ГлавнаяСтатьиЕль или ёлка?
Опубликовано 25.12.2016 в 12:39, статья, раздел Слово, рубрика Филологический взгляд
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 318

Ель или ёлка?

Не думаете же вы, что ель и ёлка – одно и то же? Конечно, ель интересна ботаникам и лесоводам, а ёлка – культурологам и филологам. Потому что ёлка – это часть нашей культуры, и вокруг неё сложился огромный круг текстов. Что мы можем из них извлечь?

Каждый год, когда приближаются новогодние праздники, я беру в руки книжку с простым названием «Русская ёлка», подаренную мне ее автором – Еленой Владимировной Душечкиной, которая доктор филологических наук, служит профессором в Петербургском университете и написала много статей и книг о русской литературе.

Эта книжка, как мне кажется, интересна не только филологу (хотя она вполне академично написана), а любому человеку, у которого с самого детства есть образ новогодней ёлочки, а во взрослом состоянии возникали вопросы: что это за обычай? давно ли он установился? где его придумали? всегда ли ёлку зажигал Дед Мороз в сопровождении Снерурочки? кто и когда придумывал новогодние песенки?

Если эти вопросы у вас действительно возникали, вам надо непременно найти книгу «Русская ёлка». Она вышла давно – еще в 2002 году, но потом переиздавалась. Пока вы ищите ее в интернете, я попытаюсь слегка приоткрыть завесу тайны над этим культурным феноменом. Мне кажется это важным, потому что, когда мы включаемся в традицию, всегда интересно знать ее историю и смысл.

А история у нашей ёлки в самом деле очень интересная. В народной культуре ель любовью не пользовалась, она была далека от дома – ельничек, березничек… А вносилась дом в новгородний праздник как его символ … у немцев.

В русский обычай её ввёл Пётр Первый, когда он изменил календарь (не от Сотворения мира, а от Рождества Христова) и велел отмечать новый год не в сентябре, как это было принято, а «1 генваря», как все европейские народы. Петровский указ от 20 декабря 1699 года устанавливал не только новую дату празднования нового года, но и способы украшения столицы «от древ и ветвей сосновых, еловых, мозжевеловых». Так ель шагнула из лесу – в город, но еще не стала домашней ёлочкой.

Это случилось уже в Петербурге в XIX веке. Сначала она появилась в домах петербургских немцев, ведь их в столице Российской империи было очень много, и они привозили с собой и свои обычаи, в том числе и праздничные.

Впервые ёлка упоминается в журнале «Северная пчела» накануне 1840, и затем эта тема не сходит со страниц газет и журналов в канун… Рождества. Это очень важно отметить: ёлка устраивается императором Николаем I, а затем появляется в домах петербургской знати как рождественский символ. И в середине века начинает налаживаться ёлочная индустрия, издаваться ёлочная литература, а у слова ёлка появляется новое значение – украшенное дерево в доме и празднование Рождества вокруг него (стали говорить «устроить ёлку для детей», «пойти на ёлку»). Как мы видим, это было новым для языка, литературы и культуры повседневности.

Елена Владимировна Душечкина детально, по множеству текстов – газетных (представляете, сколько газетных подшивок ей пришлось перечитать!), мемуарных, художественных (обилие этих текстов поражает при чтении, честное слово) – восстанавливает, как ёлка распространялась из столицы в дворянские усадьбы, как устанавливался обычай наряжать ёлку в тайне от детей, а потом вокруг нее водить хороводы, наконец, как ёлка становится центром публичного собрания и появляются песни о ёлке… Следя за этой филологической реконструкцией, встречаем имена Герцена, Цветаевой, Некрасова, Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина…

Казалось бы, обычай праздновать Рождество с ёлкой становится всё более встроенным в русскую культуру, он распространяется всё шире. Ёлочная литература становится всё более обильной и интересной. Вокруг ёлки вырастают ее персонажи – Дед Мороз и Снегурочка… Ёлка располагается на становящихся популярными рождественских открытках…

Но грянул 1917 год и полное изменение жизни. В новой жизни ни Рождеству, ни ёлке места не нашлось. Она была объявлена буржуазным пережитком, вместо ёлки предлагалось побегать на лыжах – полезнее для здоровья.

«А как же наше детство с ёлками? – скажет возмущённый читатель, – Мы же жили при советской власти!». Конечно, у вас была ёлка, если ваше детство протекало после 1936 года. В книге «Русская ёлка» читаем, как неожиданно в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёдку!». Она была пописана П.П.Постышевым, канддатом в члены Политбюро ЦК КПСС, но понятно, что эта была новая позиция партии.

Очень быстро по партийной указке ёлка вернулась, но не совсем та – это была новогодняя советская ёлка. И снова стала налаживаться индустрия ёлочных игрушек, ёлочная литература – стихи и песни – всё идеологически выдержанное. Слово ёлка изменило свое значение: не рождественная, а новогодняя. На вершине ёлки горела уже не вифлеемская, а наша пятиконечная звезда. Её украшали не только шарики и сосульки, но и тракторы, серп и молот, потом ракеты и космонавты. И, конечно, обязательные подарки к елкам – от Деда Мороза, который был возвращен вместе со Снегурочкой.

Мой кратчайший пересказ культурной биографии ёлки упускает самое интересное в книге Елены Владимировны Душечкиной – массу подробностей, тысячи реальных текстов – мемуарных, газетных, стихотворных, кото-рые составили эту биографию. Именно их интересно почитать перед вашей семейной ёлочкой с электрическими гирляндами и современными игрушками. Ведь каждый год мы не только провожаем старый год, но и продолжаем эту замечательную традицию, которая называется «русская ёлка».

И мне еще хотелось показать читателю, что на неё возможен филологический взгляд. Так профессионально и сердечно представленный в книге Елены Владимировны Душечкиной, прекрасного филолога. Я давно искала случая написать об этой книге и так поздравить Елену Владимировну с Новым годом. Вместе с читателями нашей рубрики.

С Новым годом! С новой ёлкой!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: