ГлавнаяСтатьиАнна Павлова: неумирающий лебедь
Опубликовано 29.01.2017 в 14:04, статья, раздел Город и мы
автор: ОК-журнал (Журнал "Апрель")
Показов: 1044

Анна Павлова: неумирающий лебедь

Легендарная танцовщица, одна из величайших балерин XX века. Она вернула балетному искусству спонтанность и вдохновение, показала русский балет миру и сделала его достоянием мировой культуры.

1. Тайна рождения

Анна Павлова в детстве, сидит вторая слева в первом ряду.jpg
Анна Павлова уже при жизни стала легендой. И этому способствовала не только несомненная гениальность танцовщицы, но и завеса тайны, за которой всегда скрывалось её имя.

Балерина никогда не рассказывала подробности своей личной жизни, не любила общаться с прессой и несколько сторонилась собственной известности. Всё, что следует о ней знать – в танце, считала Павлова.

Естественно, это только подогревало интерес публики, которая страстно стремилась ухватиться хоть за краешек юбки Павловой. В прессе регулярно появлялись слухи об очередном любовнике знаменитой балерины, но не менее волнующим вопросом оставалось её детство.

Павлова никогда не рассказывала о себе и своей семье, и тайна её рождения так и осталась нераскрытой.

Считается, что балерина появилась на свет в семье то ли швеи, то ли прачки. Её отцом в метрике был записан солдат Преображенского полка Матвей Павлов, который с семьей практически не жил и дочь свою никогда не видел. Настоящим же отцом Павловой многие считали известного московского банкира Лазаря Полякова.

Анна Павлова.jpg
Согласно третьей версии отцом Павловой был не солдат, а Шабетай Шамаш – крымский караим (очень малочисленная этническая группа), перебравшийся в Петербург и открывший там прачечную. В этой прачечной Шабетай познакомился с матерью Анны. Для удобства он взял себе русское имя Матвей, отсюда и появилось первоначальное отчество балерины – Матвеевна. Впоследствии она изменила его на Павловну – так благозвучнее.

Кто был отцом Анны Павловой на самом деле до сих пор неизвестно.

2. Душа танца

Анна Павлова.jpg
По легенде мечта стать балериной появилась у Павловой в 8 лет, когда она оказалась на балете «Спящая красавица» в Мариинском театре. Девочка с первого взгляда влюбилась в танец и упросила маму отвести её в балетное училище. Она поступила, но не сразу – только через два года, так как сначала показалась приемной комиссии слишком слабой физически.

Эта история (в некотором смысле – об инициации) вполне соответствует духу той романтической легенды, которая сложилась вокруг имени Анны Павловой. Ведь балерина никогда не удовлетворялась голым совершенством техники, никогда не была просто профессионалом танца.

Анна Павлова.png
Павлова брала другим – мастерством импровизации. Её называли «душой танца» и говорили, что танцевальный рисунок Павловой никогда не повторяется в точности. Она буквально придумывала на ходу целые комплексы танцевальных движений и воплощала их на глазах у изумленных педагогов и публики.

«Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони», – вспоминала балерина Тамара Карсавина.

Павлова смягчила строгость классического балета, который к началу XX века уже во многом превратился в технический танец. Она не гналась за виртуозностью как таковой, но создавала выразительные художественные образы. На это работала мягкая пластика балерины, её «говорящие руки» и необычайный талант к импровизации.

3. Умирающий лебедь

Анна Павлова.jpg
В 1899 году Анна Павлова окончила Императорское театральное училище, после чего попала в труппу Мариинского театра. Её сразу же зачислили в корифейки и в кордебалете ей танцевать не пришлось. Через пару лет Павлова получила свои первые главные партии, а в 1906 году стала примой-балериной Мариинского театра.

На сцене Мариинки Павлова танцевала во многих классических балетах: «Щелкунчике», «Жизели», «Коньке-Горбунке», «Раймонде», «Баядерке» и других. Но визитной карточкой балерины стала знаменитая ныне миниатюра «Умирающий лебедь», которую для Павловой поставил реформатор классического балета Михаил Фокин.

Премьера танца состоялась в декабре 1907 года в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга. «Умирающий лебедь» – это изначально импровизация, миниатюра, подготовленная на случай, но именно она стала одним из самых известных и востребованных танцев в истории балета – вплоть до нашего времени.

Классический рисунок «Умирающего лебедя» проявлялся постепенно. Танец менял очертания при каждом исполнении. Но главное – менялась и содержательная трактовка номера.

Например, сначала лебедь не должен был умирать. Этот завершающий штрих, который наполняет танец драматургической динамикой и создаёт всю трагическую глубину, придумала сама Павлова, ведь изначально в музыкальной пьесе Сен-Санса лебедь не умирал.

Трёхминутный номер очень быстро завоевал популярность. «Лебедь» стал не просто концентрированным выражением индивидуального танцевального стиля Павловой, но и символом всего балетного искусства.

4. Русские сезоны

Анна Павлова.jpg
Расцвет танцевальной карьеры Анны Павловой неразрывно связан с общим расцветом русского балета и его триумфом на европейской сцене.

В 1909 году Павлова приняла участие в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева, что заметно увеличило её популярность и фактически стало началом многолетних гастролей балерины по всему миру.

Павлова танцевала у Дягилева всего один сезон, но этого хватило, чтобы стать звездой мирового уровня. Силуэт Павловой на афише, нарисованной Серовым, до сих пор остаётся одной из самых ярких эмблем «Русских сезонов», а имя Павловой – символом русского балета.

Афиша Русских сезонов с участием Анны Павловой.jpg
Покинув Дягилева Павлова в некотором смысле продолжила его дело. В 1910 году она собрала собственную балетную труппу и отправилась в кругосветное турне, которое затянулось на 22 года – до смерти танцовщицы.

Балерина выступала не только в Европе и Северной Америке, она представляла русский балет на Филиппинах и в Японии, в Индии, Бирме, Египте, Китае, странах Южной Америки и Африки, в Австралии и Новой Зеландии. Павлова объездила буквально весь мир, стала настоящим «пропагандистом» балетного искусства, ведь далеко не везде люди имели представление об этом виде искусства.

В 1920-е годы Павлова была одной из самых известных женщин мира. Куда бы она не приехала, её встречали толпы поклонников. Один из педагогов Павловой, балетмейстер Энрико Чекетти, говорил: «Всему, чем преисполнен танец, научить могу я. Всему, чем преисполнено искусство Павловой, может научить лишь сам Господь Бог!»

5. Икона красоты

Анна Павлова.jpg
Бешеная популярность Павловой превратила её в один из символов своей эпохи. А её образ и стиль оказали несомненное влияние на моду и идеалы женской красоты 1920-х годов.

Уже фигура балерины – отличная иллюстрация удлиненного силуэта женской одежды, вошедшего в моду в начале XX века. Слегка болезненная худоба Павловой, её мягкая кошачья пластика и отсутствие чётко очерченных женских форм – всё это идеально соответствовало духу времени.

Павлова много снималась в рекламе и регулярно сотрудничала с известными модными домами Европы, позируя для популярных журналов. Она ввела моду на расшитые манильские шали с кистями и драпировкой на испанский манер. Она же способствовала росту популярности женских шляпок, так как регулярно появлялась в них на публике.

Анна Павлова.jpg
Стиль «a la Pavlova» приобрел огромную популярность и в 1920-е годы в честь балерины выпустили специальный модный атлас.

Павлова – высокая, стройная, необыкновенно хрупкая и утончённая женщина с печальным взглядом – стала одним из ярких воплощений декаденствующей эстетики начала ХХ века.

6. Pavlova

Анна Павлова.jpg
К середине 1920-х имя Анны Павловой превратилось в настоящий бренд, который знали во всем мире.

Павлова фактически была лицом нескольких домов моды. Она рекламировала обувь от «H. & M. Rayne», соболя дома «Дреколь», сотрудничала с домом моды князя Феликса Юсупова IRFE.

В её честь называли продукты, например, появились шоколадные конфеты «Pavlova», сорт роз «Павлова» и духи её имени.

Анна Павлова.jpg
Во время гастролей Павловой по Австралии и Новой Зеландии придумали новый десерт, настолько легкий и воздушный, что его решили назвать именем легендарной балерины. Со временем десерт стал почти также популярен, как и сама Павлова. Сегодня существует более 650 его разновидностей.

Впрочем, всё это уже история. Гораздо важнее, что имя Павловой было и остаётся не только символом русского балета, но и балетного искусства в принципе. Ей в самом деле удалось стать душой танца.

Источник: журнал "Апрель" - http://april-knows.ru/persona/anna_pavlova_neumirayushchiy_lebed/

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: