ГлавнаяСтатьиРусская любовь к Ирландии или почему Святой Патрик нам как родной
Опубликовано 14.03.2017 в 15:27, статья, раздел Жизнь
автор: Андрей Алексеев
Показов: 434

Русская любовь к Ирландии или почему Святой Патрик нам как родной

Март на дворе — значит, близится День Святого Патрика, покровителя Ирландии. И многие в России готовятся его отмечать. В России. День покровителя Ирландии (и Нигерии, кстати). Не, ну а почему нет? День взятия Бастилии не скоро ещё — так отметим ДСП.

Почему именно Святой Патрик, почему Ирландия? Если коротко, Святой Патрик — это ирландский миссионер, в результате деятельности которого в Ирландии было принято христианство. День Святого Патрика — это день его смерти. Но почему этот день всё с большим размахом празднуется в наших широтах? Ответить на этот вопрос сложно, но можно отметить несколько моментов, которые возможно прольют немного света на это любопытное явление.

Очевидно, не последнее место здесь занимает интерес к ирландской культуре вообще, и к музыке в частности. И лично на меня повлияли в этом смысле два момента.

Во-первых, танцы. А точнее, шоу Riverdance. Появилось оно в середине 90-х, я его увидел (не живьём, разумеется) лет на десять позже, но впечатлений было немало. Танцы в мягкой обуви меня не сильно зацепили (и сейчас не цепляют, каюсь), а вот степ под ирландскую музыку, как сейчас говорят, «зашёл». В пользу того, что впечатлило это не только меня, говорит количество существующих в наши дни танцевальных коллективов, специализирующихся на ирландской музыке. Даже в нашем относительно небольшом городе таких коллективов какое-то время было больше одного.

Во-вторых, музыка. А точнее, музыка уличная. Если человек набирается смелости выйти на улицу с инструментом (музыкальным; шуруповёрт — дело хорошее, но об этом в другой раз), то на 90 процентов этим инструментов будет гитара. А если этих человек несколько? Ну, 14 гитар — это круто, конечно, однако для того, чтоб делать что-то интересное, надо, чтобы каждый, как минимум, окончил муз. училище. И вот тут встаёт вопрос расширения состава инструментов. Окей, барабан. Пущай будет. Но что делать ещё троим? Скрипка — очень сложно. Жалейка — попробуй, поиграй; тоже инструмент, непростой в освоении. Гобой? Волторна? Терминвокс? И тут пытливый русский ум уличного музыканта натыкается на замечательный инструмент, в который легко дуть, а аппликатуры вполне можно выучить за пару недель. Teen whistle. Традиционный ИРЛАНДСКИЙ инструмент.

Отлично, вистл освоили, но что на нём играть? Русскую народную музыку? Она далеко не всегда ритмически проста для исполнения, да и полторы известные мелодии набили оскомину, а искать менее известные, закапываясь в фолклористику, как-то не с руки и попросту лень. Классику? В голове три мелодии, да и те что-то не сыграть. Русский рок? Не, ну можно, конечно, но возникает некое смутное чувство определённой нарочитости. Вот и приходит начинающий уличный музыкант к мысли, что на ирландском инструменте лучше всего играть ирландскую же музыку. И интересно, и не слишком сложно, да и дудка как раз под эту музыку заточена. А что касается мелодий, то как правило, это вещи старые, проверенные временем, но в то же время не затёртые для уха русского слушателя, не искушённого покамест в традиционной ирландской музыке.

Это второй фактор, повлиявший, как мне кажется, на рост популярности ирландской музыки в нашей стране.

Касаемо же ирландской культуры в целом, умные люди выделяют и более глубокие предпосылки этой самой популярности.

Причины нынешнего увлечения ирландской и кельтской культурой кроются, возможно, ещё в 50-х годах прошлого века, и идут они от русской церковной эмиграции. Русская церковь, оказавшись в Западной Европе, начала попытки возрождения западной православной традиции, практически начисто стёртых римским католичеством. И во главе этого стремления как раз и оказался ирландский святой. Это объяснялось как своеобразием созданной Святым Патриком церковной традиции, так и тем фактом, что именно ирландская церковь дольше всего сопротивлялась влиянию Рима.

Таким образом, можно сказать, что признание русской церковью Ирландских святых было указанием на существование западного православия. А для светского населения этот взгляд при преломлении давал толчок к поиску «незападного» запада, запада как интересного культурного явления, не отягощённого агрессивностью европеизма и американизма.

Говоря же о дне сегодняшнем, внимание к подобным праздникам может объяснятся и более просто. В Советском Союзе были дни, подлежащие торжественному отмечанию, и смысловая нагрузка этих Дней чётко укладывалась в господствующую идеологию. В начале 90-х Союза не стало, не стало и идеологии. Разумеется, появились новые государственные праздники, вытекающие уже из новой обстановки, но это был процесс постепенный, и что, более важно, навязанный извне. И пока этот процесс шёл, люди как губка впитывали с запада всё, что оттуда могло добраться. И не будет, наверно, большим преувеличением сказать, что для большинства русских людей это просто лишний повод встретиться с друзьями и повеселиться. Ну и выпить, ага.

Плюс, возвращаясь к музыкальной стороне вопроса, День Святого Патрика — это возможность увидеть в дном месте и в одно время людей, танцующих народные ирландские танцы (или убеждённых в том, что они танцуют именно это), и услышать людей, играющих музыку, тем или иным боком соприкасающуюся с традиционной музыкой Ирландии.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: