ГлавнаяСтатьиШуберт. Его научил сам Бог
Опубликовано 12.01.2017 в 18:00, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 951

Шуберт. Его научил сам Бог

«Его музыка живёт, не насаждаемая никем, живёт в собственной жизнестойкости. Шуберт первым почувствовал человека — сироту, первым почувствовал город как вместилище трагических переживаний, пагубность города, заброшенность человека — ещё тогда, когда немного было таких городов. Мне совершенно безразлично, кто играет Шуберта — Иванов, Петров, Кацнельсон, разницы нет. Главное — сама музыка, замечательные мелодии. А это самое трудное и самое ценное».

Г. В. Свиридов.

31 января этого года исполнится 220 лет со дня рождения основоположника эпохи романтизма в музыке, великого австрийского композитора Франца Петера Шуберта, которому и посвящяется рассказ.

В конце XVIII начале XIXвека в западно-европейском искусстве и литературе на смену Классицизму с его опорой на идеи Просвещения, культом разума и объективным, оптимистическим взглядом на мир, пришёл Романтизм с его культом чувства, субъективностью эмоций и восприятия окружающего мира, ставший новой, яркой и многогранной эпохой, охватившей не только весь XIX век, но и начало века ХХ. Ни одна эпоха до XIX века не подарила миру столько талантливых композиторов и исполнителей и столько музыкальных шедевров, как эпоха романтизма. Термин «романтизм» по отношению к музыке впервые употребил выдающийся писатель, художник и композитор Эрнест Теодор Амадей Гофман, живший в конце XVIII — начале XIX веков.

Романтика — понятие, возникшее в Англии ещё в середине XVII века и распространившееся в Европе, первоначально означало свободную, мечтательную и эмоционально приподнятую народную поэзию, как бы противопоставленную строгой латинской поэзии. В XVIII веке слово «романтизм» приобрело смысл выдумки, фантазии. Однако, такая трактовка романтизма, как новой эпохи в литературе и музыке, является односторонней. Ведь важнейшей общественно-исторической предпосылкой его стало отношение людей, особенно, поэтов и музыкантов, к событиям и результатам французской буржуазной революции 1789 года, разочарование в её несбывшихся идеалах, к атмосфере подавленности и безысходности. Особенно остро чувствовалось одиночество среди людей, их разобщённость и непонимание страдающего, небогатого и, нередко, безответно влюблённого человека, тонкая душевная организация которого была незащищённой от житейских бурь и ранимой. В результате, для романтика отношение к жизни раскалывается на две части: одна — жестокий, грубый, непонимающий и отталкивающий человека мир; вторая — мир сказки, природы, прекрасных воспоминаний, волшебной фантастики и идеализированной мечты. Таким образом, на смену классическому герою — титану, борцу и победителю, приходит новый герой — маленький человек, остро чувствующий несправедливость, чёрствость и равнодушие. Часто такой персонаж раскрывает переживания и жизненные коллизии самого автора, что называется автобиографичностью. Достаточно прочитать прозаические и поэтические произведения писателей — романтиков: Гейне, Шиллера, Байрона, Новалиса (литературный псевдоним Фридриха фон Гарденберга), позднего Гёте, чтобы открыть для себя мироощущение романтика. Однако, за всю историю романтизма, герой будет претерпевать изменения, превращаясь из пассивного страдальца в протестующего борца.

Но вернёмся к началу XIX века. В связи с новыми образами появляются новые жанры и средства выразительности. Так, в литературе возникает роман в виде писем или дневниковых записей; возрастает роль миниатюры — рассказа, новеллы, сказки; стихотворения часто объединяются в цикл, становясь своеобразным романом в стихах. По аналогии с литературой, в музыке появляются жанры вокальных и фортепианных циклов, состоящие из ряда песен или миниатюрных пьес, интонационной основой, которых, нередко, становится народная музыка; возрастает роль бытовых музыкальных жанров — танцев, экспромтов, песен и баллад; многие произведения программны, т.е., имеют название или словесное описание образного содержания; более красочной и свободной становит гармония.

Первым композитором — романтиком, в творчестве которого и проявился весь комплекс новых образов и средств выразительности стал Франц Петер Шуберт, родившийся 31 января 1797 года в одном из предместьев Вены — в приходе Лихтенталь. Отец композитора, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян, мать — Элизабет (в девичестве — Фиц) — была поварихой, дочерью силезского слесаря. Франц Теодор служил школьным учителем и был человеком трудолюбивым и добропорядочным, стремящимся воспитать своих пятерых детей (всего в семье родились 14 детей, из которых 9 умерли в раннем детстве) в соответствии со своими представлениями о жизни и её ценностях. Так, старшие братья будущего композитор — Игнац и Фердинанд — пошли по стопам отца и стали школьными учителями. В доме все любили музыку, часто и подолгу музицировали в семейном кругу, а в праздники — с друзьями, исполняли сочинения Гайдна, Моцарта и их современников, ставшие первыми музыкальными впечатлениями пятилетнего Франца, который, к тому же, обожал общество столярного подмастерья и часто посещал с ним мастерскую по изготовлению фортепиано, где пытался самостоятельно учиться играть, опираясь на природное чутьё. Первыми учителями Франца были отец, занимавшийся с ним на скрипке, и страший брат Игнац, преподававший ему фортепиано. С 6 лет Франц начал учиться в приходской школе, где преподавал отец, а с 7 лет начал брать уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента Михаэля Хольцера. Благодаря красивому голосу, в возрасте 11 лет Франц был принят певчим в венскую придворную капеллу и в императорский королевский конвикт — род привилегированного пансионата, где жили, воспитывались и обучались бесплатно ученики академической гимназии, студенты университета (кроме медиков) и придворные певчие, к числу которых он и принадлежал. В конвикте Франц играл в оркестре, исполняя партию второй, затем первой скрипки, а иногда даже заменял дирижёра.

Жизнь в Вене открыла для Шуберта возможность посещения концертов и оперных спектаклей, что вызывало его искренний восторг и побуждало к творчеству.

Когда Шуберт поступил в капеллу, её возглавлял один из известных и признанных композиторов и педагогов того времени, у которого брали уроки Бетховен, Лист, автор более чем 40 опер, множества инструментальных и вокальных сочинений 58-летний Антонио Сальери (тот самый Сальери, прямая или косвенная причастность которого к смерти Моцарта оспаривается многими исследователями, но достоверно так и не доказана).

Он обратил внимание на необычайную одарённость мальчика и поручил придворному органисту Венцелю Ружичке, преподававшему в конвикте музыкальные предметы, заниматься с ним генерал-басом, т.е., гармонией. Уже после второго урока Ружичка сказал в присутствии ученика: «Его я не могу ничему научить. Его научил сам Бог». Тогда с Францем стал заниматься сам Сальери. Он бесплатно занимался с Шубертом несколько раз в неделю контрапунктом и композицией в течение четырёх лет — с 1812 по 1816 год, т.е., и после того, как Франц ушёл из конвикта в 1813 году. Ученик, по словам одного из друзей Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, необычайно ценил своего учителя и в годы обучения с гордостью писал на своих сочинениях — «Франц Шуберт, ученик господина Сальери».

Портрет справа — Сальери.

Уход Шуберта из конвикта был связан с тем, что музыка стала преобладать над учёбой. Он стал пропускать занятия, получать низкие оценки, особенно, по математике и латыни. Отец, в качестве наказания, запретил сыну приезжать домой на каникулы. Это было суровое решение, т. к. оно совпало со смертельной болезнью матери Франца, которую он очень любил. Когда же отец отменил свой наказание, мать уже умерла. Условия в конвикте были не сахар — строжайшая дисциплина при довольно скудном питании, о чём Шуберт не раз писал старшему брату. Тяжесть жизни в конвикте смягчала музыка и друзья, с которыми Франц не расставался потом всю жизнь. Их имена — Иоганн Иенгер и Ансельм Хюттенбреннер. В 1813 году Шуберта отчислили из капеллы в связи с ломкой голоса (возрастной мутацией). Пользуясь этим обстоятельством, он уходит из конвикта.

Шуберт с друзьями.

Однако, именно в период обучения в конвикте, Франц Шуберт начал сочинять музыку. Так, в 1810 году было написано первое крупное сочинение — Фантазия для фортепиано в 4 руки. Затем, уже к 1814 году, Шуберт написал много произведений для фортепиано, песен, инструментальных ансамблей для различных составов (в том числе несколько струнных квартетов), октет для духовых инструментов, произведений для симфонического оркестра, среди которых первая симфония, хоровых духовных произведений и первую оперу «Увеселительный замок чёрта», познакомившись с которой, Сальери воскликнул: «Да ведь он всё может,, это гений! Он сочиняет песни, мессы, оперы, струнные квартеты, короче, всё, что угодно!»

Уход из конвикта весьма осложнил жизнь молодого музыканта, поставив вопрос поиска работы и заработка. Отец Шуберта хотел, чтобы сын стал учителем, тем более, что учителя освобождались от четырнадцатилетней военной службы. Чтобы стать учителем, Франц поступил в обычную школу и проучился в ней 10 месяцев, получив аттестат. Но и тут он неохотно учился, о чём свидетельствует следующий факт. В 1814 году в Вене произошло важное для культурной жизни событие — состоялась премьера единственной оперы Бетховена «Фиделио». Предание гласит о том, что Шуберт продал все свои учебники букинисту, а на вырученные деньги купил билет на эту премьеру (ну как не вспомнить про Буратино, продавшем свою Азбуку, чтобы попасть в кукольный театр, не в обиду Шуберту будь сказано!). Возможно, эти сведения не точны, но совершенно точно то, что поклонником Бетховена Шуберт был до конца своих дней и даже завещал похоронить себя рядом с ним. Как-то раз он сказал: «Иногда я думаю, кто вообще может даже надеяться написать что-то стоящее после Бетховена?!»
Окончив школу, Франц с 1814 года в течение четырёх лет работал помощником учителя в школе своего отца. В 1816 году Шуберт пытается получить должность учителя музыки в школе в Лайбахе (ныне — город Любляны в Словении), надеясь при этом на помощь Сальери. Однако, помощи не было, что послужило, наряду с различием взлядов учителя и ученика на романтическую поэзию и творчество, причиной разрыва. Для Шуберта настали тяжёлые времена. Для того, чтобы как-то свести концы с концами он был вынужден учить грамоте детей в одной из пригородных школ и ещё за небольшую плату давать уроки музыки. Но, именно в это время, в возрасте 17 — 20 лет им создано 4 симфонии, 4 зингшпиля (слово переводится как «песенная игра» — немецкая разновидность комической оперы XVIII века с пением и разговорными диалогами), 2 мессы, произведения для фортепиано, инструментальные ансамбли и около 300 прекрасных песен (иногда он писал их по нескольку в день!). Среди этих песен такие шедевры, как «Форель», «Скиталец», баллада «Лесной царь».

В песне «Форель», написанной на стихи немецкого поэта второй половины XVIII века Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта, нашла отражение хрупкая душа романтика, радующаяся солнечному дню, прозрачной искрящейся воде, в которой плещется рыбка, и горько страдающая не только от того, что рыбка погибнет, но и от человеческого коварства.

? «Форели». Исполняет И. Козловский

В «Скитальце», написанном Шубертом на стихотворение Георга Филиппа Шмидта — поэта, банкира и врача из немецкого города Любека, раскрылась вся психология романтика, одинокого и ищущего счастья в сказочной стране. Вот это стихотворение:

Иду я с гор, горит заря,
Туман встаёт, шумят моря.
О, где она, моя страна — твержу в пути —
О, где она?
Весной не греет солнце тут,
И в поле розы не цветут.
Здесь все так холодны со мной,
Я всем чужой, я всем чужой.
О, где ты, край родимый мой?
Когда же я приду домой?
Там всё светло, там всё поёт.
Там роза чудная цветёт.
Там ждут меня мои друзья.
И тех, кто умер, встречу я.
Звучит родная речь кругом.
Мой край, о, где ты?
Где ты, желанная страна, —
Твержу со вздохом, — где она?
И тайный голос дал ответ:
«Там хорошо нам, где нас нет».

? «Скиталец». Исполняет Георг Отс

Это произведение было так созвучно чувствам Шуберта, что через 6 лет после его создания, в 1822 году он написал на его основе фортепианную фантазию.

? Фантазия «Скиталец». Исполняет Артур Рубинштейн

Баллада на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь» существенно отличается от большинства песен Шуберта и жанром, и образным содержанием, воплощённым в характере фортепианного сопровождения, включающего в себя изобразительные приёмы, и вокальной партией, в которой слышны слова от автора и прямая речь персонажей. Это вокальная сцена. Это то, что мы услышим позже в вокальных произведениях Даргомыжского и Мусоргского. Друг Шуберта Йозеф Шпаун вспоминал о том, как была создана баллада: «Однажды в послеобеденное время мы с Майрхофером зашли к Шуберту. Мы застали его очень возбуждённым, громко читающим из книги „Лесного царя“. Он несколько раз прошёлся с книгой взад и вперёд, внезапно он сел, и через самое короткое время, так быстро, как только можно записать, прекрасная баллада уже была занесена на бумагу.» Уже после смерти Шуберта на одном из концертов балладу исполняла знаменитая немецкая певица Вильгельмина Шредер-Девриент. Великий Гёте присутствовал на концерте и был до глубины души потрясён талантом композитора и прекрасным исполнением.

? «Лесной царь». Перевод стихов — В. Жуковского. Исполняет А. Ведерников

Говоря о песнях. Шуберта, необходимо сказать об авторах стихов, к которым он обращался. Один из друзей композитора писал: «В литературе он далеко не был профаном, и его способность одухотворённо схватывать существо разных поэтических индивидуальностей, наполнять их новой жизнью

и воплощать особенности каждого в прекрасных и благородных музыкальных образах, видимо, достаточно говорит о том, какой глубины достигало его чувство, какая нежная душа стояла за этими произведениями. Кто так понимает поэзию, тот сам поэт.» Кстати, сохранилось несколько стихотворений, написанных самим Шубертом. За всю недолгую жизнь он написал более 600 одноголосных песен (не считая вокальные ансамбли — терцеты, квартеты, квинтеты), основой которых стали стихи как его современников и друзей, так и поэтов более раннего времени, немецких, австрийских и зарубежных (переводы из Шекспира, Скотта, Метастазио, Макферсона). На стихи Гёте он написал около 70 песен, на стихи Шиллера — свыше 40, на стихи Гейне — 6, на стихи своего друга Майрхофера — около 50. На некоторые стихи он писал до семи вариантов песен.

В жизни нередко успех и радость может сочетаться с печалью и разочарованием. Так произошло и в жизни Шуберта. В годы расцвета его творчества он переживает глубокую душевную драму. В его дневнике есть такая фраза: «Счастлив тот, кто находит истинного друга. Ещё счастливее тот, кто найдёт его в своей жене.» В 1814 году по случаю столетия лихтентальской церкви в ней исполнялась месса Фа-мажор Шуберта. Дирижировал автор, партию органа исполнял его брат, а партию первого сопрано — девушка, в которую и влюбился молодой композитор. Звали девушку Тереза Гроб ( см.портрет справа).

Мать растила её без отца, который владел маленькой шелкопрядильной фабрикой, но умер, оставив семье небольшое состояние. Для своей дочери мать мечтала найти состоятельного жениха, коим не являлся школьный учитель, получающий скромное жалование. Да и сам Шуберт не решался сделать предложение своей любимой по причине бедности. В результате, Тереза по настоянию матери в 1820 году вышла замуж за булочника, с которым прожила всю жизнь, и умерла в возрасте 78 лет. Для Шуберта брак Терезы стал тяжёлым ударом. Ансельм Хюттенбреннер вспоминал слова своего друга: «Я очень любил одну девушку, и она меня также...Она была несколько моложе меня, и чудесно, с глубоким чувством пела соло сопрано в сочинённой мною мессе. Она не была красивой, с оспинками на лице, но она была добра, сердечно добра. В течение трёх лет она надеялась, что я женюсь на ней; я, однако, не мог найти какого-либо места, которое бы обеспечило нас обоих. Тогда по желанию своей матери она обвенчалась с другим, что меня очень огорчило. Я всё ещё люблю её, и с тех пор ни одна другая не нравится мне так, как она. Она не была предназначена для меня.»

Читайте продолжение.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: