ГлавнаяСтатьиРассказ о человеке, который плакал лишь три раза в жизни. Часть 2
Опубликовано 9.03.2017 в 09:52, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах

Рассказ о человеке, который плакал лишь три раза в жизни. Часть 2

Читайте начало рассказа о Россини.

В 1817 году к карнавальному сезону в Риме для театра «Балле» Россини пишет одну из самых восхитительных на свете опер — «Золушку» по мотивам сказки Шарля Перро. Однако, аналогий сюжета оперы со знаменитой сказкой о скромной труженице, принце и хрустальной туфельке совсем немного. Злую мачеху заменил глупый и жадный отчим, хрустальную туфельку — браслет, а силу любви и верности испытывают преодетые в костюмы друг друга принц и его слуга.

Опера «Золушка» была написана Россини за двадцать четыре дня! При этом, он воспользовался несколькими фрагментами из других своих опер, например, взял кое-что из «Газеты, или Брака по контракту», которую сочинил всего несколькими месяцами раньше для Неаполя. Россини работал так быстро, а труппа так спешно разучивала новую оперу, что первое её исполнение состоялось через месяц после создания. Возможно, именно из-за этой спешки опера на премьере провалилась. Но второе исполнение прошло с огромным успехом, и по сей день эта опера — одно из самых популярных произведений Россини после «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля». Уважаемые читатели, я многократно слушала с необыкновенным удовольствием и чудным восторгом многие оперы Россини, но до сих пор не могу сама себе ответить на вопрос: какая из опер мне больше нравится — «Севильский цирюльник» или «Золушка». Обе оперы восхитительны, полны пленительных и остроумных мелодий и композиторских приёмов — комических скороговорок, виртуозных распевов в стиле bel canto, требующих от исполнителей наивысшего мастерства! Кстати, Россини выбрал для роли Золушки редкий тембр низкого женского голоса — колоратурное контральто. Партия Розины тоже изначально была написана для этого голоса, но затем подверглась изменениям и стала исполняться колоратурным сопрано. Вы имеете счастливую возможность побывать прямо сейчас в знаменитом миланском театре «,Ла Скала» и услышать несравненную музыку «Золушки», перед спектаклем пройти по фойе, увидеть бюст Моцарта и статуи великих итальянских оперных композиторов — Верди, Доницетти, Беллини и Россини.

В том же 1817 году Россини создаёт ещё один шедевр — оперу «Сорока — воровка или Служанка из Палезо». 19 марта 1817 года Джоаккино в письме к матери в Болонью сообщает: «Пишу оперу, которая называется „Сорока-воровка“. Либретто, недавно положенное на стихи, сводит меня с ума... сюжет превосходен». Драма простых людей, их чувства и переживания — благодатная почва для воплощения новых реалистических устремлений композитора, отхода от традиций и стиля привычных жанров итальянской оперы! Эта опера существенно отличается от предыдущих — не buffa и не seria, а драматическая опера с живыми яркими человеческими характерами, сюжет которой основан на реальной истории о том, как служанка была несправедливо обвинена в краже серебрянной ложки и повешена за это. Позже выяснилось, что ложку похитила сорока, а девушка была невиновна, в память о чём была учреждена особая месса (вид католического богослужения), названная «сорочьей». Однако, в опере Россини нет трагической развязки сюжета. Незадолго до казни главную героиню освобождают, т. к. выясняется истинная похитительница — сорока — птица, которую так привлекают блестящие предметы. В силу своего оптимизма и жизнелюбия, композитор старался избегать трагических развязок сюжетов своих опер. Даже в первой редакции оперы «Отелло» всё завершалось счастливо. Либретто «Сороки-воровки» было написано Джованни Герардини по одноимённой драме Луи Шарля Кенье и Жана Мари д`Обиньи. 31 мая 1817 года в театре «Ла Скала» состоялась премьера оперы. Зрители были буквально ошеломлены красотой и необычностью этого произведения. Успех оперы был фантастический! Россини говорил друзьям, что испытал не только радость от успеха, но и страшную усталость после сотен поклонов, которыми он должен был благодарить публику, ежеминутно прерывающую действие возгласами: «Bravo, maestro! Evviva Rossini!» Дело в том, что во время исполнения опер, Россини всегда сидел за чембало (вид клавесина) или фортепиано, аккомпанируя певцам в речитативах. И каждый раз при овациях он вставал и кланялся. Особую популярность приобрела увертюра, одна из лучших в творчестве композитора, о которой Стендаль сказал: «Может ли кто-нибудь забыть эту красочную симфонию?» Она открывается барабанной дробью, которая прозвучит во втором акте, когда главную героиню поведут на казнь, затем появляется маршевая тема, символизирующая торжество справедливости. Основная же часть увертюры написана в стиле традиционных увертюр Россини и отражает сюжетные перипетии. Это не типично для композитора, который, в отличие от многих своих современников, не связывал увертюры с сюжетными коллизиями своих опер и не использовал в них темы, которые прозвучат позже в оперных сценах. По мнению Россини, увертюра должна соответствовать общему настроению оперы, потому он и переносил иногда увертюру из одной оперы в другую.

? Увертюра к опере «Сорока-воровка». Дирижёр — Д. Гельметти

Опера «Моисей в Египте», премьера которой с большим успехом состоялась 5 марта 1818 года в неаполитанском театре «Сан-Карло», написана на библейский сюжет. Эта опера, как и «Сорока-воровка», не комическая, но героико-патриотическая. И, несмотря на то, что сюжет заимствован из Ветхого Завета, в хорах народа смысловое содержание перекликалось с нарастающим в Италии революционным движением карбонариев. Главным действующим лицом «Моисея» становится не молодой герой-любовник, а умудрённый годами вождь. Его партия поручена не женскому голосу, как в операх-seria начала века, не тенору, а басу, который нередко выступает корифеем хора. Виртуозные арии отходят на второй план, уступая место массовым сценам, прежде всего хоровым, близким по мелодике итальянским народным песням. Оноре де Бальзак, прослушав «Моисея», сказал: «Эта музыка поднимает склонённые головы и вселяет надежду в самые ленивые сердца», а также, что когда он слушал молитву народа о переходе через Красное море, ему казалось, что он «присутствует при освобождении Италии».

В том же 1818 году театр в родном городе Россини — Пезаро, который построили в 1637 году и который в то время назывался «Театр дель Соле» («Театр Солнца»), перестроили и переименовали в честь композитора. В этом театре по сей день звучат произведения разных аторов, но особое место в репертуаре занимают оперы Россини, проводится ежегодный международный фестиваль, посвящённый его творчеству.

Театр имени Россини в Пезаро

В 1819 году 27-летний Россини по ходатайству министра внутренних дел Итальянского королевства решением принца Евгения (Эжен де Богарне — вице-король Италии, пасынок Наполеона) был освобождён от военной службы. Однако, когда в 1820 году в Неаполе вспыхнуло революционное восстание, руководимое офицерами-карбонариями, он вступил в ряды национальной гвардии. Особенно популярна стала в это время его опера «Танкред». Её успех был связан не только с превосходной музыкой, но и с содержанием, проникнутым патриотическим духом, столь созвучным национально-освободительному движению за воссоединение Италии, развернувшемуся в это время. Общественный резонанс, вызванный операми Россини, создание им по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии — все это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. Он же отнюдь не считал себя политически настроенным человеком и в одном из писем писал: «Я никогда не вмешивался в политику. Я был музыкантом, и мне никогда не приходило в голову стать кем-либо другим, даже если я испытывал живейшее участие к тому, что происходило в мире, и особенно к судьбе своей родины».

Россини в 1820-е годы

В 1822 году Россини в сопровождении жены (Изабеллы Кольбран) покинул Италию и заключил контракт с директором Венской оперы на постановку новой оперы «Зельмира». Популярность композитора в Вене приобрела невиданный размах — толпы почитателей, следующие по пятам, газетные полосы, посвящённые Россини, позолоченный трон, который перевозился для него из зала в зал, парики и галстук a la Россини. Он был нарасхват как певец и аккомпаниатор. Вечера за роялем приносили значительные доходы в виде ценных подарков и сбора от проданных билетов. Французский композитор Даниэль Обер писал, что «после игры Россини на рояле, казалось, что клавиши дымятся!» Будучи превосходным певцом — баритоном (!), Россини иногда давал мастер-классы, получая высокие гонорары, но даже они, по его мнению, не могли компенсировать «мучений» от занятий с бездарными дилетантами.

С юных лет и до конца жизни Россини был поклонником творчества Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта и Бетховена, с любовью изучал их произведения. (У Россини даже была любимая булавка с портретом Генделя, которую он носил и на приёмах и дома.) Однажды он сказал: «Если Бетховен — это чудо среди людей, то Бах — чудо среди богов». Приехав в Вену, он в первую очередь постарался познакомиться с Бетховеном. Глухой, больной композитор принял его в своём бедном жилище. В связи с полной потерей слуха Бетховеном, беседа между композиторами велась в письменной форме. Бетховена интересовали итальянские оперные театры, певцы, постановка опер Моцарта в Италии. Великий немец перед встречей просмотрел партитуры Россини, услышал их внутренним слухом и назвал его талантливым композитором, тратящим на оперные сочинения столько дней, сколько немецкие музыканты — месяцев. Сочувствуя Бетховену, Россини открыл подписной лист в помощь великому композитору. Преклоняясь перед гением Бетховена, Россини, прослушав его симфонию № 3 «Героическую», сказал: «Написав такую музыку, можно согласиться стать глухим, чтобы больше ничего уже не слышать, потому что услышать что-либо более прекрасное всё равно уже невозможно!»

В Вене Россини приглашали в самые изысканные салоны. Чтобы ответить на все приглашения, он должен был бы обедать по 100 раз в день! О чём он не преминул пошутить: «Это слишком много даже для самого страстного любителя хорошо поесть, как я».

В 1823 году Россини с группой итальянских певцов был приглашён в Лондон для исполнения своих опер. Там он дирижировал постановками, выступал как певец и аккомпаниатор в концертах.

В 1824 году композитор принимает предложение занять пост директора «Театр Итальен» в Париже и надолго остаётся во Франции. Через два года он получает должность королевского композитора и инспектора пения. Изучив традиции французской музыка и вкусы публики, Россини редактирует свои оперы «Моисей» и «Магомет II», получивший во французской редакции название «Осада Коринфа». Кроме того, он решил написать оперу специально для Парижа. Первые пробы были сделаны в жанре французской Grand opera (Большой оперы), в итоге была сочинена опера комическая, либретто которой было написано Эженом Скрибом и Шарлем Гаспаром Делетр-Пуарсоном по сюжету их же комедии «Граф Ори», написанной на основе старинной пикардийской баллады, события в которой происходят в XIII веке. При содействии Россини в театре ставится много итальянских опер, причём публика узнаёт произведения молодых Гаэтано Доницетти (на фото слева) и Винченцо Беллини.

Россини был не только инициатором исполнения опер начинающих композиторов, но и помогал им профессиональными и жизненными советами и деньгами. Великий маэстро никогда не мучился завистью и пристрастиям к интригам. Когда в 1835 году на 34-м году жизни скончался Беллини (на фото справа) — автор 11 опер, среди которых знаменитая «Норма» (именно в ней звучит ария «Casta diva»), Россини организовал подписку на сбор денег для организации похорон и установку памятника. Он писал: «Гений Беллини и сам он оставили в моей душе такое глубокое, такое горячее восхищение, что время не сможет стереть его. У него была прекраснейшая душа, изысканно нежная, и мы всегда будем оплакивать его. Он вознёсся на вершины славы и мог бы создать новые шедевры».

? Ария Нормы из оперы Беллини «Норма». Исп. Мария Каллас

В 1825 г. для Россини по его заказу был построен дворец в Пасси, недалеко от Парижа. Подобно всем итальянским дворцам, он представлял собой сочетание мраморных колонн, фресок и картин, в нём было много воздуха, тени, прохлады, роз и камелий. Дворец был столь велик, что его пространства хватило бы для того, чтобы там устроили танцы жители трёх-четырёх французских домов. Россини с удовольствием жил в своём дворце, где писал музыку, принимал многочисленных друзей, которых обожал угощать блюдами собственного приготовления. Он был всегда неизменно весел, всегда искрился остроумием и вдохновением. Однако его жена не всегда находилась в прекрасном расположении духа. А причиной было то, что она, знаменитая некогда певица Изабелла Кольбран, стала стремительно терять голос и нередко пела фальшиво. В 1823 году она исполняла главную роль в новом шедевре своего мужа — «Семирамиде». «Семирамида» оказалась последней оперой, в которой она пела. Вскоре после этого Изабелла перестала выступать на сцене, хотя и пела ещё изредка в салонных концертах. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, она начала играть в карты и сильно пристрастилась к этому занятию. Это стало одной из причин того, что супруги Россини всё больше отдалялись друг от друга. Композитору становилось трудно переносить вздорный характер своей избалованной жены. Позже, в 1832 году, когда Россини встретит и полюбит Олимпию Пелисье, он поймёт, что раставание с Кольбран неизбежно. В Олимпию были влюблены Бальзак, Эжен Сю, герцоги и государственные деятели.

Олимпия Пелисье. Портрет художника Ораса Верне

Сохранилась рукопись произведения, в которой рукой Россини написано: «Giovanna D’Arco. Cantata a voce sola con accompagnamento di piano, espressamente composta per Madamigella Olimpia Pélissier da Rossini, Parigi 1832» («Жанна д’Арк». Кантата для сольного голоса в сопровождении фортепиано, специально сочинённая Россини для мадемуазель Олимпии Пелисье, Париж 1832«). В 1837 году супруги Россини расстанутся, и Олимпия, которая станет его спутницей до конца жизни, поселится в доме Джоаккино. Однако, их официальное бракосочетание состоится лишь через год после смерти его первой жены — Изабеллы Кольбран. Она же остаток дней проведёт в своём имении Кастеназо, где и умрёт 7 октября 1845 года в полном одиночестве. Забыты будут и песни, которых она немало сочинила за свою жизнь.

В начале 1829 года Россини (портрет слева) задумывает написать оперу «Вильгельм Телль», непохожую на те произведения, которые он сочинил прежде. Эта опера стала образцом нового жанра — героико-романтическая опера. В ней ярко выражена национально — патриотическая идея, в соответствии с которой развёрнутые сольные партии героев уступили место хоровым массовым сценам. «Вильгельму Теллю» Россини посвятил шесть месяцев. Все партии он писал заново, не используя фрагменты их других опер. Музыкальная обрисовка австрийских солдат-захватчиков у Россини намеренно эмоционально бедна и однообразна. Напротив, для швейцарского народа, отказавшегося подчиниться поработителям, композитор написал многообразные, мелодичные, богатые ритмически темы. Он использовал народные песни альпийских и тирольских пастухов, добавив им итальянскую гибкость и поэтичность. В августе 1829 года состоялась премьера оперы. Король Франции Карл Х был восхищён и наградил Россини Орденом Почётного Легиона.

Публика же отнеслась к опере холодно. Во-первых, действие растянулось на четыре часа, а во-вторых, новые музыкальные приёмы, созданные композитором, от которого ждали музыки лёгкой и развлекательной, оказались непривычными для восприятия. Тем не менее, Париж был потрясён. Ведь события оперы удалены от современности по времени, но восстание против угнетателей перекликалось с настроениями парижан незадолго до июльской революции 1830 года. Россини отлично понимал бунтарскую сущность произведения. В последующие дни дирекция театра сократила спектакль. Россини был возмущён и оскорблён до глубины души. Оперу открывает увертюра, создающая эмоциональную атмосферу произведения, хотя в ней и нет тематических связей с последующим музыкальным материалом оперы. Она состоит из четырёх контрастных эпизодов: 1-й символизирует образ Вильгельма Телля, 2-й — картина бури, как символа народного восстания, 3-й — пасторальный, рисующий картины народной жизни и 4-й — триумфальный марш.

? Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

Композиторы — современники очень высоко ценили «Телля». Однажды Доницетти, разговаривая с Россини об этой опере, сказал: «Признайтесь, ведь у вас был соавтор!» Россини, естественно, с большим удивлением ответил, что писал музыку один. На что Доницетти ответил: «Первый и третий акты написаны именно вами, но вот второй акт написал, несомненно, сам Господь Бог!»

«Вильгельм Телль» стала последней, 39-й оперой гениального композитора, достигшего к 37 годам небывалой славы и творческих высот. Его оперы ставились во всех странах Европы, где испанцы и португальцы не признавали другой музыки. В Германии, несмотря на злобные статьи Карла Марии Вебера, великий поэт-романтик Генрих Гейне писал: «Божественный маэстро, солнце Италии! Ты, распространяющий свои звучащие лучи по всему миру, я наслаждаюсь твоими золотыми звуками, твоими мелодическими светилами, твоими искрящимися грёзами. Это бабочки, которые так чудесно летают вокруг меня и целуют моё сердце!» В России, Индии, в Мексике и других странах Южной Америки он был самым любимым композитором. Турецкий султан наградил композитора орденом и требовал, чтобы его военный оркестр играл музыку Россини. Герцог Тосканский наградил Россини орденом святого Иосифа, а Наполеон III — титулом командора Ордена Почётного Легиона. В 1836 году Россини получает от французского правительства пожизненную пенсию, несмотря на то, что он уезжает в Италию и поселяется в Болонье в доме родителей.

В Италии Россини живёт до 1855 года. В 1839 году он получает звание Почётного президента комиссии по реформе Болонского музыкального лицея, того самого, где он когда-то учился, и где теперь преподавал, а в 1845 году его назначают директором лицея. Надо заметить, что Россини всегда был горячим сторонником консерваторий и профессионального музыкального образования. В 1848 году супруги Россини переезжают во Флоренцию. В этом же году в Италии обостряется национально-освободительное движение против австрийского владычества. Откликом композитора на эти события становится создание им национального гимна.

Россини в 1840-е годы

Закончив писать оперы, Россини не перестал сочинять музыку. Он просто делал это не столь быстро, как раньше, ибо писал не на заказ и не к определённому сроку, и обратился к другим жанрам. Это были произведения для разных инструментов: флейты, скрипки, виолончели и контрабаса; вокальный сборник «Музыкальные вечера», фортепианные пьесы и духовные произведения, среди которых наиболее известны «Торжественная месса» и «Stabat Мater» («Стояла Мать скорбящая» — духовное песнопение на латинском языке, повествующее о страданиях Богоматери у креста распятого Сына, исполняющееся в Страстную пятницу. Текст сложился в средние века, но его автор до сих пор неизвестен.)

? Дуэт для виолончели и контрабаса, финальная часть

Вокальный сборник «Музыкальные вечера» включает в себя 8 ариетт и 4 дуэта, сочинённые на итальянские тексты и не связанные сюжетом. Их объединяет беззаботное настроение, ощущение радости жизни. Вот две ариэтты: «Альпийская пастушка» с подзаголовком «Тирольская песня», в которой воспроизводится необычная манера пения (йоделирование) с возгласами и скачками, присущая жизнерадостным напевам, распространённым в горах Швейцарии и Австрии, и «Неаполитанская тарантелла».

? «Альпийская пастушка»

? «Неаполитанская тарантелла»

Продолжение рассказа читайте на следующей неделе.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: