ГлавнаяСтатьи "Эта личность есть безусловное совершенство". Часть 2
Опубликовано 26.12.2016 в 15:00, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 416

"Эта личность есть безусловное совершенство". Часть 2

Начало рассказа читайте ЗДЕСЬ.

После смерти Н.Г. Рубинштейна — основателя и первого директора Московской консерватории, учебным заведением руководил директориальный комитет из 5 человек, куда входил и Танеев. Чайковский с горечью замечал упадок и ухудшение творческой атмосферы консерватории. Вот что он написал своему другуНадежде Филаретовне фон Мекк: «Я решил добиться назначения на должность директора Танеева, человека безупречной нравственной чистоты и превосходного музыканта, хотя слишком молодого. В нем я вижу якорь спасения консерватории.» По просьбе Чайковского в 1885 году 28-летний Танеев возглавил консерваторию и руководил ею 4 года. За это время он усовершенствовал учебные планы, содействовал открытию педагогического отделения класса фортепиано для студентов, играющих на других инструментах, выделил для учащихся — духовиков дополнительные стипендии, что позволило организовать полноценный ученический оркестр, уделял большое внимание ученическому хору. В период директорства Танеева силами консерваторцев были поставлены оперы Моцарта, Лортцинга, исполнены оратории Генделя. Также он был одним из первых, кто решил разделить музыкальное образование на две ступени, которые ныне соответствуют училищу (среднее специальное образование) и консерватории (высшее музыкальное).

Летом 1885 года, незадолго до принятия должности директора консерватории, Сергей Иванович вместе с университетскими профессорами историками и этнографами Максимом Максимовичем Ковалевским и Иваном Ивановичем Иванюковым отправляется в научную экспедицию в Сванетию. Целью экспедиции было изучение быта и культуры кавказских народов, почти неизвестных в то время в России и в Европе. Путешественников сопровождает и по-кавказски радушно принимает в своём ауле князь Измаил Мирзакулович Урусбиев и его сыновья — Сафар-Али и Науруз.

Князь был очень образованным человеком, владел русским языком и не просто помнил множество народных песен, но и мог определить степень их древности. Танеев в одном из своих писем так характеризует И.М.Урусбиева: «С нами едет владелец урусбиевского аула, человек во многих отношениях замечательный, Измаил Мирзакулович ... лицо, знающее весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку старинную и новейшую (понятно, кавказскую), знающий историю и географию, Бокля, Дарвина и т.п. Считается здесь первым знатоком кавказских преданий.» Сергей Иванович записал более 20 кавказских песен, на основе которых написал исследование «О музыке горских татар». Надо заметить, что Танеев и прежде интересовался фольклором. Так, он изучал русские былины, русские народные песни разных жанров, порой обрабатывая их в европейском полифоническом стиле.

В мае 1889 года Танеев уходит с поста директора консерватории, решив посвятить себя сочинению музыки, сохранив за собой, однако, преподавание класса контрапункта и с 1897 года класс музыкальной формы. Газета «Московские ведомости» писала: «Нельзя не пожалеть о решении С.И. Танеева, столько потрудившегося на пользу Московской консерватории...

Известие об оставлении им должности директора консерватории не могло не вызвать глубокого сожаления о таком решении его.» А вот что написал сам Сергей Иванович об этом событии Чайковскому: «Чувствую себя бесконечно счастливым. Тишина, спокойствие, возможность делать что хочешь, занятия контрапунктом, открывающие мне новые горизонты, - лучше трудно себе что-либо представить.»

Фото слева: Члены экспедиции и Урусбиевы. Танеев стоит слева

Осенью 1889 года Танеев работает над музыковедческим исследованием, названным им «Подвижной контрапункт строгого письма», в котором излагается фундаментальное исследование полифонии XVI — XVII веков. Над этим трудом учёный трудился 17 лет. Эпиграфом этой книги, изданной в 1906 году Танеев избрал слова Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формы выражения.» Вторая книга Танеева называется «Учение о каноне» и является продолжением первого исследования. Однако, она была не завершена, но подготовлена и издана после смерти автора в 1929 году в Лейпциге Беляевским издательством. Оба труда являются самыми выдающимися в мире в области исследования полифонической музыки.

Одним из крупных произведений, написанных Танеевым в 80-е годы стала опера-трилогия «Орестея» по трагедии Эсхила. Это было единственное произведение композитора, написанное в жанре оперы. И хотя он в разное время собирался написать оперы, обращаясь к сюжетам Лопе де Вега, Гоголя, к античной мифологии, но эти замыслы не осуществились. О постановке оперы хлопотал Чайковский. Поставлена же она была в 1895 году, после смерти Петра Ильича, в Петербургском Мариинском театре. На премьере присутствовали композиторы Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов, Рахманинов и многие другие музыканты, а также, жена Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна с сыном и дочерью. Большого успеха не было. За 2 сезона опера была поставлена 8 раз и снята с репертуара.

После исполнения «Орестеи» Танеев подружился с Римским-Корсаковым и Глазуновым, а позже, с автором оперы «Князь Игорь» учёным-химиком и врачём Бородиным и крупным лесопромышленником и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым — основателем Русских симфонических концертов и нотоиздателем, который с 1896 года начинает монопольно издавать сочинения Танеева.

Портрет справа: Митрофан Петрович Беляев

В начале 1895 года Сергей Иванович вместе со своей няней приезжает в Ясную Поляну по приглашению Льва Николаевича Толстого и его жены и проводит там лето во флигеле, отведённом специально для него. С великим писателем и его семьёй Танеев был знаком и раньше. Композитор наслаждается прелестями сельской жизни, природой, в обществе дочери писателя Татьяны изучает итальянский язык, играет с Львом Николаевичем в шахматы, причём, в случае своего поражения исполняет пьесы на рояле, в случае победы Толстого, тот читает вслух какое-либо своё произведение, в случае ничьей шахматисты играют в 4 руки.

Семья Толстых, где справа Танеев и Толстой играют в шахматы

По вечерам Танеев играет Моцарта, Шопена, Бетховена и часто играет в 4 руки с Софьей Андреевной — женой писателя. Вся семья Толстых горевала о смерти маленького сына Ванечки, и музыкальные вечера постепенно возрождали измученные горем сердца слушателей. Софья Андреевна писала: «Помню я, какое странное внутреннее пробуждение чувствовала я, когда слушала прекрасную игру Танеева. Горе, сердечная тоска куда-то уходили, и спокойная радость наполняла моё сердце. Игра прекращалась — и опять сердце заливалось горем, отчаянием, нежеланием жить.» Зимой Танеев посещал Толстых в Москве в их доме в Хамовниках, расположенном недалеко от Мёртвого переулка, где жил он сам. Навещала его и Софья Андреевна — брала уроки музыки. Графиня увлеклась композитором, хотя он об этом не догадывался. Она была первым и благодарным слушателем симфоний Танеева. Его музыка была нужна ей, как воздух, придающий ей необычную восторженность. Толстой не мог не заметить перемен, случившихся в его жене. Он написал ей письмо, полное недоумения и упрёков. Софья Андреевна сочла ревность мужа вздором, объясняя это тем, что в свои 53 года она и не думала увлекать Танеева. Лев Николаевич всё происходящее отобразил в своей «Крейцеровой сонате».

Что же касается личной жизни Танеева, то о ней мало что известно, так как он, при всей его эмоциональности, общительности и остроумии, не раскрывал никому тайны своего сердца. Однако, в его архиве сохранился черновик письма к Марии Карловне Кинд — Бенуа, пианистке, профессору Петербургской консерватории, по которому можно понять, что она была единственной любовью всей его жизни.

Портрет слева: М.К. Кинд-Бенуа

Мария Карловна происходила из швейцарского дворянского рода, была замужем за Альбертом Николаевичем Бенуа, одним из родственников которого был знаменитый художник, художественный критик, основатель и идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. У любимой женщины Танеева было четверо детей, но её семейная жизнь не складывалась. Танееву было 30 лет, когда между ними вспыхнуло чувство любви. Однако, при разводе дети должны были остаться с отцом, и Сергей Иванович не мог допустить такой страшной для его возлюбленной разлуки. В дальнейшем, Мария Карловна с мужем всё же разошлась, вышла замуж. Танеев же так и не женился.

В сентябре 1897 года С.А. Толстая пишет в своём дневнике: «Сергей Иванович сыграл мне свою прекрасную симфонию и очень меня ею взволновал: прекрасное произведение, и благородного высокого стиля музыка его.» Эти слова относятся к одному из лучших произведений композитора — 4-й симфонии. Эта симфония — музыкально-философское осмысление жизни. Она стала одной из вершин русской инструментальной музыки. Танеев посвятил её Глазунову, под управлением которого прозвучала премьера.

В 1-й части симфонии преобладают мужественные драматические образы, 2-я часть лирико-философская, полная возвышенного благородства, 3-я часть — скерцо (в переводе с итальянского — шутка) — лёгкое и игривое, 4-я часть — напоминает Бетховенское кредо: «От мрака — к свету, через борьбу — к победе!» О 4-й симфонии Н.А. Римский -Корсаков написал Танееву в письме:

«Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка всех музыкальных мыслей.»

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории, в которой начал преподавать. Это было общедоступное просветительное учреждение, в котором широкий круг учащихся мог получить необходимые знания о музыке. Важно отметить и то, что Сергей Иванович не прекратил заниматься и с консерваторскими учениками, причём делал это бесплатно. Единственный раз он взял плату за обучение у сына очень богатых родителей, но только для того, чтобы отдать деньги бедному ученику.

В 1908 году Танеев едет за границу. Вместе с Чешским квартетом он даёт три концерта в Берлине, Вене и Праге, в программу которых входил его си-бемоль минорный квартет.

В начале 1909 года С.И. Танеев стал одним из основателей общества «Музыкально-теоретическая библиотека». Предшественником его было «Музыкально — научное общество», созданное в 1902 году. Основной формой научного общения между музыкантами было чтение и обсуждение заранее подготовленных кем-то из них материалов, запас которых был невелик. Так родилась мысль о создании «Музыкально-теоретической библиотеки». Сергей Иванович пополнил собрание ценнейшими изданиями из своей коллекции, которая была богатой и во многих отношениях уникальной. Например, в ней находились тома Полного собрания сочинений И.С. Баха, издаваемого тогда Баховским обществом. Во время своих путешествий в Германию, в Париж он постоянно разыскивал и приобретал старопечатные редкости. Впоследствии танеевское собрание вошло в состав библиотеки Московской консерватории. Эта библиотека носит имя Танеева и является одним из крупнейших в России книжных и нотных хранилищ. В октябре 1912 года С.И. Танеев был избран почётным членом общества «Музыкально-теоретическая библиотека», а после его смерти, оно стало носить его имя.

В том же 1909 году из печати выходит вокальный цикл «Иммортели» (в переводе с французского — бессмертники), включающий в себя 10 романсов написанных за две недели в августе 1908 года. Стихотворной основой стал сборник «Иммортели» Эллиса (псевдоним Льва Львовича Кобылинского — поэта, переводчика, философа, историка литературы и теоретика символизма), который включил в него свои переводы стихов разных авторов, в основном поэтов — символистов. Танеев выбрал стихи Мура, Данте, Метерлинка, Бодлера, Ницше и некоторых других. Романсы являются особым выражением лирических переживаний в творчестве композитора. Всего Танеев написал более 50 романсов.

? Танеев — Музыка (стихи Бодлера в переводе Эллиса)

? Танеев — Рождение арфы (стихи Мура в переводе Эллиса)

Ещё одна поездка в Прагу и по городам Германии состоялась в 1911 году. Камерные инструментальные произведения занимают особое место в его творчестве и, хотя каждое произведение ярко индивидуально, создавая их, композитор искал и находил вдохновение в музыке Моцарта, которую считал идеальной. Фортепианный квинтет соль-минор, законченный в 1911 году, является одной из вершин камерного инструментального творчества Танеева.

? Танеев — Фортепианный квинтет

Произведения для хора являются важной и яркой частью его творческого наследия. Так получилось, что кантата «Иоанн Дамаскин» открыла творческий путь композитора, а завершила его кантата «По прочтении псалма» на стихи А.С. Хомякова. Произведение Танеев посвятил памяти матери, от которой с детства слышал это стихотворение и в котором поэт словами Бога-творца раскрывает общечеловеческие ценности:

«Мне нужно сердце чище злата
И воля крепкая с труде,
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна мне правда на суде!»

Последние годы своей жизни с 1906 по 1915 весной, летом и осенью Танеев со своей няней Пелагеей Васильевной жил на даче в Дюдькове, куда добирался сначала на поезде из Москвы до станции Голицыно, а потом 20 вёрст на извозчике. Сергей Иванович всегда восторгался русской природой, и наслаждался жизнью на даче.

О своей жизни в Дютькове он писал: «Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую». Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс. Сейчас в доме, где жил Танеев, находится музей, в котором хранятся его подлинные вещи.

1915 год начался для Танеева печально: умерла жена его старшего брата, затем старинный друг, а в апреле бывший ученик талантливый композитор А.Н. Скрябин, умерший от заражения крови в возрасте 43 лет. Идя за гробом своего ученика, Сергей Иванович повторял: «Что же теперь будет?» День был ненастный и холодный, он сильно простудился, и развилась пневмония, осложнённая упадком сердечной деятельности.

Великий русский композитор, учёный, педагог скончался 19 июня (по старому стилю) 1915 года. Дюдьковские крестьяне несли гроб с телом Танеева на руках до Звенигорода, а в Голицыне вагон, в который был помещён гроб для перевоза его в Москву, украсили цветами и зеленью. Сергея Ивановича люди считали праведником. На выносе гроба деревенский пастух, стоя на коленях, сказал: «Всем-то ты добра желал, никому злого слова не сказал; вечный тебе покой и царство небесное.» В Москве траурное шествие проследовало от дома Танеева в Гагаринском переулке до консерватории. Там после отпевания, в память о композиторе была исполнена 2-я медленная часть его 4-й симфонии. Похоронили С.И. Танеева на кладбище Донского монастыря, рядом с матерью, согласно его желанию. Однако, в советское время, в 1940 году могила была перенесена на Новодевичье кладбище.

Имя Танеева носят:


- музыкальная школа и концертный зал во Владимире, около которого стоит бюст композитора,

- музыкальная школа в Москве,

- Калужский областной музыкальный колледж,

- международный конкурс камерных ансамблей и даже cамолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот»,

- бортовой номер VP-BWK.

Фото из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: