ГлавнаяСтатьиБалетные звёзды первой величины: Психологический театр Бориса Эйфмана
Опубликовано 26.02.2017 в 08:15, статья, раздел Город и мы
автор: ОК-журнал (Наталья Ершова)
Показов: 852

Балетные звёзды первой величины: Психологический театр Бориса Эйфмана

В одном из своих интервью хореограф с мировым именем Борис Эйфман заметил:

«Сегодня заставить человека оторваться от интернета, заплатить деньги за билет и пойти смотреть балет — очень тяжело. К нам приходит зритель, которому необходимы наши эмоции и красота. С этой задачей мы справляемся — где бы мы ни гастролировали, мы собираем полные залы. Те два часа, когда мы общаемся с аудиторией, это чистая радость постижения современного русского балета.»

Борис Эйфман. Фото с сайта: http://www.eifmanballet.ru/ru/about/boris-eifman

С мнением маэстро можно только согласиться: на спектаклях его балета что за рубежом, что в России — всегда аншлаг. Моя московская подруга, мечтавшая увидеть постановки Эйфмана воочию, попросила меня заказать билеты на оба недавних спектакля на сцене финской Национальной Оперы за два месяца. По ее словам, сделать это в Москве было бы чрезвычайно трудно. Балет Эйфмана выступал на Исторической сцене Большом театре, где цены сами по себе весьма немалые, и, как бы не боролись устроители гастролей и выставок с перекупщиками, билеты мгновенно расходятся по фирмам-посредникам с существенной комиссией. В Финляндии же аналогичные фирмы скромно добавляют к стоимости билетов лишь по несколько евро за обслуживание заказа.

Соседкой моей подруги по купе в поезде «Лев Толстой» неожиданно оказалась такая же страстная любительница балета и тоже москвичка, направлявшаяся в Хельсинки на спектакли Эйфмана. А уже в зале Национальной Оперы, где проходили эти выступления, — рядом с ней сидела еще одна поклонница российского балетного искусства, на этот раз финка, которая специально приехала на спектакль из другого города: Эйфман, по ее словам, обладает в Финляндии колоссальной известностью! Кстати, подобные поездки для любителей искусства из других городов в финскую столицу здесь хорошо отлажены, и можно часто наблюдать, как вереницы нарядно одетых людей, оставив свои пальто в междугородних автобусах, бодро следуют по снежным тротуарам в Оперу.

«Чайковский. Pro et Contra». Фото из фотобанка Национальной Оперы/Национального Балета © 2016 Jevgeni Matvejev / Eifman Ballet / Suomen Kansallisooppera/Suomen Kansallisbaletti

Нынешние гастроли российской балетной труппы стали для нее уже не первыми в Финляндии и в том числе на сцене Национальной оперы.Показанные ранее спектакли театра Эйфмана, в частности, «Онегин» и «Красная Жизель», собрали полные залы и вызвали самый живой отклик со стороны финской публики.

На этот раз для гастролей были выбраны одни из самых ярких спектаклей «психологического театра» Эйфмана — «Чайковский. Pro et Contra» и «Роден» или, как охарактеризовал их сам Эйфман — «наши бестселлеры».

Премьера нового спектакля о Чайковском проходила в мае 2016 года в Санкт-Петербурге и в Хельсинки была с большим успехом впервые показана зарубежным зрителям. В центре действия — душевные и духовные метания Чайковского, по словам Эйфмана, «его борьба между Богом и дьяволом» и, конечно, личное отношение хореографа к своему герою и столь любимому им творчеству этого композитора. Работа над этим балетом шла в течение долгих 23 лет, и финские зрители увидели последнюю его трактовку.

Эйфман называет свой спектакль «Чайковский. Pro et Contra» своеобразной квинтэссенцией тех сорокалетних поисков, которые привели его к созданию современного русского психологического театра.

«Чайковский. Pro et Contra». Фото из фотобанка Национальной Оперы/Национального Балета © 2016 Jevgeni Matvejev / Eifman Ballet / Suomen Kansallisooppera/Suomen Kansallisbaletti

Балетмейстер, еще в начале своей карьеры объявленный своеобразным «диссидентом» российской хореографии,абсолютно не считает себя неким разрушителем культурных традиций и никогда не собирался «бросать классиков с парохода современности». Эйфман не отвергал ни классику, ни советский балет, ни фундаментальные законы сценического искусства.«Наоборот, — говорит он, — отталкиваясь от того, что было создано до меня, я пришел к новому типу балетного театра — всецело обращенному к духовному миру личности, несущему ни с чем несравнимые эмоции и обладающему серьезным интеллектуальным содержанием. Искренне считаю: именно представляемый нашей труппой русский психологический театр балета и является искусством будущего.»

В Финляндии выступления психологического балетного театра Эйфмана, особый творческий стиль хореографа в сочетании с высочайшей профессиональной подготовкой исполнителей воспринимают с искренним восхищением. По мнению финской критики, «звездным» является весь состав труппы — и солисты, и кордебалет.

Стремительное действие, визуально воплощающее драматический накал страстей между героями, высочайший уровень балетной техники приводит в восторг не только бурно аплодирующую публику, но и специалистов. Их, пожалуй, в первую очередь — ведь именно «балетные» отлично понимают, чего стоит мощный темп, высокая артистичность и акробатическая сложность постановок Эйфмана. Важно и то, что просторная сцена Национальной Оперы Финляндии и ее современная техническая оснащенность позволяют зрителям увидеть спектакль в задуманном виде, со всеми его световыми и сценическими эффектами. Финская критика обратила особое внимание на сценографию художника Зиновия Марголина, назвав ее чрезвычайно стильной, лаконичной и элегантной, обладающей сильной цветовой символикой.

«Чайковский. Pro et Contra». Фото из фотобанка Национальной Оперы/Национального Балета © 2016 Jevgeni Matvejev / Eifman Ballet / Suomen Kansallisooppera/Suomen Kansallisbaletti

Второй привезенный в Хельсинки спектакль — «Роден», поставленный в 2011 году на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне, — это трагическая история взаимоотношений скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. «На языке тела мы говорим в этой постановке о страсти, внутренней борьбе, отчаянии — обо всех явлениях жизни человеческого духа, которые были воплощены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе, — говорит о своей постановке Эйфман. — Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений — вот к чему стремился я, сочиняя новый балет. Это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И конечно же, о тех муках и таинствах творчества, которые всегда будут волновать художника.»

Эйфман не ставит задачу «иллюстрировать» работы Родена — он находит собственные, удивительно пластичные и выразительные хореографические решения для сцен создания великим мастером своих знаменитых скульптур. Они оживают, становятся узнаваемыми и вызывают в памяти шедевры Роденас представительной выставки его произведений, проходившей год назад в финском музее искусств «Атенеум». Гостил тогда в Хельсинки и один из «Мыслителей» французского скульптора — пятый по счету из тех, что были отлиты при жизни автора и установлены в разных странах. Эйфман упоминает об этой работе, рассуждая о вечных темах своего творчества: сложности духовного содержания человеческой личности, в котором переплетаются добро и зло, непостижимости творческого процесса, хрупкости психического мира человека и его беззащитности перед стихией бессознательного. Этот процесс для большого художника постоянен. «Но для того, чтобы быть мыслителем, мне не нужно подпирать рукой подбородок и уходить в себя, — говорит Эйфман. — Я становлюсь философом тогда, когда сочиняю свои балеты.»

«Роден». Фото из фотобанка Национальной Оперы/Национального Балета © 2016 Souheil Michael Khoury / Eifman Ballet / Suomen Kansallisooppera/Suomen Kansallisbaletti.

В интервью с Борисом Эйфманом я как-то спросила, чем он мотивирует свое требование к поступающим в труппу, чтобы они были обязательно высокими: женщины не менее 172 см, мужчины — 182 см? Эйфман объясняет это весьма просто — линии танца, прыжка, всего балетного рисунка в исполнении высоких танцовщиков становятся как бы более продленными. И это в самом деле удивительно красиво! В юбилейном сезоне театра Эймана в состав его труппы вошли новые артисты — выпускники Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и школы-студии Мориса Бежара «Рудра». Маэстро высоко оценивает творческий потенциал и балетную технику танцовщиков, называя их исполнительское мастерство безупречным.

Вопрос о причинах постоянного обращения к классике Эйфману задают с непреходящим постоянством, вероятно, на каждой его пресс-конференции. Характерной чертой хореографии Эйфмана является то, что большинство его постановок имеют литературную основу. «Ценность классики — в ее над временной актуальности, — считает маэстро. — В этих книгах можно найти ответы на многие злободневные вопросы сегодняшней общественной жизни. Но лично для меня существеннее то, что все эти произведения стремятся разгадать тайну русской души. А душа — та субстанция, над которой не властны политические, экономические и любые иные перемены.»

«Роден». Фото из фотобанка Национальной Оперы/Национального Балета © 2016 Souheil Michael Khoury / Eifman Ballet / Suomen Kansallisooppera/Suomen Kansallisbaletti

Беседуя с корреспондентами перед началом гастролей в Финляндии Эйфман скромно заметил, что если выступления пройдут успешно, то тогда у него есть полные основания надеяться, что его балетный театр вернемся сюда вновь. «Тем более, что у нас огромный репертуар и много интересных спектаклей, которые мы могли бы показать в Финляндии».

Все спектакли прошли на сцене Национальной оперы Финляндии с колоссальным успехом, и, по всей вероятности, финская публикаможет ожидать следующей встречи с замечательным балетным искусством Эйфмана.

Театр заинтересован в развитии своей гастрольной деятельности и открыт для новых возможностей сотрудничества. Календарный год балетной труппы расписан на месяцы вперед. В феврале все так же успешно прошли выступления в Парме и в Таллинне. В марте начинается большая весенняя серия спектаклейна сцене Александринского театра в Санкт-Петербургеи гастроли на Урале. В конце апреля поклонников Эйфмана ждет премьера новой хореографической версии балета «Русский Гамлет» — о трагической фигуре царевича Павла, будущего российского императора Павла I. Масштабный североамериканский тур намечен на май-июнь, а в июле спектакли труппы будут идти на Исторической сцене Большого театра: в афише — «Русский Гамлет», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Up & Down» и «Анна Каренина». И хотя Эйфман убежден, что виртуальный мир никогда не заменит живого обмена эмоциями, и рад видеть зрителей на своих спектаклях, театр продолжает переносить на экран текущий репертуар.«Чайковский. PRO et CONTRA» стал шестым фильмом-балетом Бориса Эйфмана за последние семь лет.

Eifman Ballet Archive

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века — так формулируют свою творческую миссию Борис Эйфман и его труппа.

Фото балета "Анна Каренина" - photo by Arhipov Vecheslav_7

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: