ГлавнаяСтатьиЗвенящий эльф. Часть 2
Опубликовано 2.02.2017 в 07:21, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 392

Звенящий эльф. Часть 2

Начало рассказа читайте ЗДЕСЬ

Конец XIX – начало ХХ века — новый период в творчестве композитора. К этому времени окончательно формируется его мировоззрение, его религио — философия.

Скрябин создаёт симфоническую пьесу «Мечты», две симфонии, задумывает написать оперу на собственный текст, в которой главный герой, по определению композитора, «философ-музыкант-поэт». Опера не была написана. Сохранились лишь стихотворные фрагменты либретто. 1-я симфония необычна тем, что в ней не 4, а 6 частей, а в числе исполнителей хор и 2 солиста — контральто и тенор. В финале симфонии утверждается великое этическое значение искусства: звучит хор, исполняющий стихи автора:

О дивный образ Божества,
Гармоний чистое искусство
Тебе приносим дружно мы
Хвалу восторженного чувства.
Ты жизни светлая мечта,
Ты праздник, ты отдохновенье,
Как дар приносишь людям ты
Свои волшебные виденья.
В то мрачный и холодный час,
Когда душа полна смятенья,
В тебе находит человек
Живую радость утешенья.
Ты силы, павшие в борьбе,
Чудесно к жизни призываешь,
В уме усталом и больном
Ты мыслей новых строй рождаешь.
Ты чувст безбрежный океан
Рождаешь в сердце восхищённом,
И лучших песней песнь поёт
Твой жрец, тобою вдохновлённый.
Царит всевластно на земле
Твой дух, могучий и свободный,
Тобой поднятый человек
Свершает подвиг благородный.

Первый раздел финала заканчивается призывом:

Придите, все народы мира,
Искусству славу воспоём!

А во втором разделе хор поёт: «Слава искусству, вовеки слава!»

Симфония была впервые исполнена (но без вокального финала) в ноябре 1900 года в Петербурге под управлением Лядова. Принята публикой она была сдержанно. В марте 1901 года премьера состоялась в Москве. Дирижировал Сафонов. Он отнесся к произведению своего бывшего ученика с огромным энтузиазмом. Рассказывают, что на первую репетицию он явился, держа партитуру обеими руками и, потрясая ею в воздухе, обратился к оркестру с патетическим восклицанием: «Вот новая библия!» В Москве симфония произвела большее впечатление.

2-я симфония успеха не имела. Она была исполнена в Петербурге в 1902 году, в Москве — в 1903. Дирижёры были те же. После московской премьеры Аренский писал Танееву, что вместо слова «симфония» на афише следовало написать слово «какофония», так как «в этом, с позволения сказать, „сочинении"— консонансов, кажется, вовсе нет, а в течение 30—40 минут тишина нарушается нагромождёнными друг на друга без всякого смысла диссонансами. Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором».

В эти же годы Скрябин задумывает создать «Мистерию». Она должна была быть грандиозным действом, воплощением идеи Всеискусства, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура, живопись в виде цветных прожекторов, симфония ароматов (ибо это тоже искусство!). Действо должно было продолжаться 7 дней в Индии в специально выстроенном Храме искусства, который должен был быть в виде полусферы и стоять на берегу лесного озера, куда в общем хороводе и танце выйдут все участники действа — и музыканты и слушатели. Отражение Храма в воде создаст мнимую форму шара, а это совершенная форма, т. к. любая точка на поверхности шара находится на одинаковом расстояниии от его центра, а это одно из воплощений идеи равенства. Замысел «Мистерии» вынашивался композитором вплоть до последних лет его жизни, при этом с годами он разрастался и расширялся. Безусловно, идея создания такого произведения была утопичной. Скрябин написал в 1914-1915 гг. лишь «Предварительное действо» как вступление к «Мистерии».

Между тем, композитор сочинял другие произведения. Среди них фортепианные поэмы (Скрябин стал основоположником этого жанра в фортепианной музыке. Во 2-й половине XIX века Ференц Лист создал жанр симфонической, но не фортепианной, поэмы), 4-я соната, 3-я симфония, названная автором «Божественной поэмой». Фортепианные поэмы тоже нередко имели названия: «Сатаническая поэма», «Причудливая поэма», «Поэма к пламени», «Окрылённая поэма». Музыкальная суть поэмности заключалась в свободной импровизационной форме и сквозном развитии музыкального материала. Вот две поэмы опуса 32.

? 2 поэмы ор. 32. Исп. В Софроницкий

В 1903 году Скрябин уходит из консерватории и посвящает всего себя творчеству. В 1904 году он много путешествует по Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии и Америке. Вместе с женой и детьми он поселяется в Швейцарии на берегу Женевского озера недалеко от Женевы. Там он завершает 3-ю симфонию, работа над которой была начата ещё на родине на даче в Оболенском близ Малоярославца. Там, фрагменты симфонии в фортепианном исполнении автора услышал тринадцатилетний подросток по имени Борис Пастернак, будущий писатель, поэт, переводчик и лауреат Нобелевской премии. Он с родителями жил также на даче, неподалёку от дачи Александра Николаевича. Музыка Скрябина настолько ошеломила Бориса, что он до конца своих дней пронёс любовь к ней и её автору. Великий русский пианист Святослав Рихтер не раз играл произведения Скрябина в доме Пастернака и даже, когда поэта не стало, у его гроба. Ну, а в то лето 1903 года композитор подружился с отцом будущего поэта, художником Леонидом Осиповичем Пастернаком, которого привлекла не только музыка, но и внешность композитора, запечатлевшаяся во многих его рисунках. По сей день они считаются лучшими портретами Скрябина. Вот два из них.

Рисунок Л. Пастернака, изображающий Скрябина за роялем

Скрябин за роялем, дирижирует Кусевицкий

Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение 3-й симфонии. Дирижировал ею знаменитый Артур Никиш. Они имела в целом большой успех, хотя вместе с аплодисментами раздались и отдельные свистки. Третья симфония называется «Божественная поэма», что указывает на её программный замысел, с которым связаны и названия каждой из трех частей: «Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра». Эпитет «божественная» отражает скрябинскую идею обожествления творческой воли художника. Симфония начинается величественной темой вступления в низком регистре у медных духовых инструментов. К ней присоединяется краткий призывный возглас трубы. В партитуре характер этой темы обозначен: «божественно, грандиозно». По этому поводу как-то пошутил Танеев, сказав, что уже с первых тактов автор сам себя хвалит! Вообще, Скрябин, особенно в поздних произведениях, вместо итальянских традиционных терминов, означающих темпы и характер исполнения, использовал французские слова, означающие и характер самих музыкальных тем, и манеру их исполнения, и даже ощущения, которые, как и автор, должны прочувствовать исполнители музыки. Например, среди этих обозначений встречаются такие: в тумане, созерцательно, сладострастно, страдальчески, прозрачно, с внезапной нежностью, душераздирающе, с угасшей радостью, пленительно, сверкающей волной, с головокружением, загадочно, растаивая, бархатисто и т. п. Вот и попробуйте сыграть пленительно сверкающей волной с головокружением, но сладострастно! Вот оно — попытка композитора выразить свои глубинные переживания, эмоции в звуках и стремление помочь исполнителям их познать тоже и передать слушателям. Это особый вид автобиографичности, откровение души автора. Ни у кого из композиторов на всём белом свете такого нет!

Но вернёмся к 3-й симфонии. Вместо традиционных четырёх частей в ней только три, причём, звучащие без перерывов. Вступление симфонии — это провозглашение основной идейной сути произведения, утверждение величия созидательной воли человека-творца. Две основные темы 1-й части различаются по характеру: одна тревожная, драматическая, а другая светлая, возвышенная. Драматический характер развития тем в 1-й части соответствует её названию «Борьба». Во 2-й части симфонии её «герой» погружается в восторженное созерцание и наслаждение красотой окружающего мира. В музыке слышно развитие лирической темы из 1-й части. А как дивно композитор рисует природу, птичье пенье! Вот уж действительно «Наслаждения»! Финал симфонии — «Божественная игра» — весь пронизан радостным сиянием, торжеством и ликованием духа. Тема вступления, завершающая симфонию, звучит как тема самоутверждения. 3-я симфония Скрябина, безусловно, является одним из лучших и уникальных произведений мировой музыкальной культуры.

? 3-я симфония. Дирижирует В. Гергиев

К времени окончания работы над 3-й симфонией относится и важное событие в жизни Скрябина. Он разводится со своей женой и соединяет свою судьбу с Татьяной Федоровной Шлецер, племянницей профессора московской консерватории П. Ю. Шлецера. В ней он нашёл человека, всецело посвятившего себя тому, чтобы создать композитору все необходимые для творческой работы условия. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (её знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним теорией музыки). Надо сказать, что Шлецер давно была влюблена в Скрябина и в его произведения. Зная, что у него есть семья, она поставила перед собой цель во что бы то ни стало, связать свою жизнь с любимым. Она писала ему письма, приехала в Швейцарию, поселилась недалеко от Скрябиных и даже ходила к ним в гости. Перед таким напором Александр Николаевич не устоял, рассказал жене о своём чувстве к Шлецер и намерении жениться на ней. Нужен был развод, но Вера Ивановна в разводе отказала и так его и не дала. Скрябин остался с Шлецер.

Фото Скрябина с Шлецер

У них родились трое детей, но Татьяну Фёдоровну тяготило её положение незаконной жены. Александр Николаевич всю жизнь заботился об оставленной семье, попросил своего учителя Сафонова предоставить Вере Ивановне место преподавателя Московской консерватории, где в 1905 году и началась её многолетняя и плодотворная педагогическая деятельность. Кстати, она никогда не унизилась до обвинений или оскорблений в адрес неверного мужа и его пассии и до конца своих дней носила фамилию Скрябина.

После исполнения Третьей симфонии Александр Николаевич и Татьяна Федоровна приехали в Италию, где поселились в небольшом приморском местечке Больяско, около Генуи. Здесь, в окружении чудесной природы, под жарким солнцем, которое Скрябин просто обожал, началась работа над его прекрасным произведением - «Поэмой экстаза», именовавшейся им вначале Четвертой симфонией. Весной 1907 года создание «Поэмы» продолжилось уже в Париже, где Скрябин познакомился с Сергеем Павловичем Дягилевым — гениальным антрепренёром, автором и душой знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Дягилев организовал цикл Русских концертов, в одном из которых прозвучали 2-я симфония и фортепианный концерт Скрябина. На концерты в Париж съехались многие виднейшие русские музыканты — Римский-Корсаков, приехавший вместе с семьёй, Глазунов, Рахманинов, Шаляпин, Блуменфельд, Кусевицкий и другие. Скрябин познакомил их, собравшихся у него в домашней обстановке, с «Поэмой экстаза», исполнив её на рояле. Рассказывал он также о планах «Мистерии». «Поэма» произвела в целом большое впечатление на присутствующих, проект же «Мистерии» вызвал недоумение.

Из Парижа композитор с женой возвратился в Швейцарию, где продолжил работу над партитурой «Поэмы экстаза». Произведение стало ещё одним воплощением темы сильной личности, Героя, проходящего жизненный путь тревожась, созидая, мечтая, томясь и паря душой и, силой своей воли, самоутверждаясь. В произведении 9 основных тем, имеющих авторские названия: тема томления, ритмы тревожные, тема полёта, тема воли, тема самоутверждения, тема возводящихся творений и т.п. Свободное развитие тем создаёт несколько кульминационных волн и подводит к грандиозному завершению произведения, соответствующему ликующему возгласу «Я есмь!», оглашающему Вселенную. Огромен состав оркестра — он четвертной, т. е., на группу струнных инструментов приходятся по 3 деревянных духовых плюс модифицированные инструменты — флейта пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот. Увеличена группа медных духовых инструментов до 8 валторн (вместо четырёх), 5 труб; введены разнообразные ударные инструменты: там-там, колокольчики, колокол, челеста, треугольник; добавлены 2 арфы и орган, правда, автор допускал исполнение «Поэмы» без органа, ибо знал, что далеко не везде он есть. Произведение имело стихотворный текст программы, которую Скрябин в 1906 году издал отдельно. Однако композитор сознательно не напечатал её в партитуре. «Дирижерам, которые захотят поставить «Поэму экстаза», всегда можно сообщить, что таковая имеется, вообще же я хотел бы, чтобы относились сначала к чистой музыке»,— писал он. Однако, исследователи творчества Скрябина, например, Игорь Фёдорович Бэлза, считают, что программа была написана не самим Скрябиным, а Т.Ф. Шлецер или её братом, который, порой, не брезговал и фальсификацией, о чём знали люди из окружения Скрябина. «Поэма экстаза» великолепна и является воплощением идеи композитора об обожествлении человека через осознание его силы и могущества духа.

? «Поэма экстаза» Исп. Чикагский симфонический оркестр. Дирижёр — Пьер Булез

Одновременно с работой над 3-й симфонией и «Поэмой экстаза» Скрябин создаёт большое количество фортепианных произведений разных жанров. Среди них программные, т. е., имеющие названия, маленькие пьесы, в которых одним из главных средств выразительности становится гармония, её красочность и функциональная раскрепощённость. Вот три такие прелестные пьесы: «Хрупкость», «Загадка» и «Желание». Две из них - «Загадка» и «Желание» прозвучат в исполнении автора архивная запись 1907 и 1910 гг.

? «Загадка» Исп. А. Скрябин. Запись 1907 г.

? «Желание». Исп. А. Скрябин. Запись 1910 г.

? «Хрупкость» Исп. Г. Нейгауз

Заострю внимание на причудливо-фантастическом образе пьесы «Загадка». Сам композитор рассказывал, что ему представлялось какое-то «крылатое небольшое существо... что-то колючее и извивающееся». Краткие взлеты, скачки чередуются с «моментами томления». В конце пьесы этот образ как будто улетучивается, исчезает в пространстве. Впечатление «загадочности» усугубляется завершением произведения неустойчивым диссонирующим созвучием, создающим ощущение недоговоренности.

Сразу после окончания «Поэмы экстаза» Скрябин написал Пятую фортепианную сонату. Они была создана в кратчайший срок, в течение трх дней! Образным содержанием она связана с «Поэмой». Эта связь подчеркнута самим композитором, сопроводившим сонату эпиграфом из стихотворного текста Поэмы экстаза:

Я к жизни вас призываю, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в тёмных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье я приношу.

Одночастная, в отличие от традиционного трёхчастного строения сонат, полная контрастов эмоционального состояния, новых гармонических красок, сложная в техническом отношении (кстати, далеко не каждый пианист берётся играть произведения Скрябина), 5-я соната была встречена многими современниками с недоумением. Для некоторых из них (например, для Лядова) она явилась той гранью, начиная с которой они отказывались принимать творчество Скрябина. Особенно поражали своей кажущейся незавершённостью её последние такты, вызвавшие ироничное, но по-своему меткое замечание Танеева: «Это музыка, которая не кончается, а прекращается».

? Соната № 5. Исп. С. Рихтер

В январе 1909 года Скрябин с семьёй вернулся в Россию, где его ждали успех и большой интерес музыкантов и слушателей к его творчеству, о котором, как и об идеях композитора ходили легенды. Однако, пребывание Скрябина в России было непродолжительным. Вскоре после московских и петербургских концертов композитор снова выехал вместе с женой в Брюссель, где прожил до конца года. Вся его творческая энергия была всецело отдана созданию нового симфонического произведения, названного автором «Прометей» или «Поэма огня». Музыка поэмы была в основном была написана в течение 1909 года, но, оркестровка и окончательная отделка партитуры растянулись ещё до следующего года. В 1910 году композитор уже окончательно вернулся в Россию и поселился в Москве. Весной Скрябин принял участие в организованной дирижёром Кусевицким грандиозной концертной поездке по приволжским городам, продолжавшейся более месяца. В поездке участвовал оркестр Большого театра, для чего был специально нанят пароход, на котором перевозились оркестровые инструменты, а также концертный рояль. Всего дано было 19 концертов. В основную программу входили фортепианный концерт Скрябина и его фортепианные пьесы в исполнении автора. Поездка прошла с большим успехом.

Летом 1910 года на даче в Подмосковье была наконец закончена партитура «Прометея». Произведение не является иллюстрацией древнегреческого мифа о титане Прометее, похитившем у богов, живших на Олимпе, огонь и отдавшем его людям. Огонь дал людям знания, самостоятельность и бОльшую свободу, что не понравилось богам. За такой проступок боги приковали Прометея к скале. Каждый день прилетал орёл, который выклёвывал у Прометея печень, к следующему дню она вырастала снова (кстати, в человеческом организме этот уникальный орган способен восстанавливаться), и опять прилетал орёл и мучил героя. Так продолжалось до тех пор, пока Геракл не освободил его. Скрябин ассоциировал образ Прометея с самим собой, несущем человечеству идею самосовершенствования, познания истины и подлинной свободы. В «Прометее» композитор использует грандиозные исполнительские силы: четвертной состав оркестра, солирующий рояль — как символ главного героя, смешанный хор, который вступает в конце произведения и поёт не текст, а гласные «а», «о», что создаёт ощущение открывшегося простора и глубин космоса. Кроме того, в партитуре есть строка для инструмента Luce — световой клавиатуры, о которой сказано выше.

Обложка партитуры «Прометея» была продумана композитором в оккультной символике, что отражало смысл произведения: в центре – лицо Андрогина, включенное в «мировую лиру», а кругом разные космические символы - кометы и спирадевидные туманности. Обложка была оформлена бельгийским художником Жаном Дельвилем по заказу Скрябина и была оранжевого цвета – цвета огня. Автор гениального музыкального произведения комментировал: «Андрогин, вы знаете, что ведь в тех расах мужское и женское начало сливалось вместе, что разделение полов ещё не произошло. Это древний люциферический символ... Его глаза выражают волю. А кругом эти космические образования, первичный хаос, из которого мировая воля вызывает всё к жизни». «Прометей» открывается сумрачным вступлением, символизирующем человечество, погружённое в хаос незнания. Затем, мрак исчезает, и партия фортепиано рисует разум, призванный разогнать тьму и подарить новую жизнь людям. Гармония произведения абсолютно свободна от ладотональности. Заканчивается поэма грандиознейшей кульминацией торжества просветлённого человечества и «прометеевским» аккордом.

? Симфоническая поэма «Прометей». Дирижёр — Е. Светланов. Партия фортепиано — С. Рихтер

Первое исполнение «Прометея» состоялось 15 марта 1911 года под управлением Кусевицкого, с участием автора в качестве исполнителя фортепианной партии. Как уже стало обычным при исполнении новых произведений Скрябина, «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Расхождения в оценке «Прометея» ярко отразили многочисленные отзывы о нём в печати. Диапазон их простирался от признания его «откровением гения» до определения произведения как «сплошной какофонии», «хаоса звуков» и «бреда расстроенного воображения». Особенно изощрялись рецензенты реакционной прессы; критик газеты «Новое время», иронизируя по поводу «световой симфонии», писал, что «идя по этому пути, композиторы скоро потребуют настоящей луны или солнца, или воды... После симфонии „огня" мы вправе ожидать симфонии „запахов" ... А уж какие запахи будут — об этом речь впереди у таких авторов». Как же чудно и «прозорливо» этот критик предвидел симфонию запахов, о которой мечтал Скрябин в своей «Мистерии»!

В 1912 году «Прометей» Был исполнен и за рубежом — в Германии, Голландии, Англии.

В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни.

Летом 1914 года вспыхнула первая мировая война. В ней Скрябин увидел прежде всего начало тех сдвигов, которые должны были приблизить «Мистерию». Война казалась ему лишь необходимым, но преходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. «Войной это дело не ограничится,— говорил он,— после войны пойдут огромные перевороты, перевороты социального характера... восстанет Китай, Индия, проснётся Африка...» И тут же добавлял, истолковывая всё, как обычно, на свой фантастический лад: «В ближайшие годы мы проживём тысячи лет».

Есть такое поверье: чего опасаешься, то и может произойти. Скрябин всегда был элегантен, тщательно одет, причёсан и с закрученными усами.

Он всегда боялся всяких инфекций, на улице обязательно носил перчатки, без которых не брал в руки денег, считал, что нельзя есть печенье, упавшее на скатерть («мы руки ведь кладём на скатерть»,— говорил он), опасался сквозняков и т. д.

15 апреля 1915 года в Петрограде состоялся последний в жизни Скрябина концерт.

Вернувшись домой, он почувствовал себя плохо. Поднялась очень высокая температура, а на верхней губе образовался карбункул. Сделанные врачами несколько операций разреза карбункула не помогли. В один из моментов страданий композитор вскричал: «Нет, это невыносимо... Так значит, конец... Но это катастрофа!» Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало. Известие о кончине Скрябина произвело потрясающее впечатление на музыкальный мир. Гибель композитора в возрасте сорока трех лет, в полном расцвете творческих сил, от нелепой, случайной причины была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства. Огромное количество людей — музыкантов и не музыкантов из различных городов России приехали проститься с великим русским композитором. 29 апреля состоялись похороны. Гроб несли на руках до кладбища Новодевичьего монастыря. Между бесчисленными венками, возложенными на могилу, выделялся венок, на ленте которого было написано: «Прометею, приобщившему нас к небесному огню и нас ради в нём смерть приявшему».

После смерти Скрябина в 1915 году С.В. Рахманинов дал несколько концертов из произведений Скрябина в пользу его семьи.

В 1940 году Николай Константинович Рерих в «Листах Дневника» написал: «Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина...Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало развернувшиеся крылья. Но «Экстаз» Скрябина сохранится среди самых победных достижений». У Рериха есть картина «Экстаз» (слева) или «Предстоящий столпник», написанная им в 1918 году. Рерих очень любил и часто слушал произведения Скрябина.

В доме, где последние 3 года жил А.Н. Скрябин, в 1918 году решением правительства нашей страны мемориальная квартира композитора была объявлена национальным культурным достоянием и было принято решение превратить её в музей, который и был открыт 17 июля 1922 года. Музей уникален — в нём всё сохранилось так, как было при жизни Скрябина.

Завершая рассказ об Александре Николаевиче Скрябине, процитирую фрагмент речи поэта Вячеслава Иванова, произнесённой им на пятилетии со дня смерти Скрябина на вечере его памяти в Большом зале консерватории в Петрограде:

«Скрябин – явление огромное и в своей огромности, конечно, загадочное. Пусть никто не думает, что он постигнул Скрябина. Скрябин, конечно, нами не понят, но не понят в лучшем смысле этого слова, мы уже успели его полюбить, мы уже находимся всецело в чарующем круге его классического обаяния, мы уже творим по могущественному знаку, им данному. Скрябин знаменует переворот во всей истории музыки и не только музыки, но и всей культуры».


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: