ГлавнаяСтатьиПодарки и сюрпризы из музыкальной шкатулки
Опубликовано 24.12.2016 в 10:15, статья, раздел Звук, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 702

Подарки и сюрпризы из музыкальной шкатулки

Уважаемые читатели, дорогие друзья! Совсем скоро мы будем праздновать светлый и святой праздник Рождества Христова

и самый волшебный, красочный и весёлый праздник — встречу Нового года, который превращает всех нас снова в детей, ждущих чудес и подарков!

Радость и вера в торжество добра и красоту — вот что объединяет эти прекрасные праздники!

Рождественские и новогодние подарки — всегда тайна и сюрприз, ведь их прячут под разнаряженной и сияющей блестящими игрушками и огоньками ёлкой. А если ёлка большая, упоительно пахнущая хвоей и с густыми ветками — лапами, стелящимися по полу, то поиск под ней подарка почти превращается в сказочное лесное путешествие. Когда я была маленькой, и именно под такой ёлкой в нашей семье прятали подарки, я даже чуть-чуть побаивалась их под ней искать и поглядывала на толстый ствол, покрытый мхом — не прячется ли за ним какое-нибудь чудо лесное...

Прошло время, и я уже давно не опасаюсь чудища из ёлки, и когда её наряжаю, слушаю сказочно восхитительные сонаты для флейты и клавесина И.С. Баха. Попробуйте и вы сделать так же, надеюсь, и вам это доставит радость!

? И. С. Бах — Соната Си минор для флейты и клавесина

? И. С. Бах — Соната Ми-бемоль мажор для флейты и клавесина

Вам, уважаемые любители музыки, и любому, кто зайдёт в нашу рубрику, не придётся искать подарки под ёлкой потому, что они музыкальные. Среди них есть те, которые как старинные ёлочные игрушки хочется рассматривать, любуясь изобретательностью мастера, их изготовившего, есть яркие, весёлые и смешные, а есть такие, которые берёшь в руки с особым чувством благоговения — так они прекрасны и нежны. Итак, мы открываем музыкальную шкатулку с подарками и сюрпризами.

Рождественская музыка представляет собой калейдоскоп прекрасных произведений, начиная с ранних веков, и до наших дней. Само Рождество сопровождалось музыкой, и первые рождественские песнопения, льющиеся из уст ангелов, раздавались над яслями младенца Иисуса чудесной вифлеемской ночью.

Первые христиане продолжили ангельскую традицию. Существуют исторические записи 129 года от Рождества Христова о песнях, написанных специально для Рождества, хотя официальный статус праздник получил лишь в IV веке. В Средние века для рождественских богослужений начала создаваться церковная музыка, и, в первую очередь, обязательные части мессы, которые называются официй. В литургической музыке средневековья в Европе звучало григорианское пение (от имени папы Григория I) — плавное и аскетичное, исполняемое мужскими голосами в унисон и придающее мессе большую торжественность и размеренность. После Крещения Руси в 988 году к нам из Византии перешли традиции православия — архитектура и интерьер храмов, знаменное пение (по названию «знаменА» — значки, означавшие те или иные попевки и располагавшиеся в молитвенных книгах над текстом). Сначала знаменное пение было одноголосным, а затем появилось двух- и трёхголосие, получившее название «путевой распев», в котором главным был средний голос — «путь». Послушайте рождественские знаменный распев — Кондак «Рождество Христово» и путевой распев «Величание на Рождество Христово».

? Кондак Рождество Христово

? Величание на Рождество Христово

Рождество было любимо и почитаемо всеми людьми от мала, до велика, а потому выходило за рамки церковных служб. Стали появляться народные обряды и песни, связанные с Рождеством и среди них колядование, сопровождавшееся песнями — колядками. Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, а вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Само слово «коляда» — это имя. Так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. Вспомните, как весело колядуют дивчины и парубки в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки», снятом Александром Артуровичем Роу в 1961 году по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вашему вниманию три рождественские колядки:

? Колядка на греческом языке

? «Эта ночь святая»

? «Щедрый вечер»

Среди многочисленных произведений классической музыки, посвящённых рождению Христа, одним из самых ярких и монументальных является «Рождественская оратория» для хора, солистов и оркестра гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, написанная им в последний период творчества в 1734 году в Лейпциге. Сюжет произведения, заимствованный из Евангелий от Луки и частично от Матфея, по-видимому, был скомпонован самим композитором. В оратории шесть кантат, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям следующим образом:

1. Рождение Младенца; 2. Благая весть о рождении Младенца; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречен Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода;

6. Поклонение волхвов.

Однако, отсутствуют конкретные действующие лица и события, есть лишь лирические размышления о них, соединённые между собой речитативами Евангелиста. Автор стихотворного текста неизвестен. Исследователи предполагают, что им был Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици), с которым Бах часто сотрудничал. Первое исполнение оратории состоялось в Рождественские праздники — с 25 декабря 1734 до 6 января (праздник Богоявления) 1735 года. Духовенство часто обвиняло Баха в том, что его музыка слишком жизненная, не аскетичная, какой должна бы быть для исполнения её в церкви. Музыка его — это голос всего человечества! Каждая его нота — гимн Богу и всему, что им создано от песчинки до каждого зверя и человека. Композитор был глубоко верующим христианином и считал сочинение музыки одной из форм богослужения. "Моя единственная цель сегодня...создать тщательно выверенную музыку для величайшей славы Божией«,— говорил он. Большей части своих произведений он предпосылает эпиграф на латыни: «Soli Deo Gloria» — «Единому Богу слава».

Каким же счастьем наполняется сердце, и как же вольнее дышится, когда слушаешь музыку великого Иоганна Себастьяна Баха и благодаришь Создателя за то, что он дал жизнь гению, равных которому нет в мире!

Насладитесь, напитайтесь «Рождественской ораторией» Баха, и мир для вас засияет новыми красками не только в эти праздничные дни.

? И. С. Бах — Рождественская оратория

Воспевание Богоматери неотъемлемо от празднования Рождества.

Картина Сандро Ботичелли «Воспевание Богородицы»

Магнификат (ударение на второй слог) в переводе с латыни означает «славословие». Это же слово стало названием произведений сотен композиторов от XV века до нашего времени. Превосходен Магнификат, бесспорно, И.С. Баха, который тоже вы можете послушать. Его композитор написал, как и «Рождественскую ораторию», в Лейпциге. В 1723 году был написан первый вариант, а в 1730 году новый, окончательный. Магнификат предназначался для рождественской службы. На это указывают номера, связанные с текстом службы и исполняемые не на латыни, а на немецком языке. 12 номеров Магнификата составляют пять хоров, пять арий, дуэт альта и тенора и терцет двух сопрано с альтом. Их содержание родственно «Рождественской оратории», написанной позднее.

? И. С. Бах — Магнификат

Вы не забыли о том, что в рождественские и новогодние дни происходят чудеса? И вот один из них: сейчас вы, прослушав Магнификат И.С. Баха, имеете редкую возможность услышать произведения этого же содержания его сыновей — композиторов Иоганна Христиана и Карла Филиппа Эммануила и сравнить их стиль с творческим почерком отца.

? Иоганн Христиан Бах — Магнификат

? Карл Филипп Эммануил Бах — Магнификат

Божья Мать вдохновляла во все времена авторов произведений разных видов искусства. В её честь написано неисчислимое количество прекрасных хоров, песен. Одна из них стала своеобразным символом.

Это «Ave Maria» австрийского композитора первой трети XIX века Франца Шуберта. Вашему вниманию два исполнения. Первое — хоровое с удивительным сопровождением, в котором кроме оркестра звучит орган.

? Франц Шуберт — Аве Мария

Во втором вы услышите подобный ангельскому пению голос итальянского мальчика Робертино Лоретти, покорившего своим искусством пения в 60-е годы прошлого века весь мир.

? Робертино Лоретти — Аве Мария

А теперь послушайте песню «Молитва Богородице», написанную современным российским ансамблем «Гвадалахара» и его солистом Русланом Силиным.

Исполнив эту песню, ансамбль победил на Международном фестивале православных песен «Поющий ангел» в 2013 году.

? Гвадалахара

В отличие от Рождества, Новый год — праздник светский, полный шуток и сюрпризов. Итак, сюрприз для вас! Все знают весёлую песенку Джингл Белс — в переводе с английского «звените, колокольчики») известную и популярную во всем в мире, в том числе и в нашей стране. Она была написана в 1857 году американским композитором Джеймсом Лордом Пьерпонтом. Первое название песни — «One Horse Open Sleigh», по последней строчке куплета, в которой говорится про сани и лошадку. Изначально мелодия песни Jingle Bells была более сложная, чем-то напоминавшая мотивы Моцарта. Но благодаря массовой популярности, со временем она упростилась. Чаще всего исполняют лишь первый куплет. Его краткое содержание — как хорошо кататься на санях! Текст песни переведён на многие языки мира, но кроме того, существует большое количество забавных вариантов её исполнения в разных музыкальных стилях. Послушайте как звучит эта развесёлая мелодия в стиле диско в исполнении «Бони М», в джазовой трактовке с солисткой — великой Эллой Фицджеральд, в китайском, восточном и армянском национальных стилях.

? Бони М — Джингл белс

? Элла Фицджеральд — Джингл белс

? Джингл белс в китайском стиле

? Джингл белс в восточном стиле

? Джингл белс в армянском стиле

Мне эти разные трактовки песни напомнили новогодние ёлочные шары — форма их одна и та же, а узоры разные!

В нашей стране Новый год ассоциируется с прекрасным фильмом Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром», салатом «оливье», который за рубежом называют «русским», и с новогодней песенкой «В лесу родилась ёлочка», которую знают все с раннего детства и в любом возрасте с удовольствием поют в новогодние праздники.

История создания этой песенки необычна уже тем, что её авторы даже не были знакомы. Гувернантка и библиотекарь Раиса Адамовна Кудашева, отсылая в редакцию свои стихи, подписывала их исключительно псевдонимами или вообще непонятными инициалами. Так и под стихотворением «Ёлка», вышедшем в 1903 г. в журнале «Малютка», стояли лишь буковки «А. Э.». Этот журнал попал в руки кандидату естественных наук Леониду Бекману, у которого было дома пианино и подрастала дочка. Вот и сочинил он для неё песенку. Однако, нотной грамоты заботливый отец не знал, и записать песню ему помогла жена — Елена Бекман-Щербина, которая была пианисткой и профессором Московской консерватории. Давайте же послушаем любимую песню, и, может быть, подпоём, вспоминая детство и предвкушая новогодний праздник!

? «В лесу родилась ёлочка»

Дорогие друзья! Скоро, совсем скоро придёт Новый 2017 год, и осенит своей благодатью земной шар Рождество! Примите же поздравления с этими прекрасными праздниками!

? ABBA — Happy New Year

? Долина — Песня про Новый год

Пусть всё у вас будет хорошо, и добрый Дедушка Мороз положит для вас и ваших близких чудесные подарки, а в придачу удачу, крепкое здоровье и радость, а печали унесёт прочь в своей оленьей упряжке!

И пусть всегда будет рядом с вами ваш Ангел-хранитель, который будет молиться за вас и поможет в трудную минуту.

И, прежде чем мы с вами, дорогие читатели, простимся до новых встреч в новом году, примите два новогодних сюрприза, которые порадуют и взрослых и детей. Первый — мультфильм Уолта Диснея «Фантазия», соданный им в 1940 году в сотрудничестве с известным американским дирижёром Леопольдом Стоковским, в котором использована музыка различных композиторов, о чём расскажет ведущий концерта. Этот фильм получил сразу две премии «Оскар» : Дисней — «За исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе», а Стоковский — «За уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки и расширение значения кинематографа как средства развлечения и искусства»
Второй сюрприз — балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», созданный в 1892 году, в постановке Большого театра СССР 1978 года с восхитительными Екатериной Максимовой и Владимиров Васильевым в главных партиях.

Приятных просмотров и впечатлений в праздничные дни! До новых встреч!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: