ГлавнаяСтатьиЕго научил сам Бог. Часть 2
Опубликовано 19.01.2017 в 12:07, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах

Его научил сам Бог. Часть 2

Летние месяцы 1818 и 1824 годов Шуберт провёл в венгерском имении графа Эстергази Желизе, где давал уроки музыки его дочерям. Там в 1824 году он влюбился в младшую из них, девятнадцатилетнюю Каролину (портрет справа).

О любви Шуберта к Каролине пишут в своих воспоминаниях многие друзья композитора. Друг семьи Эстергази Карл Шёнштайн, часто приезжавший в Желиз и подружившийся с Шубертом, вспоминал: «Каролина очень высоко ценила его и его талант, но не отвечала на его любовь, быть может даже ни разу не ощутила, сколь велика она была. Когда она в шутку упрекнула Шуберта в том, что он не посвятил ещё ей ни одной музыкальной пьесы, он возразил: «Зачем же, Вам и без того всё посвящено.» Однако, композитор посвятил возлюбленной «Фантазию для фортепиано в 4 руки». Об этом свидетельствует рукопись, найденная в архиве Каролины после её смерти. В архиве хранились и другие шубертовские рукописи, датированные последними годами его жизни — 1827 и 1828. Уроки музыки в доме Эстергази прекратились осенью 1824 года, но Каролина и Фриц встречались. Он не говорил о женитьбе, понимая большое социальное различие между ними, ведь его любимая была представительницей одного из самых знатных и богатых семейств Венгрии. Каролина долго оплакивала смерть Шуберта и вышла замуж лишь в 1844 году, т.е., через 16 лет после его ухода в мир иной.

В 1817 году один из многочисленных друзей Шуберта поэт — любитель Франц Шобер познакомил его со знаменитым певцом придворной оперы Иоганном Михаэлем Фоглем, высокообразованным человеком, знающим несколько иностранных языков и сочинявшем музыку, который согласился послушать несколько песен композитора, а потом так ими увлёкся, что решил их петь и пропагандировать.

Желая полность посвятить себя музыке, Шуберт в 1818 году осуществил свою давнюю мечту — он уволился из школы, и переехал в Вену, где жил у друзей, а затем снимал квартиру. Вместе с Фоглем он много путешествует и выступает в концертах с певцом в качестве концертмейстера. Кстати, Шуберт не был пианистом — виртуозом, но его игра никого не оставляла равнодушным. Из воспоминаний Хюттенбреннера: «Вовсе не элегантный, но зато подлинный и вполне законченный пианист, который оставался всегда точным в ритме, всегда прекрасно аккомпанировал Шуберт своим песням, а также свободно читал партитуры.» Как оказалось, во многих городах Австрии его песни были известны и любимы, хотя прежде они почти не издавались и их знали лишь друзья. В верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль познакомились со страстным почитателем шубертовских песен промышленником Сильвестром Паумгартнером, который особенно любил песню «Форель». По его заказу Шуберт написал фортепианный квинтет «Форель» или «Фореллен — квинтет», в котором вместо традиционных четырёх частей написал пять, включив перед финалом в качестве четвёртой части очаровательные вариации на тему любимой песни заказчика.

? Фортепианный квинтет

В Вене вокруг Шуберта образовался кружок друзей — поклонников его творчества - поэтов, музыкантов, литераторов, актёров, художников и даже чиновников, который получил название «шубертиад». Друзья боготворили Франца, который был, по словам одного из них «доверчивым, откровенным, неспособным на предательство, общительным и разговорчивым в радостном настроении». Маленького роста, плотный, коренастый и очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Прекрасны были его лучистые глаза, в которых отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. Шубертиады были весёлыми и непринуждёнными. Друзья пели, музицировали, читали стихи и прозу, спорили об искусстве и проблемах общественной жизни, танцевали под аккомпанемент Шуберта. Такие вечера проходили в домах друзей и поклонников творчества Шуберта, а также на природе. Во время таких вечеров он много импровизирует, сиюминутно сочиняя экспромты, различные танцы, среди которых было много вальсов. Забавно, однако: когда в наше время появилась эстрадная песня «Как упоительны в России вечера», где есть слова «...и вальсы Шуберта и хруст французской булки», нашёлся «знаток», заявивший в СМИ, что Шуберт вальсов не писал. А вот и не правда! Писал, да ещё и какие чудесные и в количестве нескольких десятков. Вашему вниманию вальсы опуса 18

? Вальсы

и транскрипция (переложение) других нескольких вальсов, сделанная великим русским композитором и пианистом Сергеем Сергеевичем Прокофьевым.

? Вальсы в транскрипции Прокофьева

Благодаря «шубертиадам» музыка Шуберта стала распространяться, а с 1818 года его произведения включаются в программы концертов, а в прессе хвалебные статьи.

В 1820 году при содействии Фогля в театре Кернтнертор была поставлена опера-фарс «Братья-близнецы», а затем опера-феерия «Волшебная арфа» Шуберта. Оперы успеха не имели. Песни же его распространялись очень быстро, росло число их приверженцев. Первое издание шубертовских песен вышло в 1821 году на средства его друзей и почитателей. Доход от продажи был так высок, что стал хорошим подспорьем для автора, который жил так бедно, что не всегда мог купить нотную бумагу. Начиная с 1822 — 1823 годов песни и небольшие инструментальные и фортепианные произведения охотно печатают, чего нельзя сказать о симфониях.

? «Баркарола»

? Экспромт 1

? Экспромт 2

? Экспромт 3

В эти годы творчество Шуберта достигает высшего расцвета. В 1822 году он пишет симфонию № 8 «Неоконченную», которая стала новым словом и в образном отношении и в трактовке симфонического цикла. По сравнению с традиционным четырёхчастным симфоническим циклом, в этой симфонии только две части. И секрет не в том, что Шуберт не успел дописать произведение, а в том, что не нашёл нужным это делать. Сохранились наброски третьей части, которую он не закончил, не говоря о четвёртой части — финале, который он и не начинал писать. Позже Шуберт напишет 9-ю симфонию и начнёт 10-ю, но к этой, 8-й, больше не вернётся. В двух частях произведения сказано всё: и страдания души романтика и наслаждение покоем, величием природы, на лоне которой он находит утешение и умиротворение. В произведении нет внешнего конфликта, например, борьбы человека с судьбой, как это было у любимого Шубертом Бетховена. Здесь конфликт внутренний, лирико-психологический — в 1-й части и его разрешение — во 2-й. Необычно не только строение 8-й симфонии, но и её судьба. Через два года после написания симфонии Шуберт отдал её партитуру одному из старинных и лучших своих друзей Ансельму Хюттенбреннеру для того, чтобы тот передал её Обществу любителей музыки города Граца, которому симфония была посвящена. Но друг, сам сочинявший крупные инструментальные произведения, включая симфонии, решил, что эта симфония Шуберта неудачна, и, чтобы «не позорить» её автора, партитуру не передал. У Хюттенбреннера она и хранилась 40 лет пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек, который продирижировал ею в концерте в 1865 году, через 37 лет после смерти автора. Опубликовала симфония была в 1866 году.

? Симфония. Часть 1

? Симфония. Часть 2

В 1823 году Шуберт создаёт вокальный цикл на стихи немецкого поэта — современника Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха», состоящий из 20 песен, последовательно рассказывающих печальную историю безответной любви молодого мельника — подмастерья к дочери хозяина, которая лишь кокетничала с юношей, что он и принял за взаимное чувство, а сама любила охотника. Обманутый влюблённый решает окончить жизнь на дне ручья, который и привёл его на мельницу. Ручей является вторым персонажем цикла. Он имеет свою музыкальную характеристику в быстром и лёгком фортепианном сопровождении. Именно с ручьём мельник — подмастерье разговаривает, делится своими чувствами и переживаниями. Это своеобразное воплощение романтика, одинокого среди людей. События и переживания главного героя перекликаются со страницами жизни самого Шуберта. Это и называется автобиографичностью, свойственной творчеству романтиков. Песни цикла просты, искренни, поэтичны и просты по форме. «Прекрасная мельничиха» быстро обрела популярность и была опубликована.

? «Прекрасная мельничиха». Исполняет Эдуард Хиль

В годы создания 8-й симфонии и первого своего вокального цикла Шуберт много пишет музыки для фортепиано, вокальные ансамблевые и хоровые произведения и, конечно же, песни, из числа которых наибольшей популярностью по сей день пользуется знаменитая «Ave Maria!». Песня написана на стихи из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка. Она изначально называлась «Третья песня Эллен», т.к. представляла собой молитвенное обращение героини поэмы Эллен Дуглас к Деве Марии. Смысл текста аналогичен молитве «Богородице Дево, радуйся!» В ХХ веке произведение Шуберта стало настолько популярно, что получило несколько вариантов исполнения — хором, солистами с разными тембрами голосов и разными видами инструментального сопровождения. Послушайте «Ave Maria!» в исполнении великого итальянского певца Лучано Паваротти с оркестровым сопровождением.

? «Ave Maria»

Второй вокальный цикл на стихи В. Мюллера «Зимний путь», состоящий из 24 песен, Шуберт написал в 1827 году. Он стал своеобразным продолжением первого цикла. В отличие от «Прекрасной мельничихи», песни не объединены сюжетом. Юноша уходит из тех мест, где его постигло разочарование, и пытается найти если не счастье, то утешение или дружбу, пусть даже и с нищим, как и он сам, шарманщиком. Горькая действительность сменяется воспоминаниями о былом счастье. Герой одинок. Ведь он лишился единственного друга - ручейка, с которым делил и горе и радость. Зимой ручей замёрз. Теперь спутниками юноши стали ворон, снег да холодный ветер. По сравнению с первым циклом, песни «Зимнего пути» не столь напевны, сколь речитативны. И форма многих из них не куплетная, а строфическая. Вот этот цикл:

? «Зимний путь». Исполняет Эдуард Хиль

В этом же 1827 году Шуберт узнал от своего друга Шиндлера о том, что великий Бетховен (портрет справа), будучи уже совершенно глухим, просмотрел его песни и одобрил его талант. Он долго и с удовольствием вслушивался в них внутренним слухом и восклицал: «Воистину, в Шуберте живёт божественная искра!» О таком признании Шуберт и не смел мечтать!

1828 год — последний год жизни Франца Шуберта, был богат приятными для него событиями.

Был издан «Зимний путь», растёт признание его творчества и популярность песен и инструментальных произведений. 26 марта в Вене состоялся первый и единственный авторский концерт, на котором музыка Шуберта была принята публикой с восторгом. В этом же году он создаёт песни на стихи Рельштаба, Зейдля и Гейне.

Композитор собирался их издать, но тяжело заболел брюшным тифом. Организм, ослабленный нищетой и горькими переживаниями не справился с болезнью, и Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года, не дожив двух с небольшим месяцев до 32 лет. Похоронили его на Верингском кладбище. Известный поэт того времени Франц Гильпарцер, сочинивший надгробное слово Бетховену, сделал надпись на надгробии Шуберта: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды».

Согласно последнему желанию Шуберта быть похороненным рядом с Бетховеном, который умер в 1827 году в Вене, через 60 лет прах Шуберта был перезахоронен на Центральном венском кладбище, рядом с могилой боготворимого им Бетховена.

На второй фотографии справа могила Шуберта, слева — Бетховена, в центре — Моцарта.

В Вене находится памятник великому австрийцу — Францу Петеру Шуберту.

После смерти композитора венский издатель Тобиас Хасленгер купил у брата Шуберта рукопись его последних песен и издал их, дав сборнику название «Лебединая песня» — в соответствии с легендой о том, что перед смертью лебедь поёт свою последнюю песню.

Послушайте три произведения из этого сборника: «Вестник любви» и «Серенада» на стихи Рельштаба и «Двойник» на стихи Гейне.

? «Вестник любви»

? «Серенада»

? «Двойник»

За 31 год жизни Шуберт написал более 1000 произведений самых разных жанров. Некоторые рукописи пропали. Немало произведений было опубликовано сразу после его смерти, но многие хранились у друзей и родственников. В 1838 году немецкий композитор Роберт Шуман случайно нашёл в Вене рукопись «Большой симфонии» Шуберта и увёз её в Лейпциг, где она была исполнена оркестром под управлением композитора, основоположника первой в Германии Лейпцигской консерватории Феликса Мендельсона-Бартольди (автора знаменитого свадебного марша). Поиски рукописей Шуберта продолжались на протяжение долгих лет. Многие произведения были найдены, исполнены и опубликованы. Большой вклад в это дело внесли англичане — музыковед Джордж Гроув и композитор Артур Салливан. Великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист сделал транскрипции многих произведений Шуберта. Вот две из них — «Вестник любви» из сборника «Лебединая песня» и первая песня «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха» в исполнении С.В. Рахманинова

? «Вестник» в транскрипции Листа

? «В путь» в транскрипции Листа

Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал о Шуберте такие слова: «Что за неисчепаемое богатство мелодического изобретения было в этом, безвременно окончившем свою карьеру, музыканте! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!»

Завершить рассказ о Шуберте, я хочу стихотворением, написанным им в последний год жизни, и одним из его мудрых изречений, которое, возможно, научит нас с вами немного иначе смотреть на жизнь.

Вновь священные томленья
Мчат в надзвёздные селенья,
Чтоб заполнить мир пустой
Золотой своей мечтой.
Бог-Отец! Страдальцу сыну
Ты в награду за кручину
Ниспошли надежды луч.
Ты, единственный могуч!
Словно присуждённый к плахе,
Пред тобой лежу во прахе.
Пламя адово в груди,
Вижу гибель впереди.
Душу страждущую эту
Погрузи скорее в Лету,
А затем воздвигни вновь
Мир, где властвует любовь.

«Вы верите, что счастье можно найти в месте, в котором вы будете счастливы, но на самом деле счастье в нас самих» — Франц Петер Шуберт.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: