ГлавнаяСтатьиГеоргий Горевой. 80-летие — лишь толчок для творческого азарта
Опубликовано 20.01.2017 в 15:00, статья, раздел Арт, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 532

Георгий Горевой. 80-летие — лишь толчок для творческого азарта

В Музее художественной культуры Новгородской земли, Десятинный монастырь дом 3 открылась персональная выставка Новгородского художника Георгия Васильевича Горевого.

Выставка посвящена 80-летию со дня рождения художника.

К своей выставке Георгий Васильевич готовится давно и основательно — серьёзность даты обязывает. На выставке художник демонстрирует коллекцию акварелей и живописных картин разного времени.

На этой страничке своего дневника мне хочется предварить ваш поход на выставку Г.В. Горевого небольшим рассказом о самом художнике и о живописи, так как именно этот вид искусства, на мой взгляд, наиболее полно выражает сущность творческого процесса.

Энергия и творческий азарт неподвластный возрасту художника Горевого. Всё в его жизни направлено на то, чтобы писать, как можно больше. Встретив его в любой час дня, рано утром или под вечер, даже среди бытовых хлопот, всегда услышишь что-то вроде: «Написал тут пару этюдов» или «ездил к сестре в город Остров — немного писал акварелью», или «вот, заканчиваю одну интересную вещь — хочу показать её на выставке»...

Долгая и трудная жизнь художника Горевого тесно связана с историей нашей страны. Он родился в 1936 в деревне Большое Водское Новгородской области. Все жестокие перипетии середины и второй половины XX века, война и крутые повороты социальных изменений оставили отпечаток на линии его жизни. Довоенная деревенская жизнь в большой семье. Война. Жизнь в плену, работа и постоянная опасность. Смерть сестры. Возвращение на Родину. Выжженная деревня. Голод, болезнь и снова смерть близких. Детские дома, жестокость, обиды. Ремесленное училище, армия. Несправедливое исключение из института. Многолетнее непризнание таланта местным профессиональным художественным сообществом. Гибель жены и старшего сына...

Сам Георгий Васильевич в рассказах о себе, кроме суровых фактов, всегда вспоминает щедрые подарки судьбы, благодаря которым он не только остался жив, но и стал художником. Вспоминает доброту окружающих, не только родных людей, сохраняет память о своих педагогах, первой встрече с изобразительным искусством, учёбу в детских изостудиях. Вспоминает свою тётю, художника Анну Горевую, ученицу К.С. Петрова-Водкина, пленэры и знакомства с советскими художниками старшего поколения — выдающимися мастерами-пейзажистами.

Наверно, всегда младшее поколение художников с интересом вглядывается в старшее, в поисках мудрости, опыта и нравственной опоры. Вот и для меня Георгий Васильевич Горевой, (кстати сказать, на сегодня один из старейших живописцев Новгорода), тоже является примером жизнестойкости и искренности в искусстве. Нашему знакомству с Георгием Васильевичем в этом году исполняется — десять лет. Общение началось на пленэрах, где всегда есть повод и время обсудить общие темы, главной из которых остаётся искусство. Близкие художественные ориентиры, а затем и моя искусствоведческая практика укрепили наше знакомство, общение при подготовке творческой встречи, а потом и персональной выставки позволили мне глубже понять творчество Г. В. Горевого.

Всегда затруднительно давать общие характеристики, тем более художникам. Здесь уместно, в первую очередь, сказать, что тематика работ, специфика образности, характерный почерк, то есть особое чувство композиции, цвет, фактура — все эти качества живописи художника Г.В. Горевого очень новгородские.

Здесь, очевидно, нужно объяснить, что понимается под особенностями «новгородского стиля вт. пол. XX века». Фундаментальной основой и школой этого «стиля» стало древнерусское искусство. Архитектура новгородских храмов — учила художников XX века ясности в организации композиции, монументальная живопись храмов рассказывала о возвышенной образности искусства, новгородские иконы учили колориту, одновременно насыщенному и лаконичному. Черты «стиля» складывались постепенно в послевоенный период, начиная с 1944 года, когда здесь снова появились художники. С тех пор каждый новгородский живописец: С.И.Пустовойтов, В.С.Рябов, В.Ф.Филипченко, В.М.Чехонадский, Л.П.Новикова, Г.В.Богданов внимательно вглядывались в возвышенные образцы и осмысливали из по-своему. Особая одарённость каждого позволила внести свою лепту в создание языка новой живописи. К этим именам, ушедших художников, каждый из нас добавит, тех, кто, как и Г.В. Горевой продолжает работать в Новгороде сегодня, развивая «новгородский стиль» в искусстве XXI века.

Среди характерных черт «новгородского стиля», первой можно назвать: пейзажную композицию с архитектурой, практически все новгородские художники пишут город и его исторические окрестности. Композиции эти строится тоже особым образом, в них, вне зависимости от масштаба, храм всегда становится образным ключом пейзажа. Вторая характеристика «стиля» связана с общим характером новгородского пейзажа, его можно описать как — монументальный, героический, эпический. Эти качества каждый живописец раскрывает по-своему. Выбирая низкий горизонт, возвышая храм над землёй; поднимая горизонт, делая пространство святой исторической земли неохватным; приближая стены храма к зрителю или отдаляя их, таким образом словно бы предлагая нам, совершить путешествие по своей земле, через поля и леса, переплывая реки и озёра.

Третья характеристика — это живописность. Живопись — вид искусства. Само понятие соединяет признак и характер действия, слова «живо» «писать», писать жизнь. Новгородские живописцы, следуя образцам своих предшественников, стараются писать не только то, что они видят. Каждый пытается с помощью цвета открыть для себя и для зрителя — суть красоты и гармонии, бесконечное многообразие жизни. Явить невидимое, сделать его зримым и материальным, взволновать душу красотой цвета. С этой целью, художники готовят «чудесные смеси», находят тонкие оттенки и особые цветовые сочетания, а новгородские — еще и стараются положить мазки краски так, чтобы вы буквально проникали в их движение. Например, закройте на мгновение глаза — представьте: перед нами картина, пейзаж с деревья и полями. Если внимательно посмотреть на неё хотя бы минуту. Она начнёт проникать в нас. Холст оживёт. Объекты преобразятся. У нас появится шанс увидеть не только дерево на берегу, а открыть для себя розоватый блеск рассветной зелени, почувствовать особый летний аромат свежести утра, почувствовать счастье...

Пора остановится и вернуться к нашему герою. И добавить, что все особенности «стиля» новгородской живописи художник Георгий Васильевич Горевой впитал в себя из времени и среды, в которой он жил, в которой формировалось его творчество и развивалась его живопись, где рождались его картины. На выставке кроме пейзажа, мы увидим портреты и натюрморты, они откроют для нас все черты и признаки «новгородского стиля».

Надеюсь также, что эта выставка станет для нас переправой, соединяющей не только времена и события, но и наши собственные мысли и чувства — ведь нас ждёт встреча с настоящим искусством

Фото Ирины Никитиной и из архива автора.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: