собрать по определенным правилам? Если Вы выбрали второй путь, значит Вы развиваете мышление своего ребенка – высшую психическую функцию человека. Для этого рекомендую всегда хранить дидактические игрушки в одном и том же месте и правильно собранными. Раскиданные по коробкам в разобранном виде даже очень хорошие игрушки – это просто мусор!

Игрушки для сюжетно-ролевых игр имитируют предметы взрослого мира. Они должны быть качественно изготовленными и похожими на настоящие предметы из мира взрослых. Не секрет, что сами дети предпочли бы играть с оригиналами предметов, а не с их игрушечной имитацией. Что бы заинтересовать ребенка игрушка должна быть "как настоящая". Однако стоит избегать электронных сложных и дорогих имитаций, они оставляют мало места для фантазии и для активности.

Ребенок до трех лет пока не играет в сюжетно-ролевые игры, так зачем же ему эти игрушки, может стоит подождать и купить набор доктора, парикмахера, продавца, юной хозяйки или строителя после трех лет? Ведь наборы, купленные так рано, скорее всего, будут поломаны или растеряны и к возрасту, когда ребенок будет готов примерить на себя роль и играть с другими детьми придется покупать наборы заново. Дело в том, что эти игрушки необходимы ребенку для того, что бы изучить предметы и их функции. Как он будет это делать? Сначала смотреть, потом осязать (и не только руками), потом соотносить с другими предметами. С какими? Со всеми! Ответом на вопрос "Зачем ты это туда засунул?", в лучшем случае бывает "Хотел посмотреть поместиться оно туда или нет". Затем предмет будет разобран на части. Кроме того ребенок будет монотонно воспроизводить одну и ту же функцию предмета, не выстраивая сюжета. Например, просто катать машину, не прокладывая сложного пути и не играя с другими детьми; вновь и вновь подносить всем ложку ко рту, или постоянно ею что то размешивать "как мама" брать трубку телефона и говорить "Але" и так далее. И наконец, когда появится речь, ребенок будет уже не просто повторять подсмотренные за взрослыми движения, а станет спрашивать о названиях предметов и о том, для чего они нужны. И тут важно помочь ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, отвечая на его вопросы дарить ему развивающее общение.

При всем разнообразии, игрушек не должно быть слишком много. Ребенок не будет ими дорожить, его внимание будет скакать, потому что оно пока непроизвольно. Хорошо бы, чтобы у сюжетно-ролевых игрушек были постоянные места в закрытых легкодоступных коробках, а дидактические игрушки аккуратно расположены на открытых полках. Сама по себе стабильность и доступность среды – уже будут развивающими. Ребенок в такой среде развивается активным, самостоятельным, а порядок, к которому он привыкает в предметной среде постепенно станет частью его внутреннего мира и перерастет в аккуратность, последовательность мышления и поступков.

Еще один важный момент организации развивающей предметной среды – ее зонирование. Мы все понимаем, что там, где ребенок спит, не должно быть отвлекающих и возбуждающих его телевизора, компьютера, игрушек. Иначе он не будет высыпаться. Но и к зоне, где ребенок играет, стоит отнестись с той же долей уважения, ведь игра – это главная деятельность в его жизни. Именно в ней и происходит все самое важное в его развитии. Хорошо бы продумать пространство так, что б у ребенка была безопасная зона для активных игр (удобное покрытие на полу, спортивные снаряды, разборные лабиринты), зона для творчества (удобный стол и стул, доступно и аккуратно размещенные материалы, хорошее освещение), зона для игр (место, где можно никому не мешая разложить игрушки), зона для отдыха (это может быть палатка, матрасик, диванчик, зону возможно оформить картинами приятными и интересными ребенку), зона для чтения (книжный уголок), зона, связанная с особым интересом ребенка (например, природный уголок в котором развешаны репродукции изображающие природу, расположены игрушки изображающие животных и растения; или уголок с машинками; или комната для любимой куклы; или музыкальный уголок и пр.).

Подбирая детский развивающий центр для ребенка этого возраста, обратите внимание на наличие дорогих и разнообразных пособий, которые Вы не можете себе позволить дома. Рекомендую посещать развивающие занятия вместе с ребенком. Из всех форм детских садов детям до трех лет предпочтительны группы кратковременного пребывания и малой наполняемости до шести человек. Остальные формы яслей призываю родителей рассматривать как крайнюю и вынужденную меру. Как я уже писала не раз – благоприятная развивающая среда для ребенка до трех лет невозможна без присутствия в ней родителей.

Каким бы Вы не создали пространство вокруг своего ребенка, главным фактором развития все же остается Ваше стремление впустить его в свою среду, максимально приспособив ее под возможности и потребности ребенка, для того что бы гордиться его успехами в самостоятельном освоении нашей с Вами взрослой жизни. Желаю Вам успехов в этом увлекательном деле.

Читайте по теме:

http://okultureno.ru/journal/view?id=1881
http://okultureno.ru/journal/view?id=1930
http://okultureno.ru/journal/view?id=1974

Психолог детского развивающего центра Позитив

Калина Виктория Владимировна

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: