ГлавнаяСтатьиПанк-скоморохи: Современное искусство Урала накроет Великий Новгород волной
Опубликовано 21.02.2017 в 08:59, статья, раздел Арт

Панк-скоморохи: Современное искусство Урала накроет Великий Новгород волной

24 февраля в 18-00 в Новгородском центре современного искусства (КЦ «Диалог») состоится открытие февральской выставочной волны. В программе вернисажа 3 выставки.

Персональная выставка Юрия Ерышева «Картина и портрет»

Свою шестнадцатую персональную выставку Заслуженный художник России Юрий Ерышев назвал «Картина и портрет», по одной простой причине. Всё больше и чаще художественные выставки представляют собой собрание мотивов, этюдов, микроскопических наблюдений и т. п. Редко мы видим итоги какой-то большой работы. Понятно, что это произошло в своё время из-за идеологически нагруженных, монументальных, пафосных, полотен на, что называется, «серьёзную тему» отражающую успехи, достижения и т. д. Тогда иной этюд стоил десятка иных картин. Может быть сейчас другое время? И школа реалистической живописи может предложить действительно композиционно сложные, многофигурные полотна, или хотя бы то, что раньше называли «портрет-картина»?

Юрий Игоревич Ерышев родился в Великом Новгороде в 1950 г. Учился в ЛВХПУ им. В. Мухиной, но с 3 курса перевёлся в Академию Художеств, в мастерскую Ю. Непринцева. Отслужив в армии, по распределению попал в Художественный фонд. Занимался, как тогда говорили «оформухой» (или «наглядкой»), возглавляя бюро эстетики на заводе, работал в Новгородском музее художником. Много лет возглавляет учебную студию «На Красной». Биография художника, написанная им самим подробно изложена в книге «Юрий Ерышев. Певец Земли Новгородской» (автор и составитель Герб Фрайкопф), вышедшей в 2013 г. в санкт-петербургском издательстве «Алаборг» в серии «Визуальные сокровища». Книга будет представлена на вернисаже.

Выставка «Зона освоения»

Выставка «Зона освоения» представляет современное искусство Урала (1980-е — 2010-е гг.). Кураторы проекта — Елена Шипицына (Екатеринбургская галерея современного искусства) Владимир Назанский (музей «Эрарта, СПб) и— рассматривают Урал как некую зону экологического риска, природных аномалий и непрестанного освоения пространств и недр, формирующую особенный характер творческой индивидуальности. Эта индивидуальность склонна к нарушению границ привычного и освоению новых маршрутов эстетической мысли.
Задача выставки — представить в Великом Новгороде наиболее значимые имена уральского искусства постсоветского периода. Идея проекта подразумевает создание экспозиции, демонстрирующей логику процесса постоянного расширения границ территории искусства уральскими художниками, начиная с рубеже 1970-80-х годов до настоящего времени. Выставка объединяет произведения 20-ти уральских художников разных поколений и стилистик, но при этом близких творческих установок на освоение новых территорий искусства, преодоления стереотипов творческого поведения. Именно в этом проекте Екатеринбургская галерея современного искусства — одна из первых частных галерей на Урале — взяла на себя инициативу представить наиболее значимые имена регионального искусства пост-советского периода.
Наиболее ярким примером такой экспроприации жизненного пространства, как территории искусства, является фигура Евгения Малахина, известного под псевдонимом «Старик Б. У. Кашкин». На выставке можно увидеть знаменитые «букашкинские варёнки» — фотографии, возникшие как случайный результат «ошибки» процесса проявления плёнки: эффекты прилипших друг к другу снимков и передержки негативов создают новый тип документации парадоксальной реальности. Эта практика тотальной эстетизации неэстетического материала породила целое движение последователей экстравагантного «панк-скомороха», став своеобразной точкой бифуркации постперестроечной художественной жизни на Среднем Урале. Из этой среды возник концептуалистский пафос живописных коллажей Николая Федореева, простодушный юмор ассамбляжей Игоря Шурова, эстетика «городского шума» пластических объектов Владимира Селезнёва, практика арт-интервенций Сергея Лаушкина.


Ещё одним «местом силы» на художественной карте Урала несомненно является г. Нижний Тагил. Именно здесь на рубеже 1970-х — 80-х возникло яркое явление уральского неоавангарда: самостоятельно выработанного художественного метода визуализации эстетики абстрактного. Ключевой фигурой в этом процессе был Алексей Константинов, вопреки установкам позднесоветского официального искусства актуализирующий пластические идеи В. Кандинского, П. Филонова, К. Малевича. Геометризм Владимира Наседкина, цветовые эксперименты Сергея Брюханова в духе «объективной живописи», аскетизм минималистических работ Евгения Черепанова, как и живописный экспрессионизм молодых авторов Алексея Алиева и Дениса Тевекова — всё это феномены живой самобытной традиции, называемой сегодня «нижнетагильская школа».


Закономерным итогом этих устремлений становится появление практики новых медиа на Урале: граффити, видео-перфоманса, концепт и арт-фото, авторской анимации и видео-арта. В экспозиции эти направления представлены именами таких известных уже за пределами региона молодых авторов как Станислав Рикшавковец, Владимир Абих, Егор Майер, Ксения Ларина, Наталья Чернышова, Анна Питиримова.
В экспозицию войдут произведения как из мастерских художников Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Уфы, Челябинска, Озёрска, Ижевска, так и из собственной коллекции Екатеринбургской галереи — постоянного партнера музея Эрарта на Урале.

Выставка Татьяны Семеновой

Автор третьей выставки волны Татьяна Семёнова представила вниманию публики вязаные объёмные картины. Татьяна Петровна, 1963 года рождения, не профессиональный художник, всю жизнь работала преподавателем русского языка и литературы, и во всём этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. В 2006 г. в результате опухоли головного мозга она потеряла зрение. Причём выбор был невелик — или гибель или слепота. Всё, что вы увидите на выставке, по сути, результат длинного пути, пути возвращения к обычной жизни, но в которой появилось искусство.

Все выставки работают до 26 марта по адресу Большая Московская 37/9 (КЦ «Диалог», НЦСИ) с 11-00 до 19-00, кроме понедельника и вторника.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: